Управление инновациями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях, а самое главное – это управление инновациями в организации на примере моей работы: сети супермаркетов "Любимый" –крупнейшей рознично сети на Дальнем Востоке, которая предлагает покупателям широкий выбор косметики, парфюмерии и необходимых товаров для дома. Объектом исследования курсовой работы является сеть супермаркетов "Любимый".

Содержание

1 Управление инновациями на предприятии 6
1.1 Определение понятия инновации и виды инновации 6
1.2 Механизм управления инновациями 11
1.3 Понятие инновационного менеджмента, его основа и задачи 16
1.4 Задачи инновационного менеджмента 17
1.5 Организация инновационной деятельности на предприятии 21
1.6 Формирование инновационной стратегии предприятия 24
1.7 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия 32
1.8 Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями 36
1.9 Планирование как функция управления инновациями 38
1.10 Сущность функции организации управления инновациями на предприятии 40
1.11 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте 42
2 Социально-экономическая характеристика сети супермаркетов «Любимый» 46
2.1 Общие сведения о предприятии, структура и организационная структура, виды деятельности, кадры 46
2.2 Диагностика управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый» 48
3 Рекомендации по совершенствованию и развитию управления инновацией для сети супермаркетов «Любимый» 50
Заключение 52
Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Управление инновациями в организации.docx

— 340.84 Кб (Скачать файл)

Различные формы организации  инновационных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут  носить формальный или неформальный характер.

Формальная организация  инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных  актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает неформальная организация.

К неформальной организации  относятся спонтанно возникающие  вследствие неопределенного характера  инноваций отношения между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов. Значительные научные и практические результаты в инновационной сфере могут  достигаться в процессе неформального  общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных  школ и движений, проведения форумов, симпозиумов и научных конференций.

Новые возможности неформальной организации инноваций связаны  с развитием современных информационных технологий и глобальных международных  информационных систем.

    1. Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте

Контроль как предметная функция менеджмента завершает  управленческий цикл в инновациях и, таким образом, гарантирует эффективность  осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном  менеджменте заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных  плановых заданий, направленных на безусловное  достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. В задачи контроля входят:

- сбор и систематизация  информации о состоянии инновационной  деятельности и ее результатах;

- оценка состояния и  полученных результатов деятельности;

- анализ причин отклонений  и факторов, влияющих на результаты  деятельности;

- подготовка и реализация  решений, направленных на достижение  намеченных целей развития.

В системном представлении  контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает  обязательным условием завершенности  системы управления. Контроль в ней  формируется как целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления  оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу.

В соответствии с требованиями эффективного менеджмента система  контроля на предприятии должна предусматривать  осуществление различных видов  контрольной деятельности. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие  признаки: цели контроля, предметная область, масштабы и формы контроля рисунок 2.

Цели контроля


Предмет контроля

Масштаб контроля

Формы контроля

Стратегический

Оператив

ный

Финансо

вый

Выбороч

ный

Полный

Внешний

Внутренний

Администра

тивный

Виды контроля инновационных  процессов


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Виды контроля инноваций

Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего  менеджмента на ИП и предусматривает  учет, оценку и анализ результатов  разработки и реализации перспективной  концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики ИП: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.

Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей  степени среднего и низшего менеджмента  на ИП. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных  процессов и имеет целью обеспечение  выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают  тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные  планом ресурсы, связанные с деятельностью  ИП затраты. При организации и  осуществлении оперативного контроля используются методы количественного  учета и анализа состояния  инновационных проектов.

Финансовый контроль инноваций  ориентирован на конечные экономические  результаты деятельности ИП. Объектами  контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность  их использования, обеспеченность финансовыми  средствами и финансовое состояние  ИП, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной  структурой. Наряду с общим контролем  по ИП он обязательно организуется по отдельным подразделениям или  так называемым центрам ответственности  и центрам прибыли. В международной  практике финансовый контроль осуществляется в рамках целостной контроллинговой системы.

Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую  структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами  административного контроля выступают  проекты в целом и их отдельные  части, плановые задания, сроки и  поставки, ситуация в коллективах  исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок.

Формы и масштабы управленческого  контроля инновациями зависят от двух существенных факторов: от субъектов  контроля и конкретной задачи его  организации. Каждое ИП организует самостоятельно систему внутреннего контроля за инновационной деятельностью, которая должна обеспечить менеджмент всех уровней информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Кроме того, ИП как самостоятельный субъект хозяйствования является объектом контроля со стороны внешних контрольных органов: вышестоящей организации, государственных или международных контрольных органов (финансовых, природоохранных, правовых и пр.). Внутренний или внешний контроль инноваций может носить тотальный (полный) или выборочный характер. Полный контроль строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре ИП. Выборочный контроль организуется обычно как разовое мероприятие, имеющее целевой характер проверки состояния работ по отдельному проекту, качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня разработок и прочее.

Разнообразные виды и формы  контроля на ИП позволяют создавать  целостную систему эффективного руководства инновационной деятельностью, в которой централизованное управление оптимально сочетается с научной  и хозяйственной самостоятельностью и инициативой структурных звеньев.

 

  1. Социально-экономическая характеристика сети супермаркетов «Любимый»

    1. Общие сведения о предприятии, структура и организационная структура, виды деятельности, кадры

Сеть супермаркетов "Любимый" – это крупнейшая розничная сеть на Дальнем Востоке, которая предлагает нашим покупателям широкий выбор косметики, парфюмерии и необходимых товаров для дома. Посещение наших магазинов – это всегда удобный и выгодный вариант для Вас и Вашего дома.

Здесь покупатели могут не только отдохнуть душой благодаря отличному обслуживанию и прибрести необходимые товары, но и участвовать в регулярных рекламных акциях, получать скидки и подарки за свои покупки.  
Для удобства покупателей в наших магазинах представлен не только большой ассортимент парфюмерии, косметики, бытовой химии, а также и дополнительная группа товаров: детские игрушки, сувениры, колготки. В первую очередь мы заботимся о том, чтобы для покупателя посещение нашего магазина стало максимально удобным и комфортным. Покупатель, который потерялся в огромном выборе товаров, всегда может обратиться с любым вопросом к продавцу-консультанту и получить квалифицированную помощь. Огромный ассортимент продукции, более десяти тысяч наименований и множество известнейших марок-производителей. Среди партнеров сети такие фирмы, как: Сhristian Dior, Chanel, Givenchy, Kenzo, D&G, Lan-come, BOSS, BYLGARI, Escada, Lacoste, Gucci, и многие другие. Компания является эксклюзивным продавцом декоративной косметики IsaDora, а также L’Oreal, Maybelline, LUMENE, MAX FACTOR, BOURJOIS, ВЕНО, Черный Жемчуг, и революционных продуктов по уходу за кожей и волосами Dоve, GARNIER, NIVEA, WELLA, SCHWARZKOPF & HENKEL. Сеть супермаркетов «Любимый» первой в Амурской области ввела в своих магазинах систему самообслуживания, популярную во всем мире, отказавшись от прилавков, которые часто психологически мешали клиентам самостоятельно сделать правильный выбор.

Количество постоянных покупателей неуклонно растет, на сегодняшний день их более 500 000! Являясь сетью магазинов красоты №1, «Любимый» может предложить своим покупателям новые коллекции макияжа и парфюмерии от мировых производителей, запуск которых происходит одно-временно во всем мире. Клиентов встречают профессиональные консультанты, которые постоянно проходят специальную подготовку на внутренних и специальных тренингах, проводимых фирмами-производителями элитной парфюмерии и косметики.

Концепция розничной сети предусматривает возможность приобрести в одном магазине товары как по уходу за собой, так и за своим домом. Здесь можно найти все, что для этого необходимо: косметику, парфюмерию, бытовую химию, товары для дома, аксессуары, игрушки и многое другое. Основным форматом магазинов является часть здания или отдельно стоящее здание торговой площадью от 100 до 300 кв. м. Основным принципом работы является предоставление потребителю возможности купить все в одном месте. Именно универсальность и широта ассортимента играют ключевую роль в концепции сети. Все это создает ту самую неповторимую атмосферу радости, уюта и тепла. И всё это – ради тех, кого мы по-настоящему любим – наших покупателей.

Организационная структура:

- директор;

- менеджеры и руководители;

- продавцы и консультанты.

Структура и персонал магазина: директор, начальник отдела продаж, менеджер розничной торговли, заместитель директора по безопасности, заместитель директора по хозяйственным вопросам, управляющая магазином "Любимый", старший кладовщик, главный механик, главный бухгалтер, бухгалтерия, менеджер по развитию розничной сети, маркетолог, товароведы, программисты, юрист, офис-менеджер, инспектор отдела кадров, секретарь, старший ревизор, ревизоры, кассиры, продавцы-консультанты.

В сети магазинов основным персоналом являются работники женского пола, что естественно для специфики данной сферы продаж. Возраст персонала колеблется от 20 до 45, средний возраст работников составляет 27 лет. Персонал на работу принимают при собеседовании при этом оценивают: коммуникабельность, общительность, внешние данные. По приёму на работу, работники проходят обязательное обучение с проведением семинаров и сдачей зачётов. Средняя заработная плата составляет от 17000 до 26500 рублей, что составляет не плохую сумму заработной платы в Амурской области.

    1. Диагностика управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый»

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешность процесса управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый», является наличие необходимых компетенций у менеджеров в этой области, а также их правильных, продуманных и согласованных действий. Функции менеджера инноваций могут реализовываться в организации на разных уровнях, а их управленческая протекать как в условиях продуцирования новых моделей её функционирования, так и в процессе внедрения в организационную структуру и фиксации в ней.

При этом есть необходимость  отметить, что как показывает опыт, таких людей на предприятии дефицит  и руководство всячески стимулирует  у персонала стремление к креативному  и неординарному подходу к  своей работе. Так же управление создаёт инновационный климат в  организации, то есть отношения подчинённых  и начальства являются доверительными и сопутствуются поддержкой и  автономией для подчинённых со стороны  руководства. Это всё социально-психологическая сторона управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый».

Экономической частью управления инновациями является своевременное  распознавание потребностей покупателей  путём проведения социальных опросов проводимых на улицах города со случайными респондентами, что приводит к довольно быстрому обновлению ассортимента предлагаемой продукции. Это приводит к притоку большего количеству покупателей, тем самым увеличивая прибыль.

Проведение соответствующих  семинаров и консультаций с целью  повышения квалификации у управления среднего звена.

У организации есть свой интернет магазин http://smldv.ru, но эта инновация не удивительна, в связи с тем что большинство имеет такой ресурс и в данный момент это лишь опция позволяющая конкурировать с остальными предприятиями занятых таковой сферой.

Управление предприятия  ничем не рискует, так как вложения минимальны, но и дивиденды от таких  мер не велики и обеспечивают лишь повышенную прибыль. Для действительного  и ощутимого прироста средств  необходимо пересмотрение инновационной политики организации. Исходя из этого как бы не хотелось, но управление инновациями в торговой организации «Любимый».

 

  1. Рекомендации по совершенствованию и развитию управления инновацией для сети супермаркетов «Любимый»

Исходя из того, сеть супермаркетов «Любимый» является организацией в сфере розничной торговли можно выделить следующие виды инноваций применимых к ней:

- продуктовые - новые товары и услуги;

- маркетинговые - новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;

- технические - новые или более совершенные виды средств труда;

- технологические - новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;

- организационные - новые решения в области организации производства, управления, труда;

- социальные - повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;

- комплексные - новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.

Информация о работе Управление инновациями в организации