Управление инновациями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях, а самое главное – это управление инновациями в организации на примере моей работы: сети супермаркетов "Любимый" –крупнейшей рознично сети на Дальнем Востоке, которая предлагает покупателям широкий выбор косметики, парфюмерии и необходимых товаров для дома. Объектом исследования курсовой работы является сеть супермаркетов "Любимый".

Содержание

1 Управление инновациями на предприятии 6
1.1 Определение понятия инновации и виды инновации 6
1.2 Механизм управления инновациями 11
1.3 Понятие инновационного менеджмента, его основа и задачи 16
1.4 Задачи инновационного менеджмента 17
1.5 Организация инновационной деятельности на предприятии 21
1.6 Формирование инновационной стратегии предприятия 24
1.7 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия 32
1.8 Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями 36
1.9 Планирование как функция управления инновациями 38
1.10 Сущность функции организации управления инновациями на предприятии 40
1.11 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте 42
2 Социально-экономическая характеристика сети супермаркетов «Любимый» 46
2.1 Общие сведения о предприятии, структура и организационная структура, виды деятельности, кадры 46
2.2 Диагностика управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый» 48
3 Рекомендации по совершенствованию и развитию управления инновацией для сети супермаркетов «Любимый» 50
Заключение 52
Список литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Управление инновациями в организации.docx

— 340.84 Кб (Скачать файл)

научно-технический кадровый потенциал;

состояние опытно-экспериментальной  базы;

состояние нематериальных активов  и наличие заделов в виде результатов уже выполненных;

структура выпускаемой продукции  с учетом долей рынка, стадий жизненного цикла;

наличие угроз технологического и функционального замещения.

Под научно-техническим потенциалом  понимаются возможности предприятия  по разработке и адаптации инноваций-продуктов  и процессов. Важнейшими характеристиками научно-технического потенциала являются уровни развития научно-технической  составляющей кадрового потенциала предприятия, его опытно-экспериментальной  базы, а также нематериальных активов в части результатов уже выполненных, научно-технических патентов.

Научно-технический кадровый потенциал предприятия определяет возможности его инновационного развития за счет соответствующих трудовых ресурсов. Эта составляющая научно-технического потенциала – научно-технические  и инженерные кадры предприятия. Организационно научно-технические  и инженерные кадры могут быть объединены в обособленном научно-техническом  центре или быть рассредоточенными  по производственным подразделениям либо организовываться в смешанном варианте. Конкретная форма организации    зависит от производственных и технологических  особенностей предприятия. Главное, что  следует учитывать, это численность  и качественный состав научно-технических  кадров, конструкторов и технологов, работающих на предприятии.

Следующая составляющая –  опытно-экспериментальные мощности предприятия. Этот фактор имеет большое  значение в машиностроении, в особенности  в электромашиностроении, автомобилестроении, станкостроении и других отраслях. Наличие таких мощностей во многом определяет сроки разработки новых  продуктов и процессов.

Далее следует отметить нематериальные активы – наличие законченных   , патентов и лицензий, составляющих основу технологических нововведений – процессов и продуктов. Для того чтобы реализовывать в предстоящие годы определенную инновационную стратегию, нужно иметь соответствующий научно-технический задел по потенциальным инновациям.

Это могут быть собственные  разработки или лицензии и патенты, приобретенные на стороне.

Структура продукции по рыночной доле и росту рынка традиционно  определяется матрицей Бостонской консалтинговой группы. Непосредственно для целей  выработки инновационных стратегий  данная матрица, однако, не может быть использована. Это связано с тем, что деление продукции на четыре известные группы («звезды», «вопросительные  знаки», «денежные коровы» и «собаки») не учитывает инновационного потенциала этих видов продукции. Для разработки инновационных стратегий продукцию предприятия следует рассматривать по следующим параметрам:

- темпы роста отраслей, к которым относятся те или иные виды продукции;

- стадии жизненного цикла:

- рыночная доля.

Продукция отраслей с высокими темпами роста обладает повышенным инновационным потенциалом. Вложение средств в ее развитие и развитие технологий производства будет наиболее эффективным, а главное – необходимым. Это связано с тем, что поддержание  высоких темпов требует соответствующих  качественных характеристик продукта и уровня технологии, а значит, высокой  интенсивности продуктовых и  процессных инноваций.

Если говорить о стадиях  жизненного цикла, то продукция, находящаяся  на стадии вывода на рынок и роста, является наиболее перспективной. Инновации, связанные с развитием этой продукции, позволят обеспечить наращивание доли присутствия компании на рынке.

В целом эти стратегии  можно разделить на две группы; стратегии проведения и стратегии  внедрения и адаптации нововведений.

Первая группа стратегий  связана с проведением предприятием исследований и разработок. Данные стратегии определяют характер заимствования  идей, инвестирования   , их взаимосвязи с существующими продуктами и процессами. Вторая группа стратегий относится к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.

Лицензионная стратегия. В соответствии с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области    на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных  научно-технических организаций  или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных.

При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо  более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.

Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической  лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения с  учетом такого освоения собственных  разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных  разработок. Такая стратегия может  быть использована при наличии цели форсированного освоения новых продуктов  и процессов, при наличии разработок, которые можно купить за пределами  предприятия, а также для ослабления возможностей конкурентов в освоении данных инноваций (при покупке, например, исключительной лицензии). Данная стратегия  позволяет в конечном счете осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует обеспечению роста доли предприятия на рынке.

Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного  нахождения предприятия на передовых  позициях в области    в определенных направлениях.

Стратегия опережающей наукоемкости. Предприятие, использующее данную стратегию, стремится иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли (подотрасли). Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно опередить другие предприятия в снижении цен и издержек.

Стратегия следования жизненному циклу. В данном случае    жестко привязаны к циклам жизни продуктов

и применяемых предприятием процессов. Применение такой стратегии  позволит постоянно иметь заделы результатов   , предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов.

Стратегия поддержки продуктового ряда относится к числу наиболее простых. Ее смысл заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.

Стратегия ретронововведений применима к устаревшим, но еще пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы. Данная техника может быть уже снята с производства, но эксплуатироваться и требовать запчастей для ремонта. Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления.

Стратегия сохранения технологических  позиций может быть использована предприятиями, которые занимают сильные  конкурентные позиции, но в силу определенных причин на некоторых этапах развития испытывают сильный и неожиданный  натиск конкурентов и не могут  вкладывать необходимые средства в  обновление производства и продукции. Такая стратегия не может быть успешной в течение длительного  времени.

Стратегии продуктовой и  процессной имитации. Предприятие может  заимствовать технологии со стороны. Причем заимствование касается как продукции, так и процессов ее производства. Если заимствование осуществляется по уже используемым технологиям, то возникает опасность приобрести устаревшие технологии или продукты. Такая стратегия может быть эффективной  в тех случаях, когда предприятие  сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для себя сферу бизнеса.

Стратегия стадийного преодоления  предполагает переход к высшим стадиям  технологического развития, минуя низшие. Рассматриваемая стратегия тесно связана с имитационными стратегиями, а также с уже рассмотренной выше стратегией опережающей наукоемкости.

Стратегия технологической  связанности – предприятие осуществляет технологически связанные инновации. Считается, что компания выпускает  технологически связанную продукцию, если на долю технологически связанных  продуктов приходится более 70% продукции.

Стратегия технологического трансферта реализуется головными  предприятиями вертикально-интегрированных  структур. Они передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в названную структуру. Последние, как правило, работают на более крупные и поэтому вынуждены использовать предлагаемые им технологии. Стратегия этих малых (принимающих) предприятий является стратегией вертикального заимствования и рассмотрена ниже.

Стратегия следования за рынком нацеливает предприятия на выпуск продукции  наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент. Такая стратегия может быть использована на начальных стадиях развития фирмы, когда еще не определены точно  ее миссия и профиль.

Стратегия вертикального  заимствования. Малые предприятия  в составе крупных вертикально-интегрированных  структур вынуждены принимать и  заимствовать технологии у предприятий-лидеров  данных структур.

Стратегия радикального опережения выражает действия предприятия и  его стремление выйти первым на рынок  с радикально новым продуктом (или  производить его новым способом).

Данная стратегия в  ряде случаев предполагает реализацию двух стратегий – стратегии лидерства  и опережающей наукоемкости. Стратегия радикального опережения является очень дорогой и рисковой. Тем не менее в ряде случаев ее целесообразно применять молодым небольшим фирмам, имеющим пионерные разработки по продуктам и процессам.

Стратегия выжидания лидера принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых  продуктов, спрос на которые еще  не определен. Первоначально на рынок  выходит малая фирма, а затем  инициативу (в случае удачи) перехватывает  лидер.

    1. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия

Проблема повышения эффективности деятельности предприятий всех форм собственности, обеспечения высоких темпов их экономического развития становится весьма актуальной в современных условиях развития экономики страны. При этом общеизвестно, что инновационная деятельность способна обеспечить быстрый выход экономики страны из кризисного состояния. Вместе с тем инновационная деятельность требует значительных затрат, к тому же подверженных высокой степени риска. В связи с этим возникает необходимость выявления и обоснования методики оценки экономической эффективности инновационной деятельности.

Методика расчета экономической  эффективности инновационной деятельности должна обеспечить решение следующих  вопросов:

обоснование научных исследований;

определение критериев и  показателей оценки экономической  эффективности;

оценка влияния инновационной  деятельности на эффективность предприятия;

выбор эффективных методов  осуществления инновационной деятельности.

Реализация методики должна обеспечить возможность принятия решений  о целесообразности инновационной  деятельности на самых ранних ее этапах.

Способы и методы оценки эффективности инновационной деятельности основываются на соизмерении затрат и конечных результатов. Но конечный результат может быть получен только при всесторонней оценке инновационной деятельности предприятия. При этом оценку инновационной деятельности предприятий можно осуществлять по общепринятым в экономике направлениям:

научно-информационный уровень  предприятия;

технический уровень предприятия;

технико-экономическая эффективности инновационных проектов.

Критериями оценки инновационной  деятельности можно считать:

1) Научный уровень предприятия;

2) Уровень информационного  обеспечения;

3) Конкурентоспособность  разработок, обеспечивающих достижения  поставленной предприятием цели.

Научный уровень предприятия  в значительной степени может  характеризоваться долей выполнения и внедрения собственных научно-исследовательских  разработок в производство.

Этот показатель может  быть плановым, фактическим и нормативным. При необходимости данный показатель может быть использован для оценки места предприятия среди конкурирующих  организаций.

Для оценки инновационной  деятельности предприятий и определения  рационального соотношения собственных и приобретенных разработок, можно воспользоваться показателем удельного соотношения собственных разработок в общем числе внедренных разработок.

Вместе с тем, отмечая  важность разработки и внедрения  собственных инновационных разработок, необходимо подчеркнуть, что для  повышения эффективности инновационной  деятельности большое значение имеет  своевременное выявление и обоснование  приобретения и внедрения разработок сторонних организаций.

При комплексной оценке инновационной  деятельности предприятия немаловажное значение имеет анализ его технического уровня. К основным показателям оценки технического уровня предприятия можно  отнести:

Информация о работе Управление инновациями в организации