Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лаура инновац.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

Организационный компонент  – наличие в школе специальной  организационной структуры, призванной осуществлять поиск, оценку и выбор  новшеств.

Заведующая лабораторией Института инновационной деятельности в образовании РАО доктор педагогических наук, профессор, Харисова Л.А. проводила исследование, результаты которого показали, что школы с высоким уровнем восприимчивости к новшествам характеризуются:

– в основном высоким (у 83% школ) и средним (у 17% школ) уровнями когнитивной готовности к восприятию новшеств извне; высоким (у 10% школ) и средним (у 72% школ) уровнями мотивационной готовности (стремятся занять лидерскую позицию по отношению к другим учреждениям или быть в числе лучших; ориентированы на качественное улучшение своей образовательной системы; чувствительны к возникающим в ней проблемам);

– высоким (у 67% школ) и средним (33% школ) уровнями операциональной  готовности (используют достаточно широкий  диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках; ориентированы на полноту и обоснованность их оценки, а также коллегиальность  решений о внедрении);

– высоким (100% школ) и средним (72% школ) уровнями организационной  готовности (стремятся регламентировать деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении; имеют специальные структуры для оценки полезности новшеств и выработки решений об их внедрении).

Школы с низким уровнем  восприимчивости к новшествам характеризуются:

– в основном низким (14% школ) и средним (74% школ) уровнями когнитивной  готовности к восприятию новшеств извне (имеют информацию о небольшой  части педагогических разработок, не стремясь получить о них детальную информацию);

– низким (62% школ) и средним (27% школ) уровнями мотивационной готовности (считают для себя более важным поддержание стабильного функционирования, хотя и ориентированы на внедрение единичных, чаще «модных» новшеств; нечувствительны к возникающим в образовательной системе проблемам, реализуя изменения под давлением органов управления);

– низким (57% школ) и средним (39% школ) уровнями технологической  готовности (используют узкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках, ценность которой достаточно низка; используют ненадежные методы оценки новшеств, принимая необоснованные решения об их внедрении);

– низким (98% школ) и средним (23%) уровнями организационной готовности (деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении или отказе от них не регламентирована; организационные структуры для оценки полезности новшеств и выработки решений об их внедрении отсутствуют).

Результаты исследования показали, что основные причины недостаточной  восприимчивости школ к новшествам – слабая информированность руководителей и педагогов о современных требованиях и тенденциях развития образования, как следствие – неадекватная оценка своей образовательной деятельности и не заинтересованность в ее изменении; слабая информированность о существующих разработках, использование которых могло бы улучшить результаты образования; невладение современными методами анализа образовательной деятельности; неэффективная организация аналитической работы и низкая включенность педагогов в эту деятельность.

Реализация программы повышения восприимчивости образовательного учреждения к новшествам может проходить в шесть этапов.

- Организационный этап, на котором определены и документально зафиксированы отношения между школой и внешними консультантами.

- Диагностический этап, на котором будут анализироваться и оцениваться восприимчивость к новшествам вовне, выявляться трудности и основные направления коррекционной работы.

- Этап проблематизации образовательных результатов, на котором учителя школы совместно с внешними консультантами будут выявлять недостатки в достигаемых результатах образования. На этом этапе будут устраняться недостатки в информированности учителей школы о современных требованиях к результатам образования на соответствующей ступени.

- Этап проблематизации образовательной системы, на котором будут выявляться недостатки целей образования на каждой из его ступеней, образовательных программ и технологий.

- Этап анализа и оценки возможностей улучшения образовательной системы, на котором будет анализироваться пространство имеющихся вовне педагогических разработок, использование которых могло бы улучшить результаты работы учреждения. На этом этапе будет улучшаться информированность учителей школы о существующих вовне возможностях повышения качества его деятельности и будут модифицироваться способы оценки новшеств.

- Этап выбора направлений и способов модернизации образовательной системы, на котором будет выбираться комплекс новшеств для введения в образовательную систему и будет определяться последовательность их внедрения.

Интеграция учебной, научной, научно-технической и инновационной  деятельности в сфере профессионального  образования осуществляется:

а) путем участия преподавателей, учащихся и студентов в научной, научно-технической и инновационной  деятельности;

б) через систему стажировок преподавателей в научных и инновационно-активных организациях;

в) путем создания сети учебно-научных  центров и учебно-инновационных  комплексов на базе образовательных  учреждений, научных организаций  и научно-производственных объединений;

г) через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, инновационно-технологических центров) при высших учебных заведениях и  образовательных учреждениях дополнительного  профессионального образования;

д) путем использования  и передачи научных знаний в образовательном  процессе, издания учебников и  учебных пособий на основе новых  методик обучения;

е) путем привлечения преподавателей, учащихся и студентов к участию  в научных конкурсах и конференциях, инновационных выставках.

 

2.3 Стимулирование педагогов к инновационной деятельности

Стимулирование педагогов - это один из основных способов мотивации к инновационной деятельности,  профессиональному развитию каждого педагога и учреждения в целом.

Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее.

Следовательно, административной команде образовательного учреждения необходимо создать условия,  в  которых педагоги будут заинтересованы заниматься самообразованием, саморазвитием, а значит и работать в инновационном  режиме.

Система управленческих шагов  по стимулированию педагогов к инновационной деятельности способствует созданию такой обстановки в коллективе, в которой сможет самореализоваться каждый педагог и он будет  заинтересован в повышении эффективности работы всего учреждения.

Успешность организации  процесса стимулирования педагогов  к инновационной деятельности зависит  от соблюдения технологического цикла, в котором выделяют следующие  этапы:

- Теоретическое исследование проблемы;

- Практическое выполнение плана;

- Подведение первых итогов работы по стимулированию педагогов.

Создание и внедрения  системы стимулирования педагогов  ДОУ к инновационной деятельности

Целью формирующего этапа  эксперимента является создание и внедрение  системы стимулирования педагогов  ДОУ к инновационной деятельности. При создании системы стимулирования педагогов мы опираемся на следующие  управленческие решения:

- Создание благоприятной обстановки в коллективе;

- Оказание помощи педагогу в реализации новшеств;

- Пропаганда важности и необходимости развития педагога и учреждения.

На основе анализа была создана рабочая модель системы  стимулирования педагогов ДОУ к  инновационной деятельности. Данная модель была представлена педагогам  для ознакомления, в процессе которого была дополнена их предложениями. Каждый педагог в открытом доступе мог  узнать,  какими преимуществами он сможет воспользоваться, работая в режиме развития. Ненавязчивое предложение  перспектив позволяет педагогу проанализировать свою деятельность, деятельность коллег и наметить пути саморазвития.

В учреждении созданы такие  условия, которые позволяют запустить  механизм стимулирования педагогов  и любому из них включиться в инновационную  деятельность разного уровня. Для  одного – это участие в престижных профессиональных конкурсах, а для  другого – проведение утренней гимнастики в стихотворной форме. Различным  уровням  инновационной деятельности необходимы разнообразные формы  стимулирования, которые подбираются  индивидуально, с учётом личностных особенностей педагогов. Нами создана  определённая система стимулов, позволяющая  активизировать работу в инновационном  режиме. Для каждого педагога подбирается  своя мини – система стимулов.

Рабочая модель системы стимулирования педагогов ДОУ к инновационной  деятельности включила в себя методы морального и материального стимулирования:

- благодарность в приказе;

- публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции;

- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности;

- похвала, высказанная после посещения НОД;

- выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;

- направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства;

- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование";

- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования;

- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;

- представление педагога к местным или государственным наградам;

- выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;

- представление к почетному знаку, к почетному званию "Почётный работник общего образования";

- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса;

- организация персональной выставки творческих работ педагога;

- предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;

- предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.;

- предложение возглавить творческую группу;

- выдвижение педагога в резерв на повышение;

- включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.;

- выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;

- публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;

- размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги" и т. п.);

- выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;

- подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом;

- оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях;

- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;

- подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников;

- направление на бесплатные курсы повышения квалификации

- выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

- выплата премии по результатам труда.

После введения  системы  стимулирования педагогов ДОУ к  инновационной деятельности появилась  большая заинтересованность в нестандартных  приёмах работы у педагогов. Появился дух соревнования, здоровой конкуренции  между ними

 

Заключение

 

Активизация инновационной  деятельности является необходимым  условием для решения задач повышения  эффективности использования научно-технического потенциала, повышения качества профессионального  образования. Инновационная политика государства реализуется посредством  формирования федеральных, отраслевых и межведомственных научно-технических  программ и программ научно-инновационного сотрудничества, участие в которых  сыграло немаловажную роль в развитии инновационной деятельности главным  образом вузов.

Информация о работе Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости