Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лаура инновац.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий  контекст содержания и структуры  профессионального образования  с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения  специальными знаниями, приобщения учащегося  к культуре в разных ее видах и  аспектах. Структура содержания образования  включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме  ее результатов – знаний; опыт осуществления  известных способов деятельности –  в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме принимать нестандартные  решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Указанные элементы образуют целостную систему и связаны  между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для  перехода к последующему.

 Активный процесс формирования инновационных систем, во всем мире, определяет необходимость умения оценивать качественную готовность экономических систем к восприятию инноваций. Результаты существующих исследований методов оценки инновационных систем подтверждают, что инновационную восприимчивость необходимо рассматривать как важнейшую характеристику, отражающую способность территории к осуществлению всех процессов жизненного цикла инноваций. Восприимчивость системы к инновационному развитию определяется спецификой территории как элемента макроэкономической системы, обладающей целостной ресурсно-территориальной, институциональной, производственно-технологической и другими подсистемами. Отсутствие в современных условиях общепринятых методов оценки инновационной восприимчивости мезоуровнем экономических систем, диктует необходимость изучения данной проблемы и позволяет выявить основные методы к определению уровня инновационной восприимчивости, этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы изучить основные методы повышения  инновационной деятельности и инновационной  восприимчивости.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные понятия инновационной деятельности, инновационного процесса, инновационной восприимчивости.
  2. Изучить виды инноваций.
  3. Определить методы стимулирования инновационной деятельности.
  4. Рассмотреть инновационные процессы в общем образовании.
  5. Изучить способы стимулирования педагогов к инновационной деятельности.

 

1 Определение инновационной деятельности и инновационной восприимчивости

 

1.1 Основные понятия  инновационной деятельности

Инновационный процесс - совокупность состояний инновации, сменяющих  друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или  технологической идеи новшества) в  конечное состояние (поступившие в  потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс  охватывает создание новой техники, ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя.

Инновационный процесс может  осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом.

Инновационная деятельность  – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих  определенных результатов.

Также можно сказать, что  инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Следует различать термины  «нововведения» и «инновации». Инновация  более широкое понятие, чем нововведение. 

Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой  синтез слов investio (одеваю) и novatio (обновляю).

Инновация - это развивающийся  комплексный процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс  преобразования научного знания в научно-техническую  идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя.

Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она  может быть межотраслевой и отраслевой.

Результатами своей инновационной  деятельности участники основного  и обслуживающего инновационных  процессов обмениваются через рынки.

Законы, постановления, административные и экономические решения органов  власти различных уровней составляют деятельность по регулированию инновационного процесса.

Инновационная среда разделяется  на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду  любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы.

Компонентами внешней  микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования, бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой  понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов  системы фирмы, влияющих на ее инновационную  деятельность.

Знание внутренней инновационной  среды дает возможность оценить  инновационный потенциал фирмы. Знание внешней - инновационный климат. Знание среды в целом - инновационную  позицию фирмы.

Таким образом, инновационный  процесс характеризуется следующими признаками:

- базируется на процессе  создания новой техники;

- включает создание новшества,  его распространение (диффузию) и  потребление (рутинизацию);

- состоит из регулирующих, основных и вспомогательных процессов;

- реализуется в виде  инновационных целей, инновационных  стратегий, инновационных проектов;

- имеет организационную  форму в виде инновационного  предприятия или подразделения;

- сопровождается инвестиционным процессом.

 

 

1.2 Виды инноваций

Различают следующие виды инноваций:

1. По степени радикальности  (новизны):

- базисные инновации,  которые реализуют крупные изобретения  и становятся основой формирования  новых поколений и направлений  развития техники; 

- улучшающие инновации,  обычно реализующие мелкие и  средние изобретения и преобладающие  на” сказах распространения и  стабильного развития научно-технического  цикла; 

- псевдоинновации, направленные  на частичное улучшение устаревших  поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

- продуктивные инновации,  ориентированные на производство  и использование новых продуктов;

- технологические инновации,  нацеленные на создание и применение  новой технологии:

- социальные, ориентированные  на построение и функционирование  новых структур;

- комплексные, представляющие  единство нескольких видов изменений;

- рыночные, позволяющие реализовать  потребности в продуктах, услугах  на новых рынках.

3. По стимулу появления  (источнику):

- инновации, вызванные  развитием наукой и техники;

- инновации, вызванные  потребностями производства;

- инновации, вызванные  потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном  процессе:

- инновации потребительские;

- инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

- инновации сложные (синтетические);

- инновации простые.

Приведенная классификация  инноваций позволяет сделать  вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы  воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

 

1.3 Определение инновационной восприимчивости

Под инновационной восприимчивостью принято понимать наличие и способность  экономических систем осуществлять и реализовывать инновационные  процессы, исходя из имеющихся условий  и ресурсов, в рамках проводимой территориальной инновационной  политики. Основополагающей особенностью современной инновационной модели является возможность организационной автономности процессов потребления инновационных продуктов, научных исследований и производства инноваций от основного пути создания нововведений. В подобных случаях инновационная восприимчивость трактуется, как способность создавать и применять пионерные технологические новшества, либо как готовность и способность экономической системы воспроизвести готовую новацию. Однако данное определение не содержит упоминания о способности организации потреблять, создавать и применять продуктовые и организационные новшества, в определении дается упор на воспроизводство готовых новаций. После возникновения идеи новшества, продиктованной потребительским спросом, и анализом его технологической исполнимости инновационно-восприимчивой экономической системой, существует возможность внедрения данной идеи в производство, минуя этап фундаментальных научных исследований и заменяя его локальными научными исследованиями.

Рассмотрение факторов, определяющих инновационную восприимчивость, обуславливается  еще и тем, что уровень технологического развития пропорционален масштабу внедряемых в производство инноваций. Следовательно, при низких показателях технологической  эффективности невозможно говорить о высоком уровне инновационного развития даже при значительной инновационной  активности, а технологические индикаторы являются результирующими параметрами  инновационной восприимчивости.

Задачи, решаемые экономическими подсистемами, могут существенно  различаться, а их инновационная  деятельность может развиваться  в любом из выделенных, либо нескольких направлениях одновременно. Это позволяет  определить инновационную восприимчивость  экономической системы как наличие  экономических, технологических, потребительских  и ресурсных условий к потреблению, разработке и производству (рассматриваемых  независимо либо совместно, в зависимости  от задач решаемых экономической  подсистемой) инновационных продуктов  и услуг. В соответствии с принятой концепцией, оценку инновационной восприимчивости следует осуществлять по трем выделенным и независимым направлениям с разным весовым участием: потребительская готовность, научные исследования и производство инновационной продукции (рис. 1.).

Рис. 1. Факторы, определяющие уровень инновационной восприимчивости  экономических подсистем.

Таким образом инновационная восприимчивость - это способностью к быстрому и эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.

 

2 Методы стимулирования. Инновационная восприимчивость  в образовании

 

2.1 Методы стимулирования инновационной деятельности

Важнейшим направлением совершенствования  мировых экономических систем является признание приоритетности инновационного варианта развития и использование  для этого накопленного производственного, научно-технического и человеческого  потенциала. В связи с тем, что  экстенсивные факторы роста производства приближаются к максимальному уровню использования, прогрессивная роль науки, инноваций и технологий в  экономике развитых стран в XXI веке становится ведущей. Дальнейшее развитие инновационных процессов невозможно без совершенствования форм и  методов стимулирования инновационной  деятельности.

В России инновационная составляющая входит в программные установки  развития национальной экономики и  получает от государства финансовую и организационную поддержку. Однако, по данным федеральной службы государственной  статистики, инновационная деятельность в Российской Федерации характеризуется  низкими показателями инновационной  активности.

Информация о работе Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости