Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лаура инновац.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

Внедрение инноваций в  производственную практику является одной  из трудноразрешимых проблем, так как  это наиболее сложный процесс  экономической трансформации. Развитие инновационных процессов во многом связано с неоднородностью экономического пространства и различными адаптивными  способностями региональных экономик к инновационным перестройкам. Следует  также отметить, что инновационные  процессы приводят к временной дестабилизации сложившихся в экономике взаимосвязей, при этом участвующим хозяйствующим  субъектам не гарантируется получения  коммерческого результата, компенсирующего  возникающие потери. Отсюда в явном  виде следует вывод об отсутствии заинтересованности руководства предприятий  во вложениях в инновации, поскольку  повышение доходности деятельности таким способом имеет небольшую  вероятность.

 

С.Е. Поротькин под стимулированием  инноваций понимает «процесс использования  стимулов от разработки до внедрения  в производство достижений науки  и техники, совершенствования технологий, направленных на повышение эффективности  производства».

Стимулирование инноваций  касается всех субъектов хозяйствования. Например, низкий уровень процентных ставок в стране положительно влияет на развитие инновационных процессов, а высокий уровень инфляции снижает  этот показатель. Уровень конкуренции  на рынке оказывает неоднозначное  влияние на инновационную активность. Система патентования продукции  стимулирует инновационную деятельность, выступая в качестве механизма снижения рисков. Льготное налогообложение является стимулом для поиска инноваций и  их коммерческой реализации. Создание технопарков, где для участников инновационного процесса предусматриваются  льготы, также способствует развитию инновационной деятельности.

Под стимулированием инновационной  деятельности будем понимать совокупность форм и методов побуждения хозяйствующих  субъектов к внедрению инноваций  с целью повышения конкурентоспособной  продукции (услуг). Для полноты сформулированного  определения необходимо рассмотрение критериев классификации форм и  методов стимулирования инновационной  деятельности.

Классификация форм и методов  стимулирования инновационной деятельности означает их распределение на конкретные группы по определенным классификационным  признакам. Классификационный признак  представляет собой отличительное  свойство данной группы, ее главную  особенность.

В таблице 1 представлена классификация форм и методов стимулирования инновационной деятельности, в основе которой лежит несколько критериев.

Таблица 1 - Классификация форм и методов стимулирования инновационной деятельности

Критерии классификации

Методы стимулирования

по направлению воздействия

внешние, внутренние

по сфере влияния финансово

экономические, административно-законодательные, технологически, социально-политические

по способу воздействия

прямые (финансовые), косвенные (нефинансовые)

по широте воздействия

национальные, региональные, локальные, точечные

по продолжительности

краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные


 

Наиболее значимые формы  и методы стимулирования рассмотрим более подробно. К внутреннему  стимулированию отнесем воздействие  внутренней среды. Например, наличие  свободных собственных средств  стимулирует производителя к  повышению конкурентоспособности  предприятия, в том числе за счет роста качества производимой продукции, обновления ассортимента, повышения  производительности труда и эффективности  производства.

Внешним является такой вид  стимулирования, который обусловлен внешней средой предприятия, в частности  государства. В свою очередь его  можно разделить на две большие  группы: финансовые (прямые) и нефинансовые (косвенные). Финансовое стимулирование связано с кредитованием проектов и программ предпринимательских  структур — участие в акционерном  капитале, долевое и совместное финансирование, выдача гарантий и размещение гарантийных  фондов, организация лизинга.

Например, в рамках государственного стимулирования инновационной деятельности Лукин А.Е. выделяет три составляющие: административную, инфраструктурную и  финансовую.

В рамках административной составляющей отмечается внедрение  общей системы макроэкономического  регулирования, ориентированной на стимулирование инновационной деятельности и формирование сбалансированной системы защиты авторских прав.

К инфраструктурной составляющей следует отнести внедрение механизмов государственных закупок, формирование рынка квалифицированного персонала  и формирование рынка инноваций.

В рамках финансовой составляющей политики государственного стимулирования инноваций следует отметить такие  механизмы поддержки как государственное  фондирование инновационных проектов (в частности, предоставление субсидий и грантов), стимулирование институтов венчурного финансирования и налоговое  стимулирование инновационной деятельности. [5]

К наиболее распространенным видам косвенного (нефинансового) стимулирования инноваций относится налоговое, основными формами которого являются налоговые кредиты и налоговые  вычеты.

Налоговый кредит является наиболее популярным видом налогового стимулирования инноваций. Суть налогового кредита состоит в том, что  он позволяет предприятиям уменьшать  начисленный налог (как правило, налог на прибыль) на некоторую величину, зависящую от величины понесенных затрат на исследовательские разработки.

Налоговые вычеты представляют собой сумму, вычитаемую из налогооблагаемого  дохода, установленную в процентах  от объема расходов на исследовательские  разработки.

В числе косвенных мер  стимулирующих инновационную деятельность промышленных предприятий также  можно назвать: внешнеэкономическую  поддержку, пресечение недобросовестной конкуренции, льготное кредитование инновационных  проектов, страхование инновационной  деятельности, предоставление льгот  по оплате платежей, не связанных с  налогами, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность, упрощенный порядок привлечения  высококвалифицированной иностранной  рабочей силы; информационная поддержка  инновационной деятельности через  обеспечение свободного доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, к материалам о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах, завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности.

Деление форм участия государства  на прямые и косвенные методы носит  условный характер. Нефинансовые методы связаны с перераспределением финансовых ресурсов. Для реализации нефинансовых методов также нужны ассигнования, хотя и в меньшем размере, чем  при осуществлении финансовых методов. [3]

Применение прямого и  косвенного государственного стимулирования является эффективным способом активизации  инновационной активности в совокупности с институциональными механизмами. В России к их числу относятся  «механизмы Инвестиционного фонда, венчурных фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных  особых экономических зон, концессионных  соглашений, технопарков в сфере  высоких технологий». [7]

Современный этап развития экономики и общества предъявляет  высокие требования к стимулированию инновационной деятельности и поднимает  проблему совершенствования этого  механизма.

На первоначальном этапе  перехода к инновационной модели развития необходимо разработать Стратегию  стимулирования инновационной деятельности промышленности на долгосрочную перспективу  с разбивкой по отраслям. В документе  целесообразно отразить прогноз  инновационных потребностей каждой отрасли, наметить проблемы и задачи, выявить факторы, способствующие и  препятствующие внедрению инноваций, и разработать адекватную систему  стимулирования инноваций. В Стратегию  необходимо включить мероприятия по минимизации рисков в управлении инновациями, указать приоритетные направления инновационной деятельности, выявить реализуемые инновационные  проекты и возможности участия  в них образовательных учреждений, определить число задействованных в них предприятий и перспективы создания новых рабочих мест.

Для устранения информационного  разрыва между субъектами бизнеса, науки и образования необходимо создать единый реестр инноваций  промышленных предприятий. В нем  будут накапливаться данные об уже  имеющихся инновационных проектах и перспективных направлениях исследований.

В качестве основных мероприятий, направленных на совершенствование  стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, можно выделить следующие: создание системы заказов  на инновационную продукцию; формирование системы «власть — бизнес —  наука — образование»; создание организационной структуры, отвечающей за анализ проблем развития инновационной  деятельности и подготовку предложений  по поиску, внедрению и стимулированию инноваций, а также за развитие инновационной  инфраструктуры. [2]

В современном мире уровень  развития государства напрямую зависит  от достижений в области инноваций, способности создавать и эффективно использовать новые знания, выступающие  необходимым условием успешной конкуренции.

В нашей стране имеются  значительные предпосылки к переориентации приоритетов государства на поддержку  инновационной деятельности.  Для  повышения инновационной активности промышленных предприятий необходимо совершенствование национальной системы стимулирования инноваций.

 

2.2 Инновационные процессы в общем образовании

Существующая система  общего образования не удовлетворяет  запросам общества и государства, ей предъявляются принципиально новые требования, которые отчетливо прозвучали в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, инициативе “Наша новая школа” и программе развития образования на 2011-2015 годы.

Реализация поставленных задач требует от школы качественных изменений. Изменения в системе общего образования, направленные на повышение ее качества и результативности, принято называть развитием. Школы, работающие в режиме развития, предметом своих изменений рассматривают образовательную систему. В таких школах происходят изменения в целях, содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в способах оценки, в профессиональной готовности педагогов. К сожалению, количество таких школ в системе общего образования незначительное.

Большая часть школ работает в режиме функционирования, а если в них и происходят изменения, то они носят фрагментарный характер, и часто педагоги не подготовлены к их внедрению. Внедрение новых педагогических разработок в образовательные системы школ требует от педагогов определенных знаний, умений, отношений и возможностей.

Освоение новшеств является одной из стадий инновационного процесса, который следует рассматривать  как процесс развития образования  за счет создания, распространения  и освоения новшеств, то есть процесс целенаправленных изменений в образовательной системе школы за счет введения в нее каких-то новшеств.

Восприимчивость к новым  педагогическим разработкам в данной курсовой работе понимается, как способность школы находить, оценивать и выбирать разработки, внедрение которых потенциально позволит повысить качество образования. Если учителя будут активно участвовать в анализе образовательной системы, будут знать проблемы и способы их решения, оценивать новшества и участвовать в принятии решений об их внедрении, проявлять желание участвовать в инновационной деятельности, то повысится их восприимчивость к новым идеям, разработкам, а, следовательно, и качество инновационной деятельности.

Составляющими восприимчивости могут быть следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, операциональный и организационный.

Когнитивный компонент восприимчивости  понимается как информированность  педагогов о существующих вовне  педагогических разработках, предназначенных  для использования в образовательном  процессе.

Мотивационный компонент  восприимчивости следует понимать как наличие у педагогов школы актуальной потребности и положительной установки на использование существующих вовне новшеств для развития образовательной системы школы.

Операциональный компонент  – это владение педагогами специальных  технологий поиска новшеств вовне, их оценки и выработки решений о  внедрении или отказе от них.

Информация о работе Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости