Инновационный путь развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение инновационной стратегии развития предприятия ОАО «Горизонт».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- представить теоретические основы инновации и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
- провести анализ инновационной стратегии и конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Горизонт».
- внести предложения по разработке инновационной стратегии предприятия ОАО «Горизонт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..5
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСБСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…...………………………..……………………………...……...7
1.1 Сущность инновации……...…………………………………………………..7
1.2 Инновации и конкурентоспособные преимущества предприятия…………8
13 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ
продукции и предприятия ……………………………………………………….10
14 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
развития предприятия…………………………………………………………….14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ
ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..………………..……16
2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга
«Горизонт»»……………………………………………………………………16
2.2 Анализ рынка и рынка и рыночной позиции предприятия…….………….19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных
возможностей предприятия. Результаты анализа…………………………..25
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………...….………………….30
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ
и укреплению рыночной позиции предприятия…………………………….30
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений……………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Управление организацией.docx

— 229.43 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..5

1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСБСНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ…...………………………..……………………………...……...7

1.1 Сущность инновации……...…………………………………………………..7

1.2 Инновации и конкурентоспособные преимущества предприятия…………8

13 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ

продукции и предприятия  ……………………………………………………….10

14 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии

развития предприятия…………………………………………………………….14

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ

ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..………………..……16

2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга

     «Горизонт»»……………………………………………………………………16

2.2 Анализ рынка и рынка и рыночной позиции предприятия…….………….19

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции и конкурентных 

возможностей предприятия. Результаты анализа…………………………..25 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ

СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………...….………………….30

3.1 Предложения по формированию  конкурентных  преимуществ

      и укреплению рыночной позиции предприятия…………………………….30

3.2 Оценка экономического  эффекта внедрения предложений……………......33 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение  внешней среды организации обуславливают  повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной  инновационности. Поэтому вполне логично  определить инновационную стратегию  как ключевое звено в организационной  стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Сложившиеся проблемы необходимо решать, прежде всего, за счет эффективного использования собственных потенциальных возможностей предприятия, повышения роста продуктивности производственных ресурсов, сосредоточения части усилий по развитию сферы науки и техники, инновационной деятельности на уровне хозяйственных единиц. Именно поэтому возникает необходимость формирования стратегии инновационного развития предприятий, определяющей приоритетные направления укрепления рыночных позиций предприятия и способы их реализации

Инновационная стратегия  как составная часть общей  стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством  прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых  с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной  стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями  между основными элементами единой организационной стратегии.

Активизация экономических  процессов, ограниченность ресурсов экстенсивного  роста определяют переход предприятий  на инновационный тип развития, позволяющий  обеспечить устойчивое функционирование компании за счет эффективного использования  собственных потенциальных возможностей, повышения роста продуктивности производственных ресурсов, сосредоточения усилий по развитию сферы науки и  техники и др.

Таким образом, главной причиной, заставляющей предприятия переходить на инновационный путь развития, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли.

Цель  курсовой работы является определение инновационной стратегии развития предприятия ОАО «Горизонт».

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- представить теоретические основы инновации и обеспечения конкурентоспособности предприятия.

- провести анализ инновационной стратегии и конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Горизонт».

- внести предложения по разработке инновационной стратегии предприятия ОАО «Горизонт».

Объектом курсовой работы является ОАО «Горизонт».

Предметом курсовой работы является управление инновационной стратегией предприятия.

Статистической базой  исследования послужил практический материал ОАО «Горизонт».

 

 

1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Сущность инновации

Инновации являются главным  средством обеспечения конкурентоспособности  продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия на рынке в  целом. В силу этого управление инновационной  деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной  деятельности предприятия ориентирована  на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов  для повышения эффективности  производства и обеспечения конкурентоспособности  продукции и предприятия в  целом. Это достигается детальной  разработкой целей инновационной  на основе стратегических программ (стратегического  плана) предприятия. Главное внимание в инновационном управлении уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют [1, c. 45]:

- неизвестные потребителю  блага (новая продукция, услуги);

- неизвестный метод производства продукции или услуг;

- разработка новых материалов  и элементов;

- получение нового источника  сырья и энергии;

- организационные нововведения (освоение нового рынка, получение  новых форм финансирования и  др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с  предыдущим продуктом. Понятие «инновация»  применяется ко всем новшествам, как  в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым  усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих  условия для такой экономии. Инновации  можно разделить на два основных вида: технические и организационные. К техническим нововведениям относятся: новые продукта, новые технологии или новые услуги. Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относятся: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Таким образом, под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

1.2 Инновации  и конкурентоспособные преимущества  предприятия

Конкурентоспособность товара отражает его способность более  полно отвечать запросам покупателей  в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с  одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - ценами, устанавливаемыми продавцами товаров.

Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать  по следующим критериям:

1. Достигнутый уровень  конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий)

2. Степень устойчивости  конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая)

Необходимо четко знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем  оно отстает от конкурентов. В  основе решения о покупке лежит  обобщенная оценка товаров или услуг  конкретного предприятия по сравнению  с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель оценивает  итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению  с преимуществами конкурентов.

Инновации формируют конкурентные преимущества со средней и высокой  степенью устойчивости. Соответственно под инновационным обеспечением конкурентоспособности предприятия  понимается создание и реализация инновационных  конкурентных преимуществ в области  характеристик качества продукции, стоимостных параметров, методов  формирования товарного ассортимента, организации производства и управления на предприятии, формирования брэнда предприятия.

Известный специалист в области  маркетинга М. Портер предложил классификацию (иерархию) конкурентных преимуществ  с точки зрения их значимости. Преимущества низкого ранга (доступное сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают фирме недостаточную  конкурентоспособность, так как  они легкодоступны конкурентам  и широко распространены.

К преимуществам более  высокого порядка относят репутацию  фирмы, связи с клиентами, а также  инвестиционную привлекательность  фирмы.

Важным конкурентным преимуществом  могут являться цели и мотивация  владельцев, менеджеров и персонала  фирмы. Существует и региональный аспект приобретения конкурентных преимуществ. Однако эти факторы изменчивы  и не позволяют долго удерживать конкурентные преимущества. Поэтому  конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с коренными  изменениями в деятельности фирмы.

К конкурентным преимуществам  наивысшего порядка М. Портер относит  технический уровень продукции, запатентованную технологию производства и высокий профессионализм персонала.

Следовательно, среди внутренних факторов конкурентоспособности инновационной  фирмы ведущая роль принадлежит  технологическому фактору, а важнейшим  источником создания и удержания  конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное  развитие производства.

Максимальное наращивание  конкурентных преимуществ возможно, если:

  • фирма обладает новой совершенной технологией,
  • фирма испытывает значительный интерес со стороны потребителей,
  • созданы оптимальные каналы в продвижении товаров,
  • имеется значительный спрос,
  • отсутствует интенсивная конкуренция и т.д.

Таким образом, движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

    1. Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ продукции и предприятия

Основу выработки инновационной  стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция  организации и проводимая ею научно-техническая  политика. В качестве модели, как  правило, принимаются следующие  типы инвестиционной стратегии [2, c. 125]:

1. Наступательные инновационные  стратегии – характерны для  фирм, основывающих свою деятельность  на принципах предпринимательской  конкуренции. Она свойственна малым инновационным организациям.

2. Оборонительные инновационные  стратегии – направлены на  то, чтобы удержать конкурентные  позиции организации на уже  имеющихся рынках. Главная функция  такой стратегии – активизировать  соотношение "затраты–результат"  в инновационном процессе. Данный  тип стратегии требует интенсивных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР).

3. Имитационные инновационные  стратегии – используются организациями  или организациями, имеющими сильные  рыночные и технологические позиции,  которые не являются пионерами  в выпуске на рынок тех или  иных нововведений. Суть модели  в том, что при производстве  копируются основные потребительские  свойства (но не обязательно технические  особенности) нововведений, выпущенных  на рынок малыми инновационными  организациями или организациями-лидерами.

Информация о работе Инновационный путь развития