Инновационная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение основных направлений инновационной политики России на современном этапе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
раскрыть сущность взаимосвязи инноваций и экономического роста;
изложить формирование инновационной модели экономики;
рассмотреть этапы инновационного развития в России;
проанализировать направление государственной научно-технической политики на среднесрочный период.

Содержание

Введение 3
1 Понятие инноваций в России и характеристика развития инновационных процессов 5
1.1 Влияние инноваций на экономический рост в стране 5
1.2 Формирование инновационной модели экономики 7
1.3 Инновационный путь развития России до 2020 года 10
2 Проблемы и перспективы совершенствования развития инновационной политики России 12
2.1 Пути совершенствования инвестиционной политики 12
2.2 Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития России 13
Заключение 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)

Как показали исследования, состояние в научно-технической  сфере не позволяет России конкурировать на ряде мировых рынков наукоемкой продукции, масштаб присутствия России здесь является более чем скромным. Во многих отраслях промышленности отечественная продукция является неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынках (таблица 1).

Таблица 1 - Позиция отраслей российской промышленности на мировом рынке [17, с.19]

Позиция на рынках

Отрасли промышленности

Сильные на внешних рынках 

Нефтяная промышленность

Газодобывающая

Металлургия

Базовые химические и нефтехимические  производства

ОПК (военная авиация, средства ПВО, судостроение)

Слабые на внешних и внутренних рынках, при сильных позициях зарубежных конкурентов

Электротехника

Станкостроение

Приборостроение

Автомобилестроение

Строительно-дорожное машиностроение

Фармацевтика


 

Россия имеет конкурентные преимущества в виде обширной ресурсной  и территориальной базы,  высокого интеллектуального и образовательного уровня, научно-технических заделов в реализации примерно 12 макротехнологий из числа определяющих потенциал развитых стран [11, с.133]. 

Как показывает зарубежный опыт, одной из важных движущих сил,  определяющих инновационное развитие промышленности, является процесс выбора приоритетов.  К числу приоритетных направлений развития науки и техники Российской Федерации наряду с фундаментальными исследованиями отнесены семь направлений, в целом соответствующих мировым тенденциям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

Таким образом, для улучшения  инновационной сферы важно не только развивать существующие достижения в высокотехнологичном комплексе  России, но и выявлять прорывные  производства, благодаря которым  возможен переход России в стадию подъема на основе увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий.  В технологической сфере основной проблемой, требующей решения, является дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и со стороны предложения - стимулирование исследовательских и конструкторских организаций. Меры по стимулированию технологической модернизации экономики лежат не только в русле собственно научной или инновационной политики, но затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, налоговая политика, политика в области внешней торговли и т.д. В настоящее время различные стимулирующие меры «разбросаны» по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, по различным ведомствам.

1.3 Инновационный путь развития России до 2020 года

Впервые инновационный путь развития России был продекларирован  Правительством РФ в 2002 году в документе  «Основы политики РФ в области  развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденный указом Президента РФ от 30 марта 2002 года. В этом документе указано, что  целью государственной политики в области развития науки и  технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

Инновационный путь развития страны - это путь, основанный на тех  знаниях и научных достижениях, благодаря чему Россия должна изменить свою сырьевую направленность в мировом  товарообороте к 2020 году, как это  указано в «Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ». Россия должна войти в пятерку  лидеров мирового экономического развития и торговать на мировом товарном рынке преимущественно наукоемкой высокотехнологичной продукцией.

Достижение этой цели предполагает [6, с.109]:

  • выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности - 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);
  • обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
  • обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6  и более позициям;
  • укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
  • реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;
  • превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;
  • формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы и перспективы совершенствования развития инновационной политики России

2.1 Пути совершенствования инвестиционной политики

Чтобы изменить к лучшему  сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом  реформировать государственную  инвестиционную политику.

В качестве основных направлений  такого реформирования могут быть предложены [8, с.35]:

1) оживление инвестиционного  процесса, которое должно осуществляться  за счет внутренних ресурсов, в связи с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;

2) активное вовлечение  государственных средств и средств предприятий в виде гарантированных инвестиционных ценных бумаг в инвестиционный процесс. Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

Вопрос о привлечении  иностранных инвестиций обсуждается  довольно часто. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год. Проблема 2011 года, стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через год ожидается выбытие до 25% (в 2011 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза [17, с.19]. В настоящее время Россия занимает далеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд ежегодно. Менее 1% - это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира.

Для модернизации реального  сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки - в первую очередь, в рынки капитала – должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики [18, с.20]. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда.

В качестве вывода можно  отметить, что по мнению ряда экспертов и аналитиков привлечение иностранных инвестиций - проблема для России далеко не главная. Денег в стране довольно много. Проблема в том, как их расходует государство и предприятия. На сегодняшний день модель инвестиционной деятельности в стране неэффективна. Финансовые институты как источники инвестиций в полном объеме не выполняют свои функции. Фондовый рынок слишком спекулятивен, банки не рискуют или не могут выдавать крупные кредиты, несовершенство законодательной базы отпугивает многих иностранных инвесторов.

2.2 Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития России

Страна ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов). Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Ключевая проблема в настоящее  время - невосприимчивость бизнеса  к инновациям, низкий приоритет инновационной  деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и  созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

Эта задача должна быть решена на первом этапе через:

  • повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации  комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов финансовой поддрежки;
  • развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления,  формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества  внешней экспертизы таких программ;
  • устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;
  • Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и Внешэкономбанка, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности.

При этом будут оставлены  на текущем уровне расходы на фундаментальную  науку и образование. На первом этапе  ключевой акцент политики в отношении  этих сфер - радикальное повышение  эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных  направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество. Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов.

Приоритетом в области  генерации знаний станет создание «центров компетенции» - как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических  заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) -  по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров.  На первом этапе также будет запущен ряд пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.

Информация о работе Инновационная политика Российской Федерации