Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

грэ.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

4.Финансовый  подход.

С точки зрения данного подхода инновация –  это процесс инвестирования в  новации, вложение средств в новой  техники, технологии и научных институтов.

Существуют  различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:

- по видам  работ - научные, технические (конструкторские  и технологические), опытно-экспериментальные  и производственные инновации;

- по конкретным  результатам процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

- по степени  новизны - принципиально новые,  новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);

- по предметному  (вещественному) содержанию - продуктовые,  технологические, социальн0-экономические,  экологические, информационные, организационные  и управленческие инновации;

- по виду  эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;.

- по охвату основных сфер  деятельности - производственно-технологические,  организационно-управленческие, социально-политические  и финансово-экономические инновации [10].

К инновациям относятся  все изменения (новшества), которые  впервые нашли применение на предприятии  и приносят ему конкретную экономическую  и/или социальную пользу. Поэтому  под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

-  новые или  улучшенные виды продукции (продуктовые  инновации);

-  новые или  улучшенные услуги (инновации услуг);

-  новые или  улучшенные производственные процессы  и технологии (процессные и технологические  инновации);

- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

-  новые или  улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций  в практике предприятия переплетаются  между собой. В условиях современных  технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

-  они всегда  связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

-  дают конкретную хозяйственную  и/или социальную выгоду для  пользователя. Эта выгода предопределяет  проникновение и распространение  инновации на рынке; 

- означают первое использование  новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

-  нуждаются в творческом  подходе и связаны с рисками.  Инновации не могут создаваться  и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Понятие «инновация» тесно связано  с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Понятие «инновационного  процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Деятельность  по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы [10].

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную  совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными  видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др [10].

Основными элементами структуры инновационной  деятельности являются инновационные  проекты и программы и выполняющие их организации [2].

Инновационная деятельность – это  совместная деятельность множества  участников рынка в едином инновационном  процессе с целью создания и реализации инновации [16].

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит  научно-техническую деятельность в  экономическое «русло», обеспечивая  производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою  очередь делятся на:

a) ранее большинство;

б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми  освоившие новшество, используя  интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению  сверхприбыли путем скорейшего продвижения  инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые  сталкиваются с ситуацией, когда  запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской  и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру: биржи, банки; инвестиционные и финансовые компании; средства массовой информации;информационные технологии и средства деловой коммуникации; патентные организации; органы сертификации; библиотеки; ярмарки, аукционы, семинары; система страхования; рекламные агентства; система образования; консалтинговые компании.

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Как свидетельствует  статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется  высокой прибыльностью, в среднем  более чем в 3 раза превышающей  прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ, в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационная политика государства в современных условиях

 

В сфере инновационной  политики для России характерна тенденция  усиления государственного регулирования  и прямого участия государства-собственника в мобилизационном развитии. Основания данной тенденции следующие:

- собирание  государством разрозненных государственных  капиталов и их концентрация  в ведущих отраслях экономики; 

- формирование  особых экономических зон с  активным участием государственного капитала;

- создание крупных  государственных корпораций, которые  начинают играть существенную  роль как самостоятельные субъекты  рыночных отношений и контроля  над рынком («Рособоронэкспорт», Объединенная  судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии»);

- создание государством  особых институтов развития (особые  экономические зоны, Банк развития, Инвестиционный фонд, Фонд жилищно-коммунального  хозяйства);

- формирование  системы частно-государственного партнерства;

- некоторые  также отмечают активное участие  крупнейших госбанков (кредитование, гарантии, прямая скупка акций)  в процессах расширения государственного  участия в капитале компаний.

Вторая наблюдаемая  тенденция — замедление в государственной политике процесса создания рыночных институциональных условий (право частной собственности, независимый суд, конкурентные условия, антикоррупционные меры).

Третья тенденция, характеризующая современный политический,контекст в России, — централизация политического управления и повышение роли административного компонента в политическом процессе и в экономическом развитии.

В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию поставлена задача ускоренного  перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.

Важно отметить следующие механизмы стимулирования инновационного развития:

1. Недоиспользованные  возможности. Специфика сложившейся  в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, однако данные разработки не могут решить наиболее актуальные проблемы и соответственно остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.

2. Правительственные  инновационные программы как  основа инновационной политики. Существует множество различных программ, о которых будет сказано ниже (различаются эти программы по уровню создания, т.е. действие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях). Данный механизм является наиболее широко используемым.

3. Дополнительные  меры поддержки региональных инноваций. Создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информационная поддержка это основные направления возможной деятельности региональных властей, которое может помочь в инновационном развитии.

В настоящее  время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование