Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

грэ.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

Правовой базой  инновационного процесса в настоящее  время является законодательство в  области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные  законы, определяющие правовой режим  изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Инновационные отношения регулируются также международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской  деятельности, опосредуются различными договорами.

Вместе с  тем специальному законодательству в данной сфере предстоит еще  развиваться, так как правовой режим  некоторых объектов сформулирован  лишь в виде общих понятий нормами  общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Сложно обстоит  дело с правовым регулированием передачи и внедрения инноваций для  получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем, в этом сегменте инновационной деятельности необходимо сопряжение публично-правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав публично-правовые отношения, связанные, в частности, с бюджетным финансированием, реализуются посредством частноправовых норм, переходят в коммерческую сферу. Процесс правового регулирования отношений в этом сегменте инновационной деятельности как бы плавно перетекает из сферы публично-правового регулятивного воздействия, в частности норм финансового права, регулирующих выделение денежных средств из соответствующих бюджетов при создании инноваций, в сферу действия норм гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуемых различными договорами. То есть, таким образом, благодаря нормам гражданского права происходит практическая реализация - воплощение в реальную действительность внедрения инноваций - регулятивного воздействия норм финансового права при создании инноваций.

Важно отметить, что управление инновационной деятельностью  должно основываться на активном воздействии на процесс создания патентоспособных технических решений с целью повышения их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении.Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е.всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на1600 специалистов.

Для активизации  инновационной деятельности бизнеса необходима государственная поддержка разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов, обязательно основанных на патентоспособных изобретениях.Важно разработать систему предоставления льгот и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели.

В настоящий  момент в России нет чётко сформулированного  федерального проекта по формированию инновационной системы. В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.

Существует  еще одна важная проблема -отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем.Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.

В современных  условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

Вместе с  тем подъем экономики не мыслим без  решения кадровых проблем.Развитие инновационной экономики столкнулось  сегодня с недостатком квалифицированных  работников. Это связано с наличием многих факторов,которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования.

Наиболее важными  и первостепенными задачами улучшения  сложившейся ситуации, являются:

1) пересмотр  законов об инновационной деятельности  для устранения возможности использования их в преступных целях;

2) разработка  федерального проекта по формированию  промышленной и инновационной  систем;

3) создание на  его основе региональных инновационных  систем;

4) изменение  системы образования страны;

5) разработка комплекса, совместных с бизнесом, государственных действий, направленных на развитие и поддержку области наукоемких технологий;

6) образование  и развитие института экспертов  в сфере создания инновационных  систем;

7) проведение  широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны необходимости инновационного пути развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной работы выявлено, что инновации становятся ключевым фактором развития экономики России.

В настоящее  время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что  данный процесс должен произойти  в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.

Модернизация  экономики страны возможна через  стимулирование инновационной деятельности регионов России. При этом налоговое  стимулирование научно-технической  и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.

Субъекты Российской Федерации многочисленны и неоднородны  по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта.

Для эффективного развития инновационной составляющей экономики любого региона, включая  и Тульскую область, требуется делать упор не только на развитие крупных  инновационно-ориентированных компаний, но также и на представителей малого и среднего бизнеса. Эти компании представляют собой наиболее перспективный слой инновационного предпринимательства, способный динамично развиваться, производить требуемые региону товары, обеспечивать рабочими местами научно-исследовательские кадры, а также выступать в роли партнеров для более крупных региональных компаний. Инновационная деятельность региона при этом может активно развиваться только при поддержке и стимулировании со стороны региональных властей, обеспечивающих не только законодательную базу, но и участвующих в создании прочей инновационной инфраструктуры: технопарки, взаимодействие с научными организациями, поддержка в организации выставок, информационное обеспечение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ//СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

2. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П.  Инновационный менеджмент: Учебник  для вузов / - М.: Вита-Пресс, 2007.

3. Гершман М.  А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС, 2008. - 200 с.

4. Гольдштейн  Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.

5. Городов О.А.  Правоваяинноватика. Правовое регулирование  инновационной деятельности. СПб., 2008.

6. Друкер, Питер  Фердинанд Бизнес и инновации. - М.: «Вильямс», 2007. - С. 432

7. Инновационный  менеджмент: Учебник / Под ред.  С.О. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 2007. – 327 с.

8. Лукьянова  А. Ю. Проблемы инновационного  развития России [Текст] / А. Ю.  Лукьянова, Л. В. Погосян // Актуальные  вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. - М.: РИОР, 2011. - С. 36-38.

10. Мухамедьяров  А.М. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие  - М.: ИНФРА-М, 2007.

11. Национальные  инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

12. Основные  параметры прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020-2030 годов / Приложение  к Концепции долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации. – МЭР РФ, август, 2008.

 

13. Переходов  В.Н. Основы управления инновационной  деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.

14. .Российский  статистический ежегодник 2010. –  М.: Госкомстат, 2010.

15. Сморгуноп  JI.B. Способности государства и  соотношение административных и демократических режимов правления // Демократия в современном мире: сб. ст.; [сост., предисл.Я.А. Пляис, А.Б. Шатнпов] - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

16. Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент:учебник  для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008.

17.Басов А.И.  Инновации – главное направление  инвестиционного процесса // Финансы  и кредит. – 2006. - №5.

18.Бекетов Н.  Перспективы развития национальной  инновационной системы России // Вопросы экономики. – 2007. - №7.

19. Бекетов Н.В.  Международная макроэкономика: интернационализация,  глобализация и взаимозависимость  хозяйства // Финансы и кредит: Научно-теоретический журнал. – 2009. – № 45. С. 25-28

20.Гаврилов С.  Инновации: польза и риски // Директор информационной службы. – 2008. - №11.

21.Голиченко  О. Российская инновационная система:  принципы развития // Вопросы экономики.  – 2007. - №12.

22.Давыдова Л.В. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. – 2008. - №17.

23.Данилов И.  Инновации как универсальный  инструмент повышения конкурентоспособности  предприятия // Стандарт и качество. – 2007. - №1.

24. Захаров В.  Что и как нужно спасать  в российской науке // Независимая газета. 13.01.2010.

 

 

25.Ларичева Е.А.  Двойная роль инноваций // Менеджмент  в России и за рубежом. –  2007. - №3.

26.Ленчук Е.Б.  Финансирование инновационной деятельности  в России // ЭКО. – 2008. - №12.

27.Мемухина С.  Развитие инновационной политики России и регионов РФ // Экономика и управление. – 2008. - № 4.

28. Рогов С.М.  Будет ли Россия мировым интеллектуальным  центром? // Независимая газета. 22.01.2010.

30. Хивренко  А.С. Инновационный потенциал  региона как фактор стратегического развития компании//Качество. Инновации. Образование. – 2008. - № 8. – С. 36-41

31. Всероссийский  Конгресс «Экономико-правовое регулирование  инновационной деятельности 2011 Весна» http://smao.ru/ru/article_3624.html

32. Данные Департамента  предпринимательства и потребительского рынка Тульской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.businesstula.ru

33. Джолдасбаева  Г.К. инновация как основной  фактор повышения эффективности  производства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_2933

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование