Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

грэ.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)



Введение

 

В современных  условиях повышения эффективности  производства можно достичь преимущественно  за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в  новых технологиях, новых видах  конкурентоспособной продукции. Поиск  и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Сейчас обозначился  переход к качественно новому типу экономического развития, который  называют научно-техническим или  инновационным.

Любая эффективная  экономика основана на инновациях (в  широком смысле этого слова), и их уровень отражает уровень развития общества. Но инновационная экономика -это принципиально другое; она может существовать только в той формации, в которой наука является неотъемлемой частью промышленного производства и непосредственной производительной силой [34].

Различные исследования показывают, что инновационный сектор экономики обладает значительным, не до конца выявленным и освоенным  потенциалом. Между тем, в современном  мире именно от эффективности использования  заложенных в инновационный сектор ресурсов зависит долгосрочное развитие экономики и политическое положение любого государства.

Ставку на инновации  делают многие страны, регионы и  муниципальные образования. Отдельные  города и районы, привлекая инвесторов и предоставляя им те или иные льготные условия, отдают приоритет компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.

Таким образом, тема: «Инновационная деятельность и ее государственное регулирование» является актуальной.

Большой вклад  в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие ученые: и др.

Цель работы – рассмотреть инновационную  деятельность и ее государственное  регулирование.

Данная цель раскрывается с помощью решения  следующих основных задач:

1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.

2. Охарактеризовать  инновационную политику государства  в современных условиях.

3. Выявить направления,  формы и методы совершенствования  регулирования инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности

 

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой  экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так  и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.

Важнейшим условием формирования постиндустриального  общества в России, восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения  эффективности и конкурентоспособности национального производства является активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Актуализация этих проблем особенно усиливается в условиях разразившегося мирового финансового кризиса. В то же время отсутствие четкой системы кардинальных мер в области государственной инновационной политики обусловливает инерционный характер экономического развития.

Почему инновации  настолько важны? Потому что они  являются источником экономической  конкурентоспособности, роста и всё большего разнообразия экономики. Экономика, основанная на инновациях, создаёт хорошо оплачиваемые трудовые места, создаёт основу для роста (особенно в условиях сегодняшней стагнации) и большей диверсификации экономики. Более того, хорошая инновационная стратегия создаст гарантию того, что будущие россияне будут жить лучше, чем сегодня [38].

В.А. Малыгин  отмечает, что «консерватизм» традиций России в рядах инновационно ориентированных  цивилизаций существенно замедляет  ее инновационный порыв. «Трансформационный шок» инновационной сферы нашей страны в начале 90-х гг. непосредственно был связан, в первую очередь, с отказом государства от поддержки сферы НИОКР, предоставлением значительной свободы в выборе направлений деятельности, либерализации отношений с внешним миром, интенсивным встраиванием национального научно-исследовательского комплекса в мировое хозяйство. Во многом именно он явился причиной резкого обвала инновационной активности в экономической системе. В результате трансформация инновационной сферы обернулась приспособлением не столько к условиям современной рыночной экономики, сколько к «правилам игры» переходной экономики, далекой как от советской модели, так и от постиндустриальной экономики многих развитых стран [35].

По данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспособности  экономики (380 показателей, включая  уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке  из 180 стран мира. За десять с небольшим  лет наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР в 1991 году было подано 190 тысяч заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тысяч. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 80-х годов таких предприятий было 60-70%. Инновационная продукция в России сегодня не набирает и 1%, этот же показатель в Финляндии - более 30%, в Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 - 0,5 %. Для сравнения: доля США - 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %, Китая - 6 % [11].

Сравнительный анализ развития сфер инноваций в  России и некоторых других странах-лидерах инновационного развития говорит о том, что наша страна находится лишь в начале формирования постиндустриального общества и вынуждена отвечать на вызовы мировой экономики динамичным развитием инновационного производства. На это указывают многие ученые-экономисты.

В России продолжает устаревать производственная база ключевых отраслей, износ основных фондов порой  превышает 70%. Наиболее прибыльные, по идее, высокотехнологичные сегменты национального хозяйства представляют собой по большей части рудименты советской эпохи. Не решены самые очевидные проблемы — от модернизации отечественной энергосистемы до создания приемлемой модели гражданского лайнера для рынка авиаперевозок. Катастрофическая ситуация складывается в ВПК, отставание по разработке современных видов вооружений увеличивается, а то что разработано не всегда поступает в первую очередь в свою армию. Велико отставание и в других, критически важных с точки зрения НТР областях - информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов и др.

За последние  полтора десятилетия существенно  ухудшились основные параметры научно-технического и инновационного потенциалов: произошло  сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, претерпела деградацию научная инфраструктура. Многократно упала изобретательная активность – число заявок резидентов на изобретения – на 1000 человек. По числу патентных заявок Россия находится на 31-м месте. Таким образом, к началу XXI в. Россия вышла с деградировавшим, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом. Если страна будет и дальше ориентироваться на инерционно-рыночную стратегию, то это положение закрепится и станет необратимым на многие годы [35].

Важно отметить, что доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР –33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором [19].

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает  угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы  на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том  числе у США - 2,7%, а у таких  стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП [28]. В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики. Уменьшилось влияние науки на общество в целом и на образование в частности. Тиражи научно-популярных изданий снизились в сотни раз. В большой степени растрачен кадровый потенциал, возник острый дефицит молодежи в науке. Наука оказалась не востребована. Общество не использует её результатов, не понимает её смысла и значения. В сложном положении оказалась Российская академия наук, не имеющая стратегических ориентиров, берущаяся за несвойственные ей функции (инновационная деятельность и коммерциализация фундаментальной науки в отрыве от науки прикладной и опытно-конструкторских разработок). Сегодня бюджет одного хорошего западного университета равен бюджету всей РАН [24]. Правительственные прогнозы социально-экономического развития страны не дают оснований для оптимизма. Численность занятых в научном секторе планируется к сокращению с 788,5 тыс.чел. (2007 год) до 754,1 тыс.чел. в 2010 году [12]. Продолжение деградации научного потенциала страны привело к тому, что Россия остается единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью ученых. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Фактически научной политики в России нет.

Состояние системы  образования явно не соответствует  требованиям перевода страны на инновационный  курс развития. В системе школьного  образовании навязывание ЕГЭ  может привести к падению креативного  потенциала страны. По оценке Д. А. Медведева: "За последние годы у нас полностью разрушена система начального и среднего технического образования". Не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной экономики. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Безусловно, компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.

Итак, в современных  условиях наблюдается очевидный  регресс, а не инновационное развитие России.

Таким образом, для восстановления производственного  потенциала страны и обеспечения  на этой основе повышения эффективности  и конкурентоспособности национального производства необходима активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.

Рассмотрим  сущность и виды инновационной деятельности.

Существуют  различные толкования инноваций  и инновационных процессов.

Широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления [10].

Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:

1.Инновация – это процесс  (в технике, технологии, организации,  производстве и т.д.) внедрения  в практику каких-либо новых  элементов, получающих общественное  признание в виде рыночного  (коммерческого) успеха.

2.Нововведение (инновация) – это результат  творческого процесса в виде  нового продукта (техники, технологии, метода).

Именно этого  подхода придерживаются основные международные  статистические стандарты в области  науки и инноваций.

Согласно  этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной  деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций  и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.

  1. Рыночный подход.

Нововведение (А.С. Коротаев) – это  новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта  и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование