Инновации в сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы - инновации в сервисной деятельности. Данная тема очень актуальна в наше время. Так как жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг и сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни. Сфера услуг - это, с одной стороны ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой - совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги населению. В настоящее время идет активная разработка инноваций в сервисной деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности производства. Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности 5
1.1 Инновации и их характеристика 5
1.2 Инновационный процесс и его особенности 14
1.3 Инновационный менеджмент и его функции 22
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса 25
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности 25
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet») 31
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(готовая).doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность всемирно известной фирмы «МакДоналдс» является одним из наиболее наглядных примеров развития и становления франчайзинговой  системы. Эта фирма в настоящее  время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания.

Системой контрактов в розничной торговле США в  настоящее время охвачено около 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов  автосервиса, ресторанов, закусочных. На этих предприятиях занято (с учетом работающих собственников) свыше 3-х млн человек или 20% всех работников Отрасли, а их доля в розничном товарообороте в 1982 г. составила 34% по сравнению с 23% в 1971 г.

Наивысший подъем в развитии франчайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий вплоть до конца 80-х гг. В 1984 г. почти треть объема продаж во всех магазинах США (около 500 млрд долл.) была реализована через франчайзинговые фирмы. В 1990 г. объем франчайзинга достиг 716 млрд долл.

Накопив большой опыт в США, франчайзинг начал свою экспансию на рынках других стран. Многие американские компании продали свои франшизы в другие страны, и некоторые из этих компаний быстрыми темпами расширяют свою международную сеть.

В настоящее время  более 350 американских фирм и их франчайзи  владеют более чем 32 тыс. торговых предприятий в других странах

Бурное развитие франчайзинга происходит в Западной Европе, Канаде, Японии, Австралии, государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, франчайзеры  из этих стран начинают постепенно проникать на рынок США. Таким образом, международный франчайзинг в ближайшие годы будет развиваться еще более быстрыми темпами.

В России в режиме франчайзинга уже работают или работали такие  известные отечественные и зарубежные компании, как «Довгань», «Русскоебистро», «МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс», «Рибок» и другие. Вместе с тем пока еще нет оснований для вывода об окончательном утверждении в нашей стране этой современной формы предпринимательства.

Взаимоотношения в системе  франчайзинга могут быть подразделены на два основных вида и несколько подвидов. Двумя основными видами являются индивидуальные и региональные (зональные, территориальные) франчайзинги.

Индивидуальный франчайзинг  представляет собой продажу лицензии (франшизы) на какой-либо один вид бизнеса и является наиболее распространенным.

Сущность регионального  франчайзинга состоит в следующем. При этом виде франчайзинга франчайзер принимает решение о распространении  сферы своей деятельности на какой-либо регион, но в то же время он учитывает то обстоятельство, что не обладает возможностями для быстрого развития и расширения своей деятельности, например, ограничен размерами капитала или нет достаточно подготовленного персонала. В этих условиях привлекается помощник -- главный франчайзи, который, в свою очередь, имеет права и возможности не только в подборе новых франчайзи в своем регионе, но и в обеспечении их первоначального обучения, а также в выполнении других работ и услуг, которые обычно выполняет франчайзер.

Региональный франчайзинг  подразделяется на различные под виды, которые имеют общие черты и в то же время отличия друг от друга.

Франчайзинг с владением  многими предприятиями развивается  из индивидуального франчайзинга и  может быть предусмотрен в самом  начале взаимоотношений. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе.

Второй подвид регионального  франчайзинга -- субфранчайзинг, при  котором реализуются два направления отличающихся друг от друга контрактных отношений: первое -- между генеральным франчайзером и субфранчайзером и второе -- между субфранчайзером и обычным франчайзи.

Развивающий франчайзинг  является комбинацией первых двух видов  и охватывает трехсторонние взаимоотношения между франчайзером и лицом, получающим право на развитие бизнеса на определенной территории.

В соответствии с условиями  контракта региональный субфранчайзер (лицо, получившее право развития бизнеса  на данной тер* ритории) обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеете ними прямые контрактные отношения.

Смысл франчайзинговой  деятельности состоит в ориентации на успешную работу всех его участников, и именно это обстоятельство выгодно  отличает франчайзинг от ряда других концепций бизнеса.

2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet»

Работа под маркой известной зарубежной компании - один их самых надежных путей к построению успешного бизнеса. Интерес иностранцев  к созданию франчайзинговых сетей в нашей стране высок. Но перейти от слов к делу решаются немногие.

Первые зарубежные сети вышли на наш рынок еще в  самом начале девяностых. Но удержались на нем немногие. Для кого-то роковым  стал кризис 1998 года. В это время  свернула свою франчайзинговую программу известная закусочная «Данкин Донатс». Другие ушли, не сумев выстроить правильную маркетинговую политику. Это относится, в частности, к сети британских магазинов одежды Next и British Hause, для которых бизнес в Москве оказался неудачным.

Но, такой первопроходец, как «Баскин Робинс», продолжает успешно работать и поныне. И каждый год российский бизнес узнает новые зарубежные марки, предлагающие свою продукцию по франчайзингу.

Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам. В  первом случае головная компания находится за границей, а в нашей стране работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. А интересы Subway в России представляет наш соотечественник Геннадий Кочетков, который в статусе вице-президента компании по развитию координирует работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Сабвэй» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти. Торговое оборудование российские франчайзи Subway также получают из Америки.

Во втором случае иностранная  компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть перечисляет за границу. Такую схему выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак».

По информации представителей Торгово-промышленной палаты США, многие американские компании до сих пор  опасаются выходить на российский рынок франчайзинга. Широкие перспективы закрывает целый ряд нерешенных проблем. Прежде всего, иностранцев пугает непоследовательность политики федеральных и региональных властей в отношении к бизнесу. Многие декларации о поддержке предпринимательской инициативы на деле остаются всего лишь словами. Административные барьеры, препятствующие становлению новых фирм, по-прежнему высоки.

Другая проблема - юридическая. В России нет законодательства, регулирующего  франчайзинговые отношения. Лишь единственный раз в 54-й главе Гражданского кодекса РФ упоминается, что франчайзинг тождествен коммерческой концессии. Именно на основе этой правовой нормы и предлагается официально решать все вопросы, связанные с взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи.

Однако большая часть действующих в России франчайзинговых сетей договором коммерческой концессии не пользуются, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые подписывают партнеры. Более того, в Российской ассоциации франчайзинга само наличие 54-й главы ГК РФ считают отрицательным фактором. Критикуют эту главу и многие иностранные юристы. Они считают, что отношения партнеров регламентируются в ней излишне строго, что препятствует развитию международных контактов в области франчайзинга, подталкивает компании к поиску и созданию обходных правовых схем.

В чем же основные недостатки этих норм Гражданского кодекса? Например, требуется регистрировать договор  коммерческой концессии в налоговой  инспекции. В результате, полагают иностранные  франчайзеры, возникает опасность утечки конфиденциальных положений договора от регистраторов к третьим лицам.

Другая странность российского  законодательства: франчайзинговый  договор можно расторгнуть по любым мотивам, достаточно уведомить  об этом своего партнера за шесть месяцев до прекращения отношений. Однако обе стороны вкладывают в проект немалые средства, и необоснованный разрыв договоренностей может обернуться для одной из них большими убытками. Поэтому в международной практике договор франчайзинга может быть прекращен в одностороннем порядке только в том случае, если один из партнеров не выполняет свои обязательства.

Кроме того, по договору коммерческой концессии франчайзер несет ответственность за все  неправомерные действия франчайзи  перед властями и потребителем. А это нарушает основной, признанный во всем мире, принцип франчайзинга - независимость бизнеса головной компании и ее младших партнеров друг от друга.

Таким образом, иностранные  франчайзеры, решившие все же поиграть на российском поле, чувствуют себя плохо защищенными.

Большой проблемой для  продвижения франчайзинга в нашей  стране остается традиционное российское неуважение к чужой интеллектуальной собственности. В основе франчайзинговых  отношений лежит передача партнеру торговой марки и технологий. Но реально под защитой находится лишь малая часть всех тех наработок, которые головная организация передает своим франчайзи.

«Наше законодательство совершенно не защищает ноу-хау иностранных  компаний», - говорит вице-президент  по развитию компании «Сабвэй» Геннадий Кочетков. Официально во всех франчайзинговых договорах указывается, что брэнды и технологии передаются франчайзи только на время совместной работы. Но в реальности в случае разрыва отношений бывший партнер может продолжать работать под известной маркой, и привлечь его к ответственности будет очень сложно.

Выходом может быть регистрация  прав на все элементы интеллектуальной собственности - R, ТM и ТS.

На западе регистрации  подлежит только самый высокий уровень  защиты R, обозначаемый первой буквой английского «registed» - зарегистрированный. Оно означает, что подделка этого продукта преследуется законом. R присваивается, например, логотипам, названиям фирм. Все остальные уровни защиты (ТМ-торговая марка и TS - торговый секрет) за рубежом имеют юридическую силу без регистрации. Компания может самостоятельно присвоить их, например, названию и рецепту блюда, и никто не посягнет на ее собственность. В России же защитить торговую марку и торговый секрет без официального оформления прав не возможно. Однако регистрация элементов R, ТМ и ТS выльется для него в серьезные траты.

Регистрация каждого  стоит около $500. К тому же иностранным  компаниям приходится дополнительно  тратиться на услуги патентного поверенного. А самое главное, процесс регистрации  может растянуться на срок до двух лет, и законопослушные иностранцы не желают терять столько времени.

Стоит заметить, что не все зарубежные сети боятся российских бизнес-пиратов. К примеру, когда  владельцам американской компании «Папа  Джонс» сообщили, что под ее именем в Москве действует самотеком возникшая закусочная, они благодушно рассмеялись: ну, что же, пусть продвигают нашу марку в России! Но, конечно, большинство зарубежных предпринимателей не видят в подобных ситуациях ничего смешного.

Немного проще уберечь  свою торговую марку от посягательств тем иностранным компаниям, которые вышли на российский рынок через юридически самостоятельные национальные филиалы. Так, российские обладатели генеральной франшизы Kodak самостоятельно зарегистрировали торговую марку Kodak Express в Роспатенте. Под этим именем они развивают сеть фотомагазинов по всей стране и, естественно, зорко следят за тем, чтобы знаменитая торговая марка использовалась в законном порядке.

- «У нас есть региональные  представители, которые следят  за ассортиментом в магазинах, за качеством услуг», - говорит руководитель программы Kodak Express Вадим Липко. До серьёзных нарушений франчайзинговых договоренностей дело не доходит. Лишь однажды было разбирательство в Альметьевске, где местный предприниматель под вывеской Kodak Express организовал инвестиционный фонд. Тогда наш юрист довел дело до суда. А в основном, проблемы возникают из-за неосведомленности людей. Откроют магазин под нашей маркой и торгуют. Чаще всего таким коммерсантам мы предлагаем стать нашими партнерами-франчайзи, показываем преимущества нашей программы.

Нарушают неприкосновенность торговой марки и российские власти. Так, в середине 90-х по Москве прошла волна административного ура-патриотизма: столичная мэрия решила убрать с  улиц всю рекламу на иностранных языках и заставить компании оформлять свои вывески исключительно на основе кириллицы. Логотипы, начертанные латинскими буквами, москвичам удалось отстоять. Но столичный почин нашел отклик в провинции.

- «В Екатеринбурге  власти потребовали от нашего партнера-франчайзи поменять вывеску», - рассказывает Вадим Липко. - Прессинг на него был столь велик, что после долгих препирательств с чиновниками владелец магазина уступил и написал название магазина по-русски, не поставив нас об этом в известность. Конечно, мы не стали штрафовать партнера».

До сих пор административный натиск по поводу внешнего оформления магазинов испытывают многие наши франчайзи. Даже в Москве далеко не все магазины Kodak Express имеют фирменную вывеску  из-за вмешательства местных властей.

- «По договору франшизы  мы разрешаем нашим партнерам  на вывесках рядом с наименованием  Kodak Express ставить свое название  на русском языке», - продолжает  Вадим Липко. - Получается, например, «Kodak Express. Фокус» или «Kodak Express. Кедр».  Но оказалось, что этим мы подготовили отличный повод для дополнительного изъятия денег у владельцев магазинов. Власти рассматривают такую вывеску как коммерческую и требуют заплатить за ее использование сбор в городскую казну. Причем за русское название - одну сумму, а за иностранную торговую марку - другую, на порядок больше. Выход остается только один: снять вывеску совсем, а свой бизнес обозначить лишь витриной, на которой выкладывается товар. Но, согласитесь, магазин без вывески теряет часть своих покупателей.

Информация о работе Инновации в сервисной деятельности