Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки.

Вложенные файлы: 1 файл

реф по бизнесу.rtf

— 444.82 Кб (Скачать файл)

В 2005 году по сравнению с 2004 годом было увеличено производство мяса и колбасных изделий; рыбы; консервов; соков фруктовых и овощных; масла растительного; молока и сливок; масла сливочного; сыра и творога; муки; круп; макаронных и кондитерских изделий; майонеза; водки и коньяка; спирта этилового; вина виноградного; пива; конструкций строительных сборных; окон, дверей; шпал деревянных; тары деревянной; лесоматериалов; бумажных изделий; книг, и материалов печатных; мазута; бензина; полимеров; пестицидов; фармацевтических препаратов; красок и лаков; изделий из резины и полиэтилена; посуды из фарфора; растворов строительных; бетона; кирпичей керамических строительных; конструкций строительных; извести; цемента; гипсокартона; серебра и золота аффинированного; цинка необработанного; глинозема; насосов центробежных; тракторов; машин стиральных; кранов мостовых и козловых; нефтегазоперерабатывающего оборудования; конденсаторов, аккумуляторов и трансформаторов электрических; проводов и кабелей изолированных; автомобилей грузовых; прицепов и полуприцепов автомобильных; инструментов музыкальных; спортивных товаров и ювелирных изделий.

В соответствии с методикой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) промышленная продукция по уровню наукоемкости делится на четыре группы:

1. Продукция высокой наукоемкости: авиакосмическая и передовая военная продукция; офисное и компьютерное оборудование; радио- и телевизионное оборудование; медицинское оборудование и продукция фармацевтики.

2. Продукция средневысокой наукоемкости: научное оборудование, моторные устройства, электрические машины, станки; неэлектрическое оборудование, транспорт, химическая продукция.

3. Продукция средненизкой наукоемкости: черные и цветные металлы; металлические и неметаллические минеральные продукты; суда; рафинированная медь и продукты; химическая и резинотехническая продукция.

4. Продукция низкой наукоемкости: бумага и печатная продукция; текстиль, шерстяные изделия, одежда, кожа; продукты питания, напитки, табак; мебель.

Анализ структуры производства основных видов продукции в обрабатывающей промышленности показывает, что Казахстан в течение периода 2003-2005 годов развивал производство продукции, входящей, в основном, в третью и четвертую группы классификации ОЭСР. При этом даже имеющееся производство продукции первой и второй группы (приемники телевизионные магнитофоны и записывающая аппаратура, удобрения) в 2005 году снизилось, а значительных изменений в структуре производства основных видов продукции не произошло.

Среди новых выпускаемых видов товаров также незначительна доля продукции первой и второй группы продукции.

Новые товары первой и второй группы: стекловолокнистые трубы, тракторы для сельского и лесного хозяйства, грузовые машины, флексоупаковочные материалы, производство медицинских препаратов (инфизионные растворы), производство клеющей ленты, производство погружных насосов для перекачки жидкостей.

Доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта снизилась с 6% в 2000 году до 5% в 2005 году. Товарная структура экспорта изменилась за счет увеличения доли минеральных продуктов и снижением доли химической продукции и продовольственных товаров. Товарная структура импорта изменилась за счет увеличения импорта неблагородных металлов, минеральных продуктов и продукции машиностроения.

Особенно заметен рост импорта и снижение экспорта машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в общей структуре товаров в 2005 году.

II. В Стратегии индикативные показатели прогноза динамики и структуры ВВП в разрезе отраслей разбиты по периодам, не соответствующим этапам реализации Стратегии. Так, прогноз динамики ВВП дан на период с 2001 по 2005, с 2006 по 2010, с 2011 по 2015 годы, тогда как этапы Стратегии разбиты с 2003 по 2005, с 2006 по 2008 годы. В Стратегии определено, что среднегодовой темп роста в обрабатывающей промышленности должен ежегодно достигать размера 8-8,4%. Если в 2002 году индекс физического объема за январь-декабрь в обрабатывающей промышленности составил 8, 1%, то в 2003 году - 7,9%, в 2004 - 8,9, в 2005 - 6%.

III. В соответствии со Стратегией инновационная политика должна была стать основой индустриально-инновационной политики Казахстана. Однако при реализации Стратегии законодательному закреплению принципов развития инновационной системы было уделено внимание значительно позже.

Так, Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы была утверждена только в апреле 2005 года. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» принят 23 марта 2006 года №135. Зачастую программы, разработанные с целью развития инноваций и высокотехнологичных производств, либо не реализуются, либо реализуются медленно. В частности, к ним можно отнести Программу научно-технического обеспечения создания производств четвертого и пятого переделов в металлургическом комплексе Республики Казахстан на 2003-2005 годы.

На первом этапе реализации Стратегии основное внимание было уделено созданию инфраструктуре инновационной системы - созданию специализированных субъектов инновационной деятельности: национальных и технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных фондов, а не ее техническому наполнению. Формально в соответствии с принятыми нормативными документами технопарки могли бы помочь решить проблемы мелких разработчиков и производителей. Но, из-за недостаточной организации менеджмента, а также некоторых пробелов в законодательстве (по госзакупкам, по прозрачности проведения тендеров, в таможенном законодательстве) этого не происходит. При реализации инновационных проектов также с особой остротой возникает вопросы обеспечения инновационной системы высококвалифицированными кадрами, развития отечественной науки и вопросы совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности.

Все это привело к тому, что уже сейчас Правительством отмечается низкая эффективность освоения средств, выделенных на развитие национальных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2005 году в области инноваций было проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности на 10392 предприятиях республики. Из них только 352 хозяйствующих субъекта имели завершенные технологические инновации. Среди инновационной продукции промышленных предприятий наибольший удельный вес в инновационной продукции занимает продукция подвергавшаяся усовершенствованию - 58,9%, продукция вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям составила 36,7% и прочая инновационная продукция - 4,4%. Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий - 65,5%, иностранные инвестиции - 22,3%, республиканский бюджет - 8%, средства институтов развития - 4%, местный бюджет - 0,2%.

В Стратегии определено, что основные предложения по выбору отраслей для инвестирования должны вносить представители бизнеса. Но, в условиях глобализации рынков государство все же обязано взять на себя затраты по проведению маркетинговых исследований с целью определения инвестиционных ориентиров для бизнес-сообщества.

До сих пор несырьевой сектор страны развивался, в основном, за счет того, что реанимировались либо перепрофилировались производства, построенные еще в советском периоде. Теперь резервы исчерпаны и дальнейший рост возможен при реализации новых проектов, призванных последовательно менять качественную структуру экономики и экспорта.

IV. Кластерная программа также требует уточнений и соответствующих изменений.

В развитие кластерных идей перспективным представляется использование такого инструмента государственного стимулирования реального производства как создание индустриальных зон. После реализации проектов, планируется распространить опыт на все регионы, имеющие промышленный потенциал.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству к 2007 году в основном завершить процесс формирования перспективных кластеров.

Однако создание кластеров находится на начальном этапе. Правительство инициировало создание социально-предпринимательских корпораций (СПК) для ускорения их формирования.

СПК будет представлять собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами и выполнять роль генератора проектов, привлекающий инвестиции на их реализацию и осуществляющий продвижение имиджа экономического развития региона на рынки. В них будут сконцентрированы финансовые, технические и управленческие ресурсы для реализации проектов в регионе.

В проекте республиканского бюджета на 2007 год на капитализацию семи СПК предусматриваются ассигнования в сумме 14 млрд. тенге.

Сможет ли данная политика при несовершенстве Концепции СПК осуществить это - остается под вопросом.

V. Реализация политики расширения производства экпортоориентированной продукции также находится на подготовительном этапе. Только в 2006 году утвержден План проведения сфокусированных исследований по потребностям отечественного, регионального и глобального рынков для развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только сейчас прорабатывается проект «Развитие инноваций для повышения конкурентоспособности», направленный на повышение научно-технологических активов государства, развитие человеческих ресурсов.

Институтами развития для создания и развития производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, реализуется ряд проектов в регионах республики:

* строительство электролизного завода в г. Павлодаре по производству металлического алюминия;

* строительство второй очереди цинкового завода в г. Шымкенте Южно-Казахстанской области;

* строительство обогатительной фабрики по производству концентрата на месторождении Шалкия Кызылординской области;

* развитие производства по выпуску узлов и деталей для сельхозмашиностроения на АО «Агромашхолдинг» в г. Костанае;

* производство отдельных узлов и деталей для автомобилей «Камаз» на предприятиях АО «НК «Казахстан Инжиниринг», автомобильных узлов и агрегатов на базе ТОО «КАМАЗ - инжиниринг» АО «Национальной компании «Казахстан инжиниринг» в г. Кокшетау;

* организация производства кальцинированной соды на базе АО «Сары-Тас» в г. Каратау Жамбылской области;

* организация производства по выпуску сложных минеральных удобрений на ТОО «КазАзот» в г. Актау;

* организация сборки автомобилей представительского класса особой комплектации «President Edinion» на АО «АЗИЯАВТО» в г. Усть-Каменогорске;

* производство ламинированных ДСП в г. Ридерре Восточно-Казахстанской области (2006-2008 годы

* организация переработки окисленной цинковой руды на месторождении «Шаймерден» Костанайской области;

* восстановление текстильного производства на ТОО «Нимекс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск;

* завод по производству нефтяных труб на АО «Нефтегазтруба» («Миттал Стилл Темиртау») в г. Актау;

* организация производства листового полированного стекла мощностью 180 тыс. тонн на ОАО «Гипростекло» Кызылординской области.

 

2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана

 

Однако, как видно из перечня, число экспортно-ориентированных проектов незначительно и большая часть из них ориентировано на потребности внутреннего рынка.

При реализации Стратегии мало внимания уделено мероприятиям по продвижению казахстанских товаров на экспорт - их позиционированию, рекламе и упаковке, что снижает конкурентоспособность казахстанских товаров. Таким образом, в Казахстане отсутствует Национальная экспортная Программа, которая объединила бы все мероприятия, направленные на создание и продвижение на зарубежные рынки экспортно-ориентированной продукции.

VI. Развитие науки находится в удручающем состоянии. Проблемными вопросам инновационного развития являются низкие расходы на науку, слабая коммерциализация научных разработок, отсутствие достаточного государственного стимулирования. Несмотря на то, что за 2003-2005 годы внутренние затраты на исследования и разработки выросли в 2,2 раза, их доля в ВВП осталась почти на прежнем уровне (увеличилась только в 2005 году до 0,029% с 0,25% в 2004 году). Только сейчас началась разработка Государственной программы развития науки на 2007-2012 годы. В настоящее время выявлено значительное количество инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы. Однако все эти разработки, в основном, являются результатом исследований, разработанных в советские годы. Время на создание новых заделов в фундаментальной науке было упущено. Выбор только пяти приоритетных направлений программ фундаментальных исследований может стать в дальнейшем препятствием для развития других направлений фундаментальной науки в Казахстане.

VII. Меньше всего при реализации Стратегии было уделено внимания пункту по использованию инвестиционного и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Вопрос модернизации экономики на основе высокотехнологичного оборудования должен стать одним из ключевых в Стратегии.

VIII. В Стратегии не определены перспективы спроса на продукцию отраслей промышленности на внутреннем рынке, что негативно повлияло на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

IX. В структуре инвестиций наблюдается тенденция опережающих темпов увеличения доли инвестиций в сфере услуг: финансовой деятельности, операций с недвижимостью, арендой, государственном управлении и снижения доли инвестиций в промышленность. Это противоречит основным целям Стратегии и снижает возможность экономики Казахстана достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличивает риск дефолта финансовой системы.

Информация о работе Государственная инновационная политика