Понятие государственной инновационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственной инновационной политики.
1.1 Понятие, цели и задачи государственной инновационной политики.
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ
Заключение
Список источников и литературы
.

Вложенные файлы: 1 файл

государственная инновационная политика.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Глава  1.  Понятие  государственной инновационной политики.

    1. Понятие, цели  и  задачи  государственной инновационной политики.
    2. Формирование государственной инновационной политики
    3. Основные проблемы развития инновационной политики РФ

Заключение

Список источников и литературы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1.  Понятие  государственной инновационной политики.

    1. Понятие, цели  и  задачи  государственной инновационной политики.

     Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. 
 
Базой развития науки и технологий являются: 
1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников;  
2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования; 
3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел; 
4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база; 
6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура. 
 
Для достижения целей государственной политики в области развития науки и технологий должны решаться следующие основные задачи: 
 
1.    Создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством;  
2.  Совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;  
3.   Адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;  
 
4.    Рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;  
5.   Совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;  
6.   Поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;  
7.  Ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;  
8.   Разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;  
9.   Совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.  
К основным принципам государственной политики в научной и  инновационной деятельности относятся: 
·  свобода научного и научно-технического творчества; 
·  опора на отечественный научный потенциал;\ 
·  открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; 
·  правовая охрана интеллектуальной собственности; 
·  интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; 
·  поддержка конкуренции в сфере науки и техники; 
·  концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; 
·  стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; 
·  развитие  международного научного инновационного сотрудничества. 
·  повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов. 
·  пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России. 
Систему методов государственного регулирования инноваций можно условно разделить на две группы: прямые и косвенные.  
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы. 
Важнейшими методами государственного регулирования научно-технического прогресса (НТП) являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью федеральных целевых программ. Наиболее действенным методом прямого регулирования является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения [18]. 
Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук – от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба.  
     Административные (прямые) методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в  условиях рыночных  отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей. 
     Косвенные методы регулирования являются наиболее действенными методами инновационного регулирования. Они основаны на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.  
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности.       Среди них традиционно используются: налоговое и амортизационное регулирование; кредитная и фондовая политика; ценовое регулирование; политика протекционизма. Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента. 
     Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доходов, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и прочие. 
К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии. 
В целом место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, связующим звеном между сферой академической науки и задачами производства.

 

    1. Формирование государственной инновационной политики

     Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны это основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.  Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач.                 Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты: наноиндустрия и перспективные материалы; энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии; технологии живых систем;  информационно-телекоммуникационные системы; экология и рациональное природопользование; безопасность и противодействие терроризму.  
     В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.  
Первый блок – генерация знаний.  В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.  
Второй блок – разработка технологий.  Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.  
Третий блок программы – коммерциализация технологий.  
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.  
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).  
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

 

1.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ

     В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста. Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

     Существуют также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную политику России. В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным. Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

     Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета. Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д. Также в инновационной политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих функций государственных ведомств. Таких ведомств три. Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений. На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы. В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности. В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Заключение.

     Высокие технологии - это та сфера, которая может  решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. 
Главной целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. 
     Российская фундаментальная наука находится в зоне так называемого провала рынка. Основными препятствиями на пути развития инновационного сектора остаются недостаточное финансирование и неэффективное законодательство. 
На фоне почти неправдоподобного инновационного задела Россия имеет совершенно неэффективный механизм его использования. Роль государства в инновационном процессе заключается в защите прав участников этого процесса и финансовом регулировании тех экономических участков, где рынок не справляется или срабатывает неэффективно. Если этого не делать, то подъема инновационной активности ждать не приходится. Для стимулирования развития инновационной деятельности нужно способствовать массовому созданию малых фирм, обеспечивающих разработку и передачу новых технологий, а также центров передачи технологий в научно-исследовательских институтах и вузах, в том числе путем предоставления им стартового капитала и налоговых льгот, оказания правовой и информационной поддержки. Важную роль в этом процессе должна сыграть государственная программа подготовки менеджеров для сферы науки и инноваций. Государство призвано обеспечить правовые и экономические стимулы для активизации участия российских научных организаций в глобальных технологических альянсах и международных программах  на равноправных финансовых условиях, устранив при этом существующие барьеры (налоговые, таможенные и т.п.)

Информация о работе Понятие государственной инновационной политики