Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки.

Вложенные файлы: 1 файл

реф по бизнесу.rtf

— 444.82 Кб (Скачать файл)

6. Создание и развитие Инвестиционного фонда Казахстана, Банка Развития Казахстана, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;

7. Либерализация торгового режима;

8. Создание условий для инвестиций частных инвесторов и развитие финансового рынка;

9. Развитие науки;

10. Совершенствование стандартизации и сертификации;

11. Совершенствование тарифной политики и защита конкуренции;

12. Экологическая политика;

13. Развитие телекоммуникаций, электроэнергетической отрасли, транспорта.

За 2003-2005 годы все 156 пунктов Плана мероприятий по реализации первого этапа Стратегии выполнены. Некоторые мероприятия имеют переходящий характер и будут реализованы на 2-м этапе. При реализации Стратегии за 2003-2005 годы трудоустроено более 325 тыс. человек, рост заработной платы увеличился на 26%, рост среднедушевых денежных доходов - на 33%.

 

 

2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

 

В реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы были достигнуты следующие положительные результаты:

1. В области инновационной сферы.

Утверждена Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности».

Разработаны Концепция развития сети технопарков в Республике Казахстан и Модель развития региональных технопарков в Республике Казахстан.

АО «Национальный инновационный фонд» создано пять отечественных венчурных фонда. Интегрируясь в мировое сообщество венчурного капитала, АО «Национальный инновационный фонд» вложил инвестиции в пять зарубежных венчурных фондов, стал членом Европейской Ассоциации венчурных фондов (EVCA) и Ассоциации венчурных фондов Сингапура (SVCA).

Отечественными венчурными фондами одобрено к финансированию 14 инвестиционных проектов на общую сумму 25 млн. долл. США в таких областях, как создание новых материалов, информационные технологии, производство полупроводников, биотехнологии, потребительские товары, фармакология.

В республике создаются три национальных технопарка (Парк информационных технологий, Парк ядерных технологий, Парк биотехнологий) и функционируют три региональных технопарка в городах Уральск, Караганда и Алматы.

В технопарке «Алгоритм» в городе Уральске 10 проектов получили положительное заключение экспертного совета и направлены на рассмотрение Национального инновационного фонда.

Экспертным советом технопарка «UniScienTech» в Караганде отобрано 13 проектов, по 5 проектам подготовлены заявки на грантовое финансирование.

2. В области определения приоритетов индустриальной политики.

Определены 23 потенциально конкурентоспособные отрасли отечественной экономики. В июне 2005 года сформированы и утверждены планы по созданию и развитию семи пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная промышленность», «Транспортная логистика», «Металлургия» и «Строительные материалы».

 


 

 

На региональном уровне ведется работа по разработке проектов Генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующим мировым стандартам.

Разработан проект Государственной программы развития туристской отрасли на 2007-2011 годы.

Выбраны приоритеты в области создания наукоемких и высокотехнологичных производств. Определено пять приоритетных направлений программ фундаментальных исследований:

* информационные и космические технологии;

* новые перспективные материалы;

* развитие теоретических основ молекулярной биологии, генетики и биоинженерии для решения актуальных проблем медицины и аграрного сектора;

* минеральные ресурсы;

* теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана.

3. В области совершенствования государственного управления.

С целью совершенствования государственного управления индустриально-инновационной политикой государства были созданы государственные институты развития: АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Фонд развития малого предпринимательства», АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Центр маркетингово-аналитических исследований». Их основное предназначение - выбор и финансирование проектов в рамках Стратегии.

На 1 января 2006 года совокупный уставный капитал институтов развития, по данным Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, составил 120,6 млрд. тенге.

Создан АО «Фонд устойчивого развития «Kазына» как управляющая холдинговая компания по отношению к государственным институтам развития.

4. О либерализации торгового режима.

Либерализация торгового режима связана с подготовкой Казахстана к вступлению Казахстана в ВТО.

Казахстан подписал Протокол о завершении двусторонних переговоров с 11 странами из 38 стран-членов Рабочей группы. Двусторонние переговоры приближены к завершению с Болгарией, Швейцарией, Доминиканской Республикой и Гондурасом.

В работе, проводимой внутри страны в рамках предстоящего вступления Казахстана в ВТО, можно отметить следующие достижения.

Разработан проект постановления «О некоторых вопросах создания акционерного общества «Центр развития торговой политики». Разработан проект Указа «О конкурсе на соискание премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» и республиканском конкурсе-выставке «Алтын Сапа».

Для ускоренного перехода отечественных предприятий на международные стандарты ISO государством предприняты соответствующие меры экономического стимулирования (введение налоговых льгот, льготное кредитование субъектов малого предпринимательства при внедрении систем менеджмента качества и субсидирование предприятий отраслей агропромышленного комплекса).

5. В области создания условий для инвестиций частных инвесторов

В мае 2005 вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», предусматривающие упрощение процедуры предоставления преференций частным инвесторам при реализации инвестиционных проектов.

Для подготовки к реализации новых приоритетных инвестиционных проектов из средств бюджетной программы 004 «Разработка и экспертиза технико-экономических обоснований республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ)» за 2003-2005 годы выделено 973 млн. тенге.

За 2003-2005 годы объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности превысил рост инвестиций в горнодобывающей промышленности. Так, объем инвестиций в 2005 году в обрабатывающей промышленности вырос по сравнению с 2002 годом в 2,1 раза, в горнодобывающей промышленности - в 1,1 раза.

6. В области развития науки.

18 июня 2006 года с космодрома Байконур запущен первый казахстанский геостационарный спутник связи и вещания «КАZSAT». Началась разработка Государственной программы развития науки на 2007-2012 годы, реализация программы «Развитие современных технологий для формирования кластера по биотехнологии в Республике Казахстан на 2006-2008 годы».

Разработана и утверждена научно-техническая программа «Разработка перспективных новых материалов различного назначения» на 2006-2008 годы.

Разрабатывается Программа развития патентной системы Республики Казахстан на 2007-2011 годы.

7. В области стандартизации и сертификации.

Разработан законопроект «О безопасности пищевой продукции». Ведется работа по формированию Плана по разработке технических регламентов на 2007-2008 годы.

Разработан проект Программы развития системы технического регулирования Республики Казахстан на 2007-2009 годы. Разрабатывается проект Программы развития государственной системы обеспечения единства измерений на 2007-2009 годы.

Завершается строительство Эталонного центра в городе Астане, где будут расположены лаборатории, отвечающие международным требованиям.

В Казахстане на настоящее время аккредитовано 166 органов по подтверждению соответствия, 405 испытательных лабораторий (центров), 37 калибровочных лабораторий и 286 поверочных лабораторий.

8. В области диверсификации экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Ведется работа по разработке Программы содействия продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки. Прорабатывается вопрос привлечения Международного торгового Центра к разработке экспортной Программы.

Продолжается проработка вопросов создания многопрофильных торговых комплексов «Астана» в г. Москве и «Москва» в г. Астане.

За 2003-2006 годы снижены ставки таможенных пошлин на сырье, необходимое для производства легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленностей; увеличены ставки на промышленные товары, производимые в республике, в том числе на товары химической промышленности, машиностроении, металлургической отрасли.

Создается ряд Международных центров приграничного сотрудничества: на границе с Китаем - «Хоргос», на границе с Российской Федерацией - «Таскала-Озинки», на границе с Кыргызстаном, Узбекистаном, а также Центр международной приграничной торговли в Мангистауской области - «Aktau Free Trade». Данная мера также будет способствовать росту экспорта промышленных товаров в приграничные с Казахстаном страны.

9. Развитие телекоммуникаций, электроэнергетической отрасли, транспорта осуществляется высокими темпами.

Объем грузоперевозок, услуг связи, производство электроэнергии.

Однако при анализе хода реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы выявлены и существенные просчеты.

Так, в «Плане мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» часть мероприятий сформулирована не конкретно и направлена на дальнейшую разработку дополнительных программ, проведение дополнительного анализа существующих тенденций в индустрии, подготовку предложений по совершенствованию индустриально- инновационной политики. Структура государственного бюджета и отчета по его исполнению такова, что трудно определить какие средства были направлены на реализацию Стратегии. Поэтому, определить, насколько полно выполнен первый этап реализации Стратегии, практически невозможно.

Степень реализации Стратегии возможно определить лишь косвенным путем через анализ статистических показателей развития обрабатывающей промышленности в Казахстане и анализ результатов деятельности институтов развития.

I. Если посмотреть на результаты реализации первого этапа Стратегии с точки зрения достигнутых результатов, то достижения Казахстана в индустриально-инновационном развитии достаточно скромны.

С 2005 года по 2006 год Казахстан в рейтинге конкурентоспособности не поднялся, а опустился - с 51-го места на 56-е. По мнению главного экономиста и председателя Сети глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума снижение произошло за счет низкого уровня финансирования науки, инноваций, бизнеса, технологической оснащенности, защиты прав собственности, эффективности функционирования правительства и институтов развития.

На первом этапе не достигнута главная цель Стратегии - опережающий рост несырьевого сектора. Сохраняется и наиболее острая проблема - страна все более и более впадает в нефтяную зависимость.

Валовая добавленная стоимость промышленности с 2003 по 2005 годы возросла с 547 до 903 млрд. тенге. Доля обрабатывающей в структуре ВВП снизалась с 14% в 2003 до 12% в 2005. Доля обрабатывающей отрасли в общем объеме промышленного производства снизилась с 43,3% в 2002 году до 35,5%.

Снижение доли обрабатывающей промышленности произошло за счет того, что сырьевой сектор растет более быстрыми темпами в силу резкого скачка цен на энергоносители.

В 2003 году объем обрабатывающей промышленности возрос в действующих ценах на 20,3%, в 2004 году - на 24,1%, 2005 году - на 121,4%. Снижение темпов роста в 2005 году по сравнению с 2003 годом произошло в производстве табачных изделий, в текстильной и швейной промышленности, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви, черной металлургии, производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом было снижено производство кожи из шкур; плит древесноволокнистых; реек и штапиков; фанеры клееной; керосина; кокса; удобрений минеральных; изделий из пластмасс непористых; труб и панелей из асбестоцемента; изделий кровельных; плоского проката; стали; чугуна; проволоки медной; свинца необработанного; меди рафинированной; электродов с покрытием из металлов недрагоценных; радиаторов для центрального отопления; телевизоров; магнитофонов; аппаратуры для отключения, переключения или защиты электрических цепей напряжением до 1000 В; частей двигателей и автомобильных; автомобилей легковых пассажирских; мебели деревянной для предприятий торговли, кухонной.

Увеличение темпов роста отмечается в следующих отраслях: обработке древесины и производстве изделий из дерева; в целлюлозно-бумажной промышленности и издательском деле; в химической промышленности; в производстве резиновых и пластмассовых изделий; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; производстве цветных металлов; производстве готовых металлических изделий, машиностроении.

Информация о работе Государственная инновационная политика