Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу.
Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает в условиях преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней предприятий и организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Инновационный Мен.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

 

                                                        Введение

Достижения в области  науки и технологий в последнее  время все в большей степени  определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности  территорий в национальном и мировом  масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует  мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики  определяется степенью развития инновационных  процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так  и передача их в производственные сектора и социальную сферу.

Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает  в условиях преодоления кризисных  явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней  предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Особенности инновационной деятельности в РФ

 

Специфика сложившейся в  настоящее время ситуации заключается  в том, что в стране имеются  значительные фундаментальные и  технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в  производстве и других сферах деятельности.

Кроме этого, инновационная  деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее  время является законодательство в  области интеллектуальной собственности. При этом вопросы стимулирования инновационной деятельности и поддержки  инновационного бизнеса имеют фрагментарный, не до конца проработанный характер. Подчас они слабо увязаны между  собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют  использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя.

Инновационная1 сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

 

 

Глава 2 Формирование государственной инновационной политики

 

“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти  в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области  развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе  как основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика2, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.  

Управление программой3 осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

  • наноиндустрия и перспективные материалы;
  • энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
  • технологии живых систем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • экология и рациональное природопользование;
  • безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы  следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка  научно–организационного и методического  обеспечения интеграции научной  и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в  этой сфере, создаются научно-образовательные  комплексы.

Второй блок – разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует  говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством  промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень  успешно продолжают развиваться  при поддержке Федерального Агентства  науки и инноваций, фактически при  поддержке Министерства образования  и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это  финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который  формируется из тех отчислений, которые  предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР  и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые  собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных  научно – технических, инновационных  проектов.

 

 

 

 

Глава 3 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  2007-2012»

 

25 октября 2006 года пресс-служба  кабинета министров сообщила, что  Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно-технологического комплекса  России на 2007–2012 годы» утверждена

Основные разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство  по науке и инновациям.

Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях  реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники  в Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

-   обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- обеспечение притока  молодых специалистов в сферу  исследований и разработок, развитие  ведущих научных школ;

- развитие исследовательской  деятельности в высших учебных  заведениях; - содействие развитию  малых форм предприятий в научно-технической  сфере, их интеграции в систему  научно-технической кооперации;

- развитие научной приборной  базы конкурентоспособных научных  организаций, ведущих фундаментальные  и прикладные исследования, а  также высших учебных заведений;  развитие эффективных элементов  инфраструктуры инновационной системы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

- дополнительное производство  новой и усовершенствованной  высокотехнологичной продукции  в объеме 142 - 150 млрд рублей за  счет коммерциализации созданных  передовых технологий

- дополнительный экспорт  высокотехнологичной продукции  в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение  внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

- дополнительное увеличение  внутренних затрат на исследования  и разработки, включая внебюджетные  средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

- разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерциализации;

- внедрение 8 - 10 передовых  коммерческих технологий;

- внедрение 5 - 8 критических  технологий, по которым Российская  Федерация имеет мировой приоритет;

- создание 6 - 12 новых организаций,  обладающих приборной научной  базой мирового уровня;

- создание новых рабочих  мест для высококвалифицированных  работников в количестве 36,5 - 41 тыс.  человек;

- привлечение к выполнению  исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

I этап – 2007 - 2009 годы;

II этап – 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание основы для  качественного изменения структуры  российской экономики и ее  перехода к модели устойчивого  инновационного развития;

- формирование научно-технологического  потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве  основы технологического перевооружения  отраслей российской экономики  и обеспечения национальной безопасности;

- реализация отдельных  "прорывных" направлений технологического  развития, обеспечение консолидации  ресурсов государства и частного  бизнеса на приоритетных направлениях  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации; 
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

- реализация потенциала  российской науки, укрепление  статуса Российской Федерации  как мировой научной державы;

- обеспечение значимого  вклада в создание эффективной  инновационной системы; содействие  формированию конкурентоспособного  сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой  мирового уровня;

- обеспечение стимулирующих  факторов для развития эффективных  научных коллективов; повышение  привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований  и разработок;

- ежегодный прирост валового  внутреннего продукта в размере  0,018 - 0,023 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли  внутренних затрат на исследования  и разработки в валовом внутреннем  продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;

- ежегодный прирост доли  внебюджетных средств во внутренних  затратах на исследования и  разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного  пункта;

- ежегодный прирост доли  инновационно-активных предприятий  в общем числе предприятий  промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный прирост доли  высокотехнологичной продукции  в объеме произведенной промышленной  продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного  пункта;

- прирост доли исследователей  до 39 лет в общем числе исследователей  в размере 1,8 процентного пункта;

Информация о работе Государственная инновационная политика