Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19

2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31

Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инновац. мен..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Особую актуальность приобретает вопрос об информационном обеспечении инновационной активности в России. Он имеет два аспекта:

1) систематическое  освещение инновационной деятельности  в СМИ;

2) создание и  поддержание современной базы  данных. 

Необходимо сформировать печатный орган (журнал), задачами которого являются: 

· распространение  актуальной и объективной информации о развитии инновационной деятельности, публикация нормативно-методических документов, регулирующих эту деятельность;

· освещение  вопросов формирования инновационной  инфраструктуры в России;

· публикация методических материалов по коммерциализации научных разработок;

· освещение  вопросов взаимодействия академически х с отраслевыми и вузовскими НИИ, промышленными предприятиями, финансовыми институтами по формированию и реализации инновационных проектов;

· публикаций материалов, связанных с реализацией объектов интеллектуальной собственности, рассмотрение механизмов этой реализации;

· информирование читателей о технологических  прогнозах отраслей, перспективах развития областей знаний; 

· освещение  передового опыта инновационной  деятельности, в том числе зарубежного;

· освещение  тематики, связанной с инновационным  менеджментом и подготовкой кадров, участия студентов, аспирантов и  молодых ученых в инновационной  деятельности;

· информационное продвижение инновационной продукции  и разработок. 

Второй вопрос - распределенная база данных. На самом деле, информация об инновационном потенциале институтов РАН и других академических институтов имеется и ежегодно обновляется. Основная проблема здесь - дать реальную и максимально полную информацию об инновационных разработках с точки зрения их реальной ценности: технологический аудит, экономическое обоснование и др. Необходимо максимально использовать возможности сети ИНТЕРНЕТ для коммерциализации научно-технических разработок и их продвижения. Долгое время уже обсуждается проект инновационной электронной биржи, но до практических шагов дело пока не дошло.

    Важное  значение имеет установление  партнерских отношений для реализации  совместных инновационных проектов  с промышленными предприятиями  и объединениями, с            Торговой Промышленной Палатой.

Существенное  значение для продвижения инноваций  имеет выставочная деятельность. Как показал анализ, обычно в экспозициях  принимают участие наиболее подготовленные и продвинутые проекты.

    Масса  нерешенных вопросов касается интеллектуальной собственности (ИС). Без четкого и ясного понимания путей коммерциализации интеллектуальной собственности и ее вовлечения в хозяйственный оборот не приходится говорить о реальных инновациях. Главный вопрос: кому принадлежит ИС? Как соотносятся интересы разработчиков и государств? Ведь понятно, что ИС в институтах РАН создавалась в том числе и на бюджетные средства. Однако, если ИС закрепить за государством, то о реальной инновационной активности можно вообще забыть. 

В ходе многочисленных дискуссий (с учетом реального опыта) вырисовывается следующая схема коммерциализации интеллектуального продукта в академическом институте. По каждой разработке заключается договор между конкретными исполнителями, академическим институтом и собственно Академией наук (в лице Президиума) о разграничении долей. Интересы государства представляет в данном случае Академия наук как научная организация с государственным статусом. Функции Академии могут быть делегированы региональным отделениям и научным центрам.  

 Основные  направления активизации инновационной  деятельности: 

Можно выделить следующие направления активизации  инновационной деятельности в России: 

· создание инновационной  системы распределенного типа (сети), в состав которой должны входить структурные и автономные научные парки или инновационно-технологические центры и ассоциации, создаваемые по кластерному (территориально-отраслевому) принципу, создание Инновационного Агентства РФ инвестиционно-инновационных фондов, "коучинг-центров" и др. организационных элементов инфраструктуры; 

· создание в  академических институтах и ведущих  университетах специализированных подразделений (офисов трансфера технологий), целенаправленно занимающихся коммерциализацией  разработанных технологий. Их задачей является проведение совместных исследовательских работ с промышленными фирмами, университетами, государственными структурами; 

· формирование научно-исследовательских партнерств научных институтов с крупными промышленных корпорациями, научно-промышленных холдингов и других форм посредничества между промышленностью и академической наукой  

· создание российского  инновационного портала РАН, подключение  академических институтов и центров  к сетям взаимосвязи инновационных  структур, создание инновационно-коммуникационных сетей, ориентированных на нужды науки; 

· организация  проведения комплексных междисциплинарных  научных исследований; 

· участие ведущих  ученых в выработке и реализации государственных решений, в работе экспертно-консультативных групп  при государственных структурах, ассоциациях (таких как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.), крупных промышленных корпорациях;  

· подготовка кадров как для инновационной сферы (инновационные  менеджеры, технологические брокеры), так и в контексте перехода к непрерывному образованию (профилирующие «базовые» кафедры ведущих вузов, программы Master of Science, MBA); 

· содействие инновационному развитию регионов, академические организации  должны становится центрами инновационной активности в своих регионах; 

· реализация прав интеллектуальной собственности, совершенствование  механизмов фиксации, охраны и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, создаваемых  при использовании бюджетных  денег; 

· широкая международная  кооперация в фундаментальной науке, содействие вовлечению зарубежных инновационных  ресурсов в развитие российской инновационной  системы. 

· организация  начального стимулирования развития инновационного бизнеса, как на уровне академического института, так и на уровне творческих коллективов, реализующих инновационные проекты; 

· совершенствование  правовой базы инновационных процессов. 

Приоритетными направлениями законодательного регулирования  и стимулирования развития научно-технического потенциала страны, по моему мнению, являются следующие. 

Во-первых, это  поддержка передовых технологических  разработок и высокотехнологичных  секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых являются исследования и разработки в области нанотехнологий. Речь идет о создании огромной наукоемкой отрасли или даже целого спектра отраслей. Именно так ставит задачу Президент России. Электроника, новые материалы, энергетика, медицина и экология – прежде всего здесь ожидают эксперты успешной коммерциализации отечественных научных разработок. 

Второе направление  законодательной работы – это  совершенствование и гармонизация базового законодательства в сфере  науки и научно-технической деятельности. 19 декабря 2006 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в соответствии с которым государственные академии наук наделяются четко регулируемыми правами по организации своей деятельности, управлению передаваемым им имуществом и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Заключение 

Мы рассмотрели тему «Государственное регулирование инновационной деятельности». Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили какие существуют стимулы к инновационной деятельности. 

Объектами инновационной  деятельности являются разработки техники  и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  на территории страны. Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности. 

Мы определили, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность. 

Мы попытались выяснить, какова роль инноваций в  развитии предприятий. И можно утверждать, что применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ  предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка. 

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка. 

Подводя итог, можно  сделать вывод, что российские предприятия  имеют большой инновационный  потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства  и в большей степени тех, которые  осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий 

Для развития экономики  и научно-технического прогресса  вперед мировые государства принимают  активное участие в инновационных проектах. Инновационная деятельность всецело поддерживается и направляется государственными и общественными институтами, представителями бизнеса. 

Развитие инновационной  деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный  процесс, определяют необходимость сотрудничества и кооперации, как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государств. 
 
 
 
 
 
 
 

               Используемая литература: 

1.Волынкина  М.В. Инновационное законодательство  и гражданское право-, проблемы  соотношения//Журнал российского  права.-2005. - № 1. 

2. Карданская  Н.Л. Основы принятия управленческих  решений : учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 180 с. 

3. Кокурин  Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 576 с. 

Информация о работе Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ