Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………..2-3
1. Теоретические и правовые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности……………….4-8
1.1. Принципы и методы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..9-11
1.2. Формы и направления государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………..12-14
1.3. Основные понятия и факторы государственного регулирования инновационной деятельности……………….15-19

2. Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.
2.1. Особенности и современное положение инновационной сферы в России…………………………………………………...20-23
2.2 Проблемы и перспективы развития инновационной сферы в России………………………………………………………………24-31

Заключение………………………………………………………...32-33
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инновац. мен..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

     1.3. Основные понятия и факторы  государственного регулирования  инновационной деятельности. 

    Регулирование  инновационной деятельности происходит  на базе:

-инновационных  прогнозов

-инновационных  стратегий 

-инновационных  программ 

-инновационных  проектов.

-программ и  проектов поддержки инновационной  деятельности.  

    Инновационный  прогноз - это предвидение основных  параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)

     Инновационные  прогнозы являются составной  частью прогноза социально-экономического  развития РФ, разрабатываемого в  соответствии с законодательством  РФ.

     В  инновационных прогнозах строятся  сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий. 

    Инновационная  стратегия - это определение приоритетных  направлений инновационной деятельности.

    Стратегические  приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики. 

    Инновационный  проект - это комплекс взаимосвязанных  документов, которые предусматривают  осуществление конкретной инновационной  деятельности в определенный период времени. 

    Проект (программа) поддержки инновационной  деятельности - это проект (программа)  развития инновационной инфраструктуры. 

    Инновационная  программа- это комплекс взаимосвязанных  инновационных проектов и проектов  поддержки инновационной деятельности. 

    На  основании инновационной стратегии  Правительство РФ разрабатывает  государственную инновационную  программу, которая является составной  частью программы социально-экономического  развития РФ на среднесрочный  период. 

    Государственная (Федеральная) инновационная программа включает в себя:

федеральные целевые  инновационные программы по важнейшим  базисным инновациям,

крупные инновационные  проекты,

федеральные программы  поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.  

    Инновационные  проекты включаются в государственную  инновационную программу на основании  конкурсного отбора, участие в  котором осуществляется на добровольных  началах. Участвующие в конкурсном  отборе инновационные проекты  подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность. 

    Органы  государственной власти субъектов  РФ разрабатывают региональные  и межрегиональные инновационные программы. 

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной  деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. 

    Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение  инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности. 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ государственного регулирования,  способствующие созданию, освоению  и распространению инноваций:

-развитие рыночных  отношений; 

-проведение  налоговой политики и политики  ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

-создание выгодных  налоговых условий для ведения  инновационной деятельности всеми  субъектами;

-обеспечение  эффективной занятости в инновационной  сфере;

-предоставление  финансовой поддержки и налоговых  льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

-содействие  модернизации техники,;

-развитие лизинга  наукоемкой продукции; 

-активизация  предпринимательства;

-пресечение  недобросовестной конкуренции; 

-поддержка отечественной  инновационной продукции на международном рынке;

-развитие экспортного  потенциала страны;

-развитие внешнеэкономических  связей в инновационной сфере; 

-внешнеэкономическая  поддержка, включая предоставление  таможенных льгот для инновационных  проектов, включенных в государственные инновационные программы.  

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ФАКТОРЫ государственного регулирования  инновационной деятельности:

-государственная  поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и  региональные инновационные программы; 

-содействие развитию инновационной инфраструктуры,

кадровая поддержка  инновационной деятельности,

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную  деятельность;

-моральное стимулирование  инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

информационная  поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа  к информации о приоритетах государственной  политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

-содействие  интеграционным процессам, расширению  взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

-защита интересов  российских субъектов инновационной  деятельности в международных  организациях.  

    ФИНАНСОВЫЕ  ФАКТОРЫ государственного регулирования  инновационной деятельности:

-проведение  бюджетной политики, обеспечивающей  финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную  сферу государственных ресурсов  и повышение эффективности их  использования, 

выделение прямых государственных инвестиций для  реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;

-создание благоприятного  инвестиционного климата в инновационной  сфере;

-предоставление  дотаций, льготных кредитов, гарантий  российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной  деятельности;

-снижение отчислений  субъектам РФ налогов в федеральный  бюджет в случае использования  ими своих бюджетных средств  для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.  

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ФАКТОРЫ государственного регулирования  инновационной деятельности:

-установление  правовых основ взаимоотношений  субъектов инновационной деятельности.

-гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.  

    Нормативно-правовое  регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. 

    Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

-договоров на  выполнение научно-исследовательских,  опытно конструкторских и технологических работ,

-договоров на  выполнение проектных и изыскательских  работ, 

-договоров строительного  подряда, 

-договоров по  оказанию услуг для осуществления  инновационной деятельности,

-договоров страхования  инновационных рисков,

-договоров (контрактов) с инвесторами,

и иных договоров, предусмотренных законодательством  РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Особенности и современное положение  инновационной сферы в России. 

Формирование  рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению.

       Правительство Российской Федерации  совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений.

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и  региональном (местном). 

Основной задачей  федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»7

      Общие вопросы инновационной  политики отражены в указах  Президента РФ, в подготовке которых  участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно-технической  политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. 

Органы законодательной  власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации – имеют  право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. 
 

Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств  и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений.»8 

Информация о работе Анализ современного состояния государственного регулирования инновационной деятельности в РФ