Оценка современного состояния пенсионной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:34, реферат

Краткое описание

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика пенсионной системы России 4
2. История развития Пенсионной системы в России 8
3. Оценка состояния Пенсионной системы на современном этапе 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 58.68 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пензенский государственный  технологический университет"  (ПензГТУ)

Кафедра ИиП

 

Контрольная работа по дисциплине

«Основы пенсионного законодательства»

 

Тема: "Оценка современного состояния пенсионной системы в РФ"

 

Выполнил студент гр 12ТП2бзи

Алимова Д.А.

Контактный телефон

89613502923

Проверил преподаватель

Слесарев Ю.В.

 

 

 

 

Пенза 2014

 

Содержание

 

Введение            3

1. Общая характеристика  пенсионной системы России    4

2. История развития Пенсионной  системы в России     8

3. Оценка состояния Пенсионной системы на современном этапе          11

Заключение                  15

Список используемой литературы               16

 

Введение

 

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, которое составляет свыше 25 – 30% населения любой страны.

С января 2002 года началась реформа системы социального обеспечения. Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы.

Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

 

1. Понятие и  значение Пенсионной системы  РФ

 

Пенсионная система - совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии; либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений являются:

1. Государство

2. Пенсионеры

3. Работающие члены общества

4. Организации, отчисляющие пенсионные  взносы.

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:

1. лица, которые производительно  отработали требуемый трудовой  стаж и благополучно дожили  до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли свою  трудоспособность в процессе  трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным  причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Объединяет их то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними заключается в следующем - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение.

Таким образом, участниками пенсионной системы России являются:

1. Пенсионер – физическое лицо, реализовавшее право на получение  пенсии в соответствии с законодательством  Российской Федерации и постоянно  проживающее в Российской Федерации. 
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору  или по договору гражданско-правового  характера, предметом которого является  выполнение работ и оказание  услуг, а также по авторскому  и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся  частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- являющиеся членами родовых, семейных  общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования;

- работающие за пределами территории  РФ в случаях уплаты страховых  взносов в соответствии со  ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено  международным договором РФ;

- иные категории граждан, у которых  отношения по обязательному пенсионному  страхованию возникают в соответствии  с ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в РФ»»)

3. Страхователи – физические  или юридические лица, производящие  выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные  перечислять страховые взносы  в пользу застрахованного лица.

4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской  Федерации (далее ПФ РФ) - государственный  орган, осуществляющий государственное  пенсионное страхование населения  в Российской Федерации; это централизованный  фонд государства, обеспечивающий  формирование и распределение  финансовых ресурсов в целях  пенсионного обеспечения граждан  РФ. Согласно пункту 1 Положения о  Пенсионном фонде Российской  Федерации (России), утвержденного постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный  фонд Российской Федерации является  самостоятельным финансово-кредитным  учреждением и создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации.

 

 При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• Аккумуляция страховых взносов.

• Финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде.

• Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

• Капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

• Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.

• Организация и ведение индивидуального - персонифицированного - учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Общая часть лицевого счета содержит: страховой номер, ФИО, пол, дату и место рождения, адрес постоянного места жительства, сведенья паспорта или удостоверения личности, гражданство, дату регистрации в качестве застрахованного лица, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж назначения трудовой пенсии, а также в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Се-вера и приравниваемых к ним местностях, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях», размер заработной платы (дохода), сумму начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии лицевого счета застрахованного лица. Специальная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (УК), сведения о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим компаниям для инвестирования, сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в лицевом счете, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, сведения о необходимых расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, сведения о передаче от одной УК другой средств пенсионных накоплений, сведения о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ, сведения о передаче НПФом в ПФР средств пенсионных накоплений, суммы выплат, произведенных за счет средств пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, сумму инвестиционного дохода, продолжительность профессионального страхового стажа, сумму произведенных выплат. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица.

• Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

• Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

• платежей по единому социальному налогу работодателей;

• платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• доходов от капитализации средств Фонда;

• других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;

• финансирование других статей в соответствии с законом.

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая - структура расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая - структура расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.

 

 

 

2. Общая характеристика пенсионной системы России

 

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.1. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Информация о работе Оценка современного состояния пенсионной системы в РФ