Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны. Несмотря на явную динамику во многих странах мира по усилению внимания к формированию различных программ и концепций, в большинстве случаев законодательство направлено на отдельные элементы регулирования инновационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

инновации 0111.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

В системе государственного управления инновационной деятельностью  политика в области внешнеэкономических  связей играет важную роль. Для эффективной  инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.

Регулирование экспорта выступает  в качестве фактора доступности  иностранных рынков, понижая или  повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.

Японская система НИОКР  коренным образом отличается от США  именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки  общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы. 

Хотя, на самом деле, в  США весь сектор обрабатывающих отраслей получает значительные дотации на НИОКР, некоторые отрасли японской промышленности зависят от правительственного финансирования НИОКР в очень значительной степени. Спустя некоторое время субсидии американского правительства стали меньше концентрироваться в самолетостроении, ракетостроении, в промышленности, производящей телекоммуникационное оборудование, но их вложение возросло до 25 % в чугунолитейной сталеплавильной промышленности и почти до 40 % в производстве нержавеющих металлов. Напротив, японское правительство уменьшило долю субсидий на НИОКР в машиностроении. Это была последняя отрасль, которая должна была получить в начале 1970-х годов существенную долю субсидий на НИОКР от правительства TakafusaNakamura “ThePostwarJapaneseEconomy”, Tokyo, UniversityofTokyoPress, 1995. 
Роль государства в финансировании науки в Японии значительно ниже, чем в других развитых странах. И это не только из-за практического отсутствия общенациональных военных программ. Ничтожная доля затрат государства в промышленных (отраслевых) научно-исследовательских разработках (на порядок меньше, чем в других развитых странах, включая Германии.) свидетельствует о том, что японские компании несут полную финансовую ответственность за отраслевые исследования и разработки, за всю инновационную деятельность. 

Анализ последних тенденций  государственного финансирования науки  показал, что иллюзии относительно возможного вклада в экономику результатов исследований по военному ведомству уходят в прошлое. Наиболее наглядные подтверждения этой точки зрения – успехи Японии на самых передовых направлениях научно-технического развития, целиком опирающиеся на гражданские технологии, и в частности, тот факт, что разработанная японскими корпорациями микроэлектроника успешно используется в американской военной технике.

Японская модель интеграции науки и производства состоит  в том, что в ее основу положена стратегия превращения страны из потребителя иностранных технологий, рационализированных и модернизированных, в страну "законодателя мод" в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, роботостроение, биотехнология, новые материалы.

Модель в интеграции предполагает строительство центров, в которыхтерриториально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась в строительство городов – технополисов. Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи – завоевание Японией безусловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, "стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства” Ш.Тацуно ‘Стратегия - технополисы”, Москва, Прогресс,1989 год .

Возрастающая роль государства  в финансировании науки, подготовке кадров, создание материальной и информационной структуры, а также в обеспечении  налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще – это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов – корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются в основном научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

 

Следует отметить, что  уже в настоящее время в  результате объективных процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки.

Хотя зарубежный опыт передачи технологий не может служить панацеей от всех бед российской экономики, он заслуживает внимательного изучения, особенно, в части обеспечения эффективного использования общественных ресурсов.


Информация о работе Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии