Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны. Несмотря на явную динамику во многих странах мира по усилению внимания к формированию различных программ и концепций, в большинстве случаев законодательство направлено на отдельные элементы регулирования инновационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

инновации 0111.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

1.  Американский  научный  фонд  (курирует  фундаментальные исследования);

2.  Американский  научный  совет  (курирует  промышленность  и университеты);

3.  НАСА (Национальное космическое агентство);

4.  Национальное бюро стандартов;

5.  Национальный институт здравоохранения;

6.  Министерство обороны;

7.  Национальный центр промышленных исследований;

8.  Национальная академия наук;

9.  Национальная техническая академия;

10.Американская ассоциация содействия  развитию науки.

Последние      четыре            структуры       имеют смешанное     финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50\% — частные фирмы и организации; 46\% — федеральное правительство (на основе конкурсов);   остальное   —   университеты,   колледжи,   неправительственные организации.

Органы государственного регулирования  инновационной деятельности в Российской Федерации 
 
В России стожилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:  
 
1) высший государственный, федеральный; 
 
2) средний государственный, отраслевой;  
 
3) государственный региональный; 
 
4) нижний государственный, институциональный. 
 
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган.  
Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.  
 
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. 
 
Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  научно-технической политики  в  области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.  
Министерство   экономического  развития  и  торговли РФ  в  рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Среди субъектов инновационной  инфраструктуры, чья деятельность оказывает значимое влияние на модернизацию российской экономики, можно выделить наукограды, научные и технологические парки (технопарки), венчурные организации, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие особые экономические зоны.

Наукоград представляет собой наиболее сложную форму организации инновационной деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград определяется как муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно производственным комплексом. Научно-производственный комплекс, в свою очередь, представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Наукоград имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, является муниципальным образованием – городским округом и на него распространяется Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а с другой – является субъектом инновационной инфраструктуры, оформленным в виде градообразующего научно-производственного комплекса. В связи с этим справедлива критика действующего законодательства об отсутствии специфики и особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах.

Так, ст. 81 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Однако ни законом «О статусе наукограда Российской Федерации», ни каким-либо иным федеральным законом наукограды не наделены дополнительными полномочиями и возможностями в области местного самоуправления.

Статус наукограда присваивается муниципальному  образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 624 муниципальному образованию «Городской округ Протвино (Московская область)» был присвоен статус наукограда сроком на пять лет. Полагаем, что данная законодательная норма не совсем удачна. Инновационная деятельность связана с большим риском и не приносит быструю прибыль, поэтому не каждый инвестор согласится вкладывать капитал в наукоград, который может через несколько лет утратить свой статус.

Таким образом, специальное законодательство о наукоградах содержит целый ряд неэффективных и устаревших норм, которые сдерживают инновационную деятельность и, как следствие, нуждаются в корректировке. Целесообразно дополнить федеральный закон наукограде положениями, содержащими особенности осуществления местного самоуправления, порядок финансирования и стимулирования инновационной деятельности на территории наукограда.

Научные и технологические парки (технопарки) представляют собой наиболее совершенную форму организации инновационной деятельности. В экономической литературе можно встретить разные определения понятия «технопарк». По своей организационно-экономической сущности технопарк является научно-промышленным и инфраструктурным комплексом с особой системой экономических отношений, наиболее благоприятных для инновационного предпринимательства.

Такая организационная форма инновационной  деятельности, как технопарк, распространена в правовых системах зарубежных стран. В российском федеральном законодательстве не дано определение понятия «технопарк». Вопрос о принятии федерального закона о технопарках неоднократно поднимался на государственном уровне. Так, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 3 сентября 2009 г. №111 был утвержден состав рабочей группы по вопросам подготовки проекта федерального закона «О технопарках». Однако до настоящего времени федеральный закон так и не был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации №328-р от 10 марта 2006 г. одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Согласно программе технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды в целях инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов.

В ряде субъектов РФ были приняты  законы о технопарках. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 2 июля 2008 г. №55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» под технопарком понимается форма совместной инновационной деятельности научных, проектноконструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка. Похожее определение дано в ст. 1 Закона Воронежской области от 05.06.2006 г. №43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области»: «Технопарк – форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории».

Наиболее дискуссионным вопросом при рассмотрении правового статуса технопарка является вопрос об организационно-правовой форме технопарка и его правосубъектности. В российской правовой системе правосубъектность понимается как способность быть носителем прав и обязанностей, а также способность к их самостоятельному осуществлению. В соответствии с данными в нормативно-правовых актах РФ и законах субъектов РФ определениями можно сделать вывод, что сам технопарк не обладает правами юридического лица. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры. Так, в комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» функции по созданию технопарка в сфере высоких технологий и управлению им осуществляет управляющая компания, являющаяся юридическим лицом. Таким образом, управомоченным и обязанным субъектом будет являться управляющая компания технопарка. Сам технопарк представляет собой производственный комплекс, на территории которого размещаются субъекты инновационной деятельности и объекты инновационной инфраструктуры.

Однако уже существующие технопарки, многие из которых были созданы еще до принятия Распоряжения Правительства №328-р от 10 марта 2006 г., представляют собой не что иное, как юридические лица различных организационно-правовых форм, например, казенное предприятие города Москвы «Технопарк ”Строгино“», ООО «Технопарк ”Дубна“», Открытое акционерное общество Томский международный деловой центр «Технопарк». Технопарк «Идея» в г. Казань представляет собой холдинго-вую структуру, где основная организация – ЗАО «Инновационно-производственный технопарк ”Идея“», дочерние компании – ОАО «Управляющая компания ”Идея Капитал“», ОАО «Идея и Партнеры», ООО «Центр трансфера технологий». В рамках вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости решения на законодательном уровне вопроса об организационно-правовой форме технопарка.

На территории Российской Федерации  создано более 100 технопарков. Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 – 2014 гг. планируется создавать и развивать на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга.

Анализ правового положения  действующих на территории России технопарков (например, технопарка «Идея» г. Казань, технопарка «Обнинск», технопарка Новосибирского Академгородка) позволяет сделать вывод, что основными целями технопарков являются концентрация перспективных инновационных компаний, финансовая поддержка и продвижение инновационных проектов, коммерциализация научных разработок.

Следующим субъектом инновационной  инфраструктуры, стимулирующим инновационную деятельность, выступает бизнес-инкубатор. Создание бизнес-инкубаторов – один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства.

Определение понятия «бизнес-инкубатор» встречается в Постановлении Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Бизнес-инкубатор,  согласно данному Постановлению, – организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

В известном виде инкубаторы появились  в США в 70-е гг. прошлого столетия, хотя первый возник на заброшенном заводе Масси Фергюсона (Massey Ferguson) в Батавии, штат Нью-Йорк, в 1959 г. Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках осуществляемого Академией менеджмента и рынка Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1997 г. по решению 22 учредителей бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано неком-мерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).

Одним из наиболее значимых юридических  вопросов  становится вопрос создания бизнес-инкубаторов. Как правило, создание бизнес-инкубаторов сопровождается мерами государственной поддержки.  В США примерно 75% всех инкубаторов являются некоммерческими организациями, которые поддерживаются местными правительствами, вузами или местными компаниями, однако в последнее время произошел четко выраженный сдвиг в пользу коммерческих инкубаторов. В России бизнес-инкубаторы в основном создаются как некоммерческие организации, учредителем которых выступает государство в лице своих органов.

Вопрос об организационно-правовой форме бизнес-инкубаторов не решен на законодательном уровне, поэтому вариация организационно-правовых форм бизнес-инкубаторов достаточно разнообразна. Так, на территории России бизнес-инкубаторы представлены в форме государственных учреждений, муниципальных предприятий, открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств.

Очень часто бизнес-инкубаторы входят в состав научно-технологических  парков. По данным исследований, опубликованных в 2003 г. экспертами Международной Ассоциации научных парков, 88% научно-технологических парков различных стран мира действительно занимаются инкубацией бизнеса. Так, в России в качестве примера подобной схемы можно назвать бизнес-инкубатор открытого акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка».

Одной из наиболее сложных  проблем отечественных бизнес-инкубаторов, особенно проявившей себя в условиях мирового экономического кризиса, выступает финансирование их деятельности.

Основной источник доходов бизнес-инкубаторов  – арендная плата и плата за услуги бизнес-инкубатора. Однако, учитывая льготный характер услуг бизнес-инкубаторов, их деятельность носит бесприбыльный и даже зачастую убыточный характер. Поэтому бизнес-инкубаторы нуждаются в дополнительном финансировании, которое реализуется с помощью средств международных фондов, программ грантов и кредитов, заинтересованных министерств, местных администраций, союзов и ассоциаций, участников инкубаторов, спонсоров и инвесторов, коммерческих структур и частных лиц, заинтересованных в работе бизнес-инкубаторов.

Следующим субъектом инновационной  инфраструктуры, без которого немыслима инновационная деятельность в развитых странах, выступает венчурный фонд (или венчурная организация).

Процесс инвестирования инновационного бизнеса коренным образом отличается от его  традиционных форм. В мировой практике основным источником инвестирования создания и развития технологических компаний стали венчурные инвестиции, которые представляют собой долгосрочный капитал рискового характера, направляемый в компании малого и среднего бизнеса, реализующие высокотехнологичные инновационные проекты, с целью извлечения максимальной прибыли.

Информация о работе Анализ правового регулирования инновационной деятельности США, России и Японии