Управление операциями с ценными бумагами финансовой компании (на примере ОАО «Ханты-Мансийский банк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью комплексного и всестороннего изучения экономических ресурсов банковской системы в целях улучшения конкурентных позиций российских коммерческих банков, повышении эффективности их инвестиционной деятельности, результативности принимаемых управленческих решений, обеспечивающих рост отечественной экономики. Проблемы функционирования и развития российской банковской системы в последнее время привлекают к себе пристальное внимание не только правительства и парламента, российских и зарубежных специалистов, но и широких слоев населения.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика организационно-экономических условий осуществления операций с ценными бумагами 4
2. Эффективность управления фондовыми операциями 15
3. Оценка управления операциями с ценными бумагами 29
3.1. Прогнозная оценка состояния фондового рынка 29
3.2. Предложения по совершенствованию операций с ценными бумагами 32
3.3. Финансовая оценка управленческих решений 35
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

 

Как следует из данных, приведенных в таблице 2.2, в течение 2010-2012г. последовательно увеличивались суммы комиссионного вознаграждения (темп роста 1,9 - 2,0), объема портфеля ценных бумаг клиентов (темп роста 1,8), а также обороты по операциям покупки-продажи ценных бумаг (темп роста 1,6 - 1,8). Вместе с тем в 2013 г., несмотря на положительную динамику основных показателей по брокерскому обслуживанию клиентов, зафиксировано снижение темпов роста по сравнению с 2012 г.:

  1. по сумме комиссионного дохода - с 1,9 раза до 1,5;
  2. по числу активных клиентов - с 1,7 раза до 1,2;
  3. по портфелю ценных бумаг клиентов - с 1,8 раза до 1,4;
  4. по обороту по операциям покупки-продажи ценных бумаг - с 1,6 раза до 1,5.

Таблица 2.2

Динамика основных показателей  деятельности банка по обслуживанию клиентов на организованном рынке ценных бумаг за 2010-2013 г

Показатель

01.01.10

01.01.11

Темп роста

01.01.12

Темп роста

01.01.13

Темп роста

01.07.13

Темп роста

  1. Комиссионный доход, тыс.руб.

В т.ч.:

-брокерское обслуживание

-информационное обслуживание

5343,9

 

 

 

4173,3

1170,6

10602,0

 

 

 

7793,3

2808,8

2,0

 

 

 

19888,1

 

 

 

14596,4

5291,7

1,9

29092,6

 

 

 

20930,2

8162,4

1,5

15294,3

 

 

 

10097,3

5197,0

0,5

  1. Число клиентов, проводимых операции

-юр. л.

-ф. л.

 

 

3387

156

3231

 

 

7673

212

7461

 

 

2,3

 

 

13222

24

13011

 

 

1,7

 

 

15458

186

15272

 

 

1,2

 

 

11427

129

11298

 

 

0,7

  1. Количество заключенных договоров

-юр. л.

-ф. л.

 

 

2399

93

2306

 

 

5103

102

5001

 

 

2,2

 

 

7463

78

7385

 

 

1,4

 

 

5336

52

5284

 

 

0,7

 

 

2620

33

2584

 

 

0,5

  1. Портфель ценных бумаг клиентов, млн.руб.

 

899,2

 

1574,9

 

1,8

 

2786,6

 

0,6

 

3935,7

 

1,4

 

4564,2

 

1,2

  1. Обороты по операциям покупки-продажи ценных бумаг, млн.руб.

1819,7

3327,4

1,8

5410,8

1,6

8073,2

1,5

3963,2

0,5


 

Результаты деятельности в первом полугодии 2013 года показывают отсутствие темпов роста по сравнению с 2012 годом по таким показателям как сумма комиссионного дохода, количество заключенных договоров, обороты по операциям покупки-продажи ценных бумаг.

Таким образом, для преодоления  негативной тенденции по снижению темпов роста показателей по брокерскому  обслуживанию клиентов на организованном рынке ценных бумаг актуальным является разработка и внедрение в Банке  новых подходов в предоставлении брокерских услуг клиентам.

В банке при осуществлении  брокерского обслуживания взаимодействуют  следующие подразделения: управление ценных бумаг, отдел сопровождения  и оформления банковских операций (бэк-офис), торговое подразделение, бухгалтерия, депозитарий, филиалы банка.

Структурным подразделением, ответственным в банке за организацию  брокерского обслуживания является Управление ценных бумаг, непосредственно  через руководство региональных подразделений руководит работой  соответствующих секторов в филиалах.

Управление ценных бумаг  выполняет следующие функции:

  • разработка унифицированной технологии обслуживания клиентов, предполагающей проведение операций на бирже;
  • установление конкурентных тарифов комиссионного вознаграждения за совершение операций с учетом особенностей регионального рынка;
  • организация продвижения брокерских услуг через филиальную сеть, включая мониторинг и контроль деятельности филиалов;
  • организация информационно-аналитической поддержки проведения операций в филиалах;
  • согласование и координация деятельности подразделений задействованных в предоставлении услуг;
  • оперативный мониторинг результатов деятельности;
  • разработка предложений по развитию, совершенствованию и повышению качества предоставляемых банком брокерских услуг;
  • участие в проведении рекламно-информационных мероприятий;
  • участие в обучающих семинарах по повышению квалификации персонала.

Отдел сопровождения и  оформления банковских операций при  осуществлении брокерского обслуживания ведет внутренний учет сделок и операций с ценными бумагами. Исполняет следующие функции:

  • ведение счетов внутреннего учета денежных средств и ценных бумаг клиентов по договорам о брокерском обслуживании;
  • ведение единой базы данных клиентов по договорам о брокерском обслуживании;
  • регистрация клиентов по договорам о брокерском обслуживании в торговых системах организованного рынка ценных бумаг;
  • контроль поручений на сделки клиентов по договорам о брокерском обслуживании, допуск заявок на торги;
  • контроль поступления денежных средств клиентов и зачисления их на счета внутреннего учета;
  • контроль и исполнение поручений на перечисление денежных средств;
  • ведение базы данных сделок и операций с ценными бумагами;
  • расчет и удержание брокерских и депозитарных комиссий, формирование счетов-фактур;
  • расчет и удержание налогов на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами;
  • ведение регистров внутреннего учета;
  • проведение периодических сверок наличия остатков денежных средств и ценных бумаг на счетах внутреннего учета с остатками денежных средств и ценных бумаг на лицевых счетах бухгалтерского учета и ценных бумаг на счетах депо;
  • формирование отчетности о выполненных операциях с денежными средствами и ценными бумагами;

Торговое подразделение  исполняет следующие функции  при осуществлении брокерского  обслуживания:

  • расчет параметров биржевых заявок на основе клиентских поручений;
  • введение позиций клиентов по денежным средствам и ценным бумагам;
  • ввод заявок в торговые системы;
  • заключение сделок с ценными бумагами;
  • импорт информации о котировках и сделках из торговых систем;
  • предоставление выписок из реестров биржевых сделок с ценными бумагами в Бэк-офис банка;

Филиалы при осуществлении  брокерского обслуживания клиентов исполняют следующие функции:

  • заключение договора о брокерско-депозитарном обслуживании на организованном рынке ценных бумаг;
  • ведение электронной базы данных по клиентам подразделения;
  • ведение личных дел клиентов;
  • прием поручений клиентов;
  • ведение журнала регистрации поручений клиентов;
  • формирование и направление электронных документов в Бэк-офис и депозитарий банка;
  • подготовка отчетов и выполненных операций и передача их клиентам;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • предоставление клиентам биржевой, новостной информации, сведений об аукционах;

В целом, в банке не разработаны методические положения по оценке эффективности брокерского обслуживания, не ведется комплексный анализ по отдельным показателям, которые характеризуют деятельность филиалов банка по брокерскому обслуживанию, не ведется система учета рисковых ситуаций при обеспечении функционирования и развития системы брокерского обслуживания, не разработана система управления рисками системы брокерского обслуживания, что предопределяет необходимость разработки на основе сформулированных в курсовой методических положений, адаптированных для конкретного банка.

 Анализ факторов, оказывающих  влияние на величину комиссионного  вознаграждения по брокерскому  обслуживанию клиентов банка  на рынке ценных бумаг.

К числу факторов, оказывающих  влияние на величину комиссионного  вознаграждения Банка по брокерскому  обслуживанию клиентов, относятся:

  • структура привлечения клиентов (распределение числа клиентов в зависимости от первоначальной суммы, инвестируемой в ценные бумаги);
  • структура клиентской базы (распределение числа клиентов в зависимости от суммы вложений в ценные бумаги);
  • оборачиваемость портфелей ценных бумаг клиентов;

Ниже приведен анализ перечисленных факторов влияния на основе результатов по брокерскому обслуживанию клиентов в I квартале 2013 г.

Структура привлечения клиентов на брокерское обслуживание.

В I квартале 2013 года общая сумма привлечения средств клиентов — физических лиц в ценные бумаги составила 564,0 млн. руб., в том числе при заключении новых договоров об обслуживании на организованном рынке ценных бумаг - 286,9 млн. руб. (50,9 %), при инвестировании дополнительных взносов по заключенным договорам - 277,1 млн. руб. (49,1 %).

Характеристика первоначальных взносов.

В I квартале 2013 года первоначально, при заключении договора об обслуживании на ОРЦБ ,51,2 % клиентов инвестировали в ценные бумаги, более 100 тыс. руб. (для сравнения - в I квартале 2012 года доля таких клиентов составила 34 % клиентов). При этом сумма инвестирования

составила 87,3 % от общей суммы  привлечения средств (табл. 2.3).

Распределение клиентов с  первоначальной суммой вложений в ценные бумаги более 100 тыс. руб. в разрезе по тюменской области (табл. 2.4) осуществляется сравнительно равномерно, при этом лучшая структура привлечения формируется отделениями Банка в Тюмени (56,4 % от общего числа заключенных договоров).

Таблица 2.3

Распределение числа клиентов в зависимости от первоначальной суммы вложений в ценные бумаги, в I квартале 2013 года

Сумма, тыс.руб.

До 100

100-200

200-300

300-500

500-1000

Более 1000

Число клиентов, шт.

757

471

137

102

52

34

Доля клиентов, %

48,8

30,2

8,8

6,6

3,3

2,3

Сумма вложений, млн.руб.

36,3

55,6

30,6

35,5

30,2

98,7

Доля вложений, %

12,7

19,4

10,6

12,4

10,5

34,4


 

Таблица 2.4

Распределение числа клиентов с первоначальной суммой вложений в  ценные бумаги более 100 тыс. руб. в I квартале 2013 года

Отделения Банка

Количество заключенных договоров

Удельный вес, %

Всего

С первоначальной суммой более 100 тыс.руб

Г. Тюмень

612

345

56,4

Г. Тобольск

249

112

45

Г. Ханты-Мансийск

136

62

45,6

Г. Заводоуковск

304

158

52

Г. Ишим

119

57

47,9

Г. Ялуторовск

97

50

51,5

П. Боровский

36

12

33,3

Итого

1553

796

51,2


Характеристика дополнительных взносов.

Анализ распределения  дополнительных взносов (таблица 3.5) показывает, что 84,7 % от общей суммы взносов составляют денежные средства клиентов, имеющих вложения в ценные бумаги более 100 тыс. руб.

Таблица 2.5

Распределение числа клиентов и дополнительных взносов по заключенным  договорам в I квартале 2013 года

Сумма, тыс.руб.

До 100

100-200

200-300

300-500

500-1000

Более 1000

Число клиентов, шт.

584

577

272

274

183

111

Доля клиентов, %

29,2

28,8

13,6

13,7

9,2

5,5

Сумма вложений, млн.руб.

42,3

49,8

28,8

38,9

39,0

78,3

Доля вложений, %

15,3

18,0

10,4

14,0

14,1

28,2

Информация о работе Управление операциями с ценными бумагами финансовой компании (на примере ОАО «Ханты-Мансийский банк»)