Роль инвестиционной политики в стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от инвестирования в производство, а значит, и от выбора наиболее эффективной инвестиционной политики множества российских предприятий, сегодня зависит развитие экономики нашей страны.
Целью курсовой работы является изучение роли инвестиций в стратегии предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

      Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что от инвестирования в производство, а значит, и от выбора наиболее эффективной инвестиционной политики множества российских предприятий, сегодня зависит развитие экономики нашей страны.

      Целью курсовой работы является изучение роли инвестиций в стратегии предприятия.

      Результатом репродуктивного функционирования предприятий, обособленных в экономическом плане и взаимозависимых в процессе создания материальных благ и услуг, является индивидуальное воспроизводство. Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно иметь инвестиционные ресурсы, которые находятся в постоянном движении. Анализу этих вопросов и посвящена данная работа.

     Для исследования данной темы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность и значение стратегического планирования деятельности предприятия;
  2. описать классификацию стратегических планов;
  3. раскрыть функции инвестиционного планирования и оценить показатели эффективности инвестиционных проектов;
  4. изучить понятие и сущность инвестиций;
  5. узнать сущность и роль инвестиционной политики;
  6. понять от чего будет зависеть эффективность управления инвестициями и его влияние на экономические результаты работы предприятия;
  7. исследовать роль инвестиций в повышении эффективности стратегий управления деятельностью предприятия.

      Объект  – это управление инвестициями.

      Предмет – это роль инвестиционной политики в стратегии предприятия.

      В курсовой работе были использованы такие  методы изучения, как теоретический  метод и методы обработки данных.

      В данной курсовой работе было использовано 11 источников, в том числе и  зарубежных авторов.

      Важность  правильной инвестиционной политики на предприятиях определяется рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии. Другой аспект инвестирования - это своевременность, т. е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Сущность  и значение стратегического  планирования деятельности предприятия
 

      Стратегия - это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.

      Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. [8; с.68]

      Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить предприятию возможности  достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем  использования самых эффективных  средств, способствующих поставленным целям. Чтобы предприятие могло установить собственный долгосрочный цикл развития, оно должно расти быстрее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

      Стратегический  план на крупных предприятиях, как  правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

      В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование  экономической политики, обоснование  перспективных направлений развития всей рыночной системы.

      Первым  и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются  отличия данного предприятия  от ему подобных. Другими словами, миссия - это главная цель предприятия. Миссия и цели служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом  расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. [2; с.34]

      Цели  бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

      Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества  внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Стратегический  план:

  1. задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен;
 
  1.  устанавливает  каждому подразделению предприятия  конкретные и четкие цели, которые  согласуются с общей стратегией  развития предприятия;
 
  1.  обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия;
 
  1.  стратегический  подход стимулирует менеджеров  предприятия лучше оценивать  свои слабые и сильные стороны  с точки зрения конкурентов,  возможностей, ограничений и изменений  окружающей среды;
 
  1.  определяет  альтернативные действия предприятия  на долгосрочный период;
 
  1.  создает  основу для распределения ограниченных  экономических ресурсов;
 
  1.  демонстрирует  возможность фактического применения  основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.

Процесс стратегического планирования на предприятии  включает в себя осуществление следующих  взаимосвязанных функций:

1) определение  долгосрочной стратегии, основных  целей и задач развития предприятия;

2) создание  стратегических хозяйственных подразделений  на предприятии;

3) обоснование  и уточнение основных целей  проведения маркетинговых исследований  рынка;

4) осуществление  ситуационного анализа и выбор  направления экономического развития предприятия;

5) разработка  основной стратегии маркетинга  и укрупненное планирование производства  продукции;

6) выбор  тактики и уточненное планирование  способов и средств достижения  поставленных задач;

7) контроль  и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. [4; с.144] 

      Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных  предприятиях, имеет следующую структуру, рис. 1

    Рис.1. Схема стратегического планирования на предприятии 

          В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются  высшим руководством и согласуются  со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению  варианты первоначальных показателей  валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.

          Таким образом, применение фирмой стратегического  плана, как документа ее стратегического  развития, позволяет системно и масштабно  обосновать необходимые направления будущих действий для достижения целей предпринимательства. Однако, процесс стратегического планирования, как и процесс реализации этого плана, требует диалектического осмысления и творческого использования складывающихся обстоятельств бизнеса. [4; с. 205] 

    1. Классификация стратегических планов
 

      Типы  стратегических планов будут различаться  по основным признакам, что позволяет  их классифицировать.

  1. По уровню управления:

    – корпоративная - является общим планом управления фирмой, её разработка предусматривает обычно четыре вида действий:

    • действия по улучшению общих показателей деятельности в тех отраслях, где уже работает фирма;

    • создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов в наиболее перспективные области.

    – деловая - нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции фирмы на рынке:

    • своевременная реакция на изменения, происходящие в отрасли, в экономике в целом, в политике и других значимых сферах;

    • разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут обеспечить прочное преимущество перед конкурентами;

    • решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.

    – функциональная - осуществляется по управленческому плану действий внутри подразделения или ключевого функционального направления внутри сферы фирмы.

    – операционная - относится к еще более конкретным подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами фирмы (отделы продажи, центры распределения и др.).

  1. По направленности развития:

    – технологическая - переориентация фирмы на такие цели, при которых технологический компонент ставится в один ряд с финансовыми.

    – продуктовая - касается непосредственно освоения нового продукта.

  1. В зависимости от возраста рынка и товара:

    – стратегия глубокого проникновения эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старые товары на старом рынке, можно добиться преимущества, лишь продавая товары по ценам ниже конкурентных.

    – стратегия расширения рынка помогает фирме увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках.

    – стратегия разработки товара - эффективна при наличии у фирмы ряда успешных торговых марок, т. е. в случае хорошего имиджа фирмы, что влияет на высокий спрос на новые товары.

    – стратегия диверсификации применяется для устранения зависимости фирмы от какого-либо одного товара на рынке.

  1. По характеру воздействия:

    – стратегия наступления - это стратегия завоевания и расширения рыночной доли.

    – стратегия обороны - стратегия удержания существующей рыночной доли.

    – стратегия отступления - стратегия ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса.

  1. По уровню конкуренции:

Информация о работе Роль инвестиционной политики в стратегии предприятия