Первый опыт создания оффшорных зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 09:23, реферат

Краткое описание

Известно, что оффшорные зоны создаются, как правило, на небольших территориях, расположенных часто на островах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Первый опыт создания оффшорных зон в РФ.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Первый опыт создания оффшорных зон в РФ

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 19 июня 1994 года в России была образована первая оффшорная  зона, названная зоной экономического благоприятствования Ингушетия. В  отличие от оффшорных зон, созданных в других странах, Ингушетия имеет ряд специфических, только ей присущих черт.

Известно, что оффшорные  зоны создаются, как правило, на небольших  территориях, расположенных часто  на островах, т.е. естественным образом  изолированных. Обычно эти зоны бедны  природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития.

Местная администрация оффшорных  зон регулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей, местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы эти растут пропорционально увеличению числа создаваемых кампаний. Местное население получает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи, гостиницах, на транспортных предприятиях и т.д. Для дополнительного стимулирования иностранных инвесторов на территориях ряда оффшорных стран созданы еще и свободные экслортные зоны.

Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

Эти особенности деятельности оффшорных зон не учитывались  при создании зоны экономического благоприятствования  “Ингушетия” . Решение о ее создании было продиктовано, в первую очередь, стремлением оказать экономическую поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики, в том числе, для строительства ее столицы. Однако не был создан механизм функционирования зоны, адекватный задачам, которые преследовались при ее создании.

Администрация Ингушетии передала право регистрации компаний со льготным налогообложением корпорации “БИН” . К концу мая 1995 года из 2067 зарегистрированных в зоне предприятий лишь 19 (0,01%) фактически функционируют там. Все остальные осуществляют свою деятельность за пределами зоны и зарегистрировались там исключительно для того, чтобы избежать налогообложения, так как по законодательству России налоги взимаются по месту нахождения юридического адреса плательщика. Из общего числа только 10% составляют предприятия с иностранными инвестициями.

Встает вопрос: что получила Ингушетия от деятельности зоны экономического благоприятствования? Во-первых, это  суммы, перечисленные компанией  “БИН” в фонд развития республики. На 1 января 1995 года из общей суммы  в 46,2 миллиарда рублей, полученной “БИН” на ее расчетный счет, в фонд развития Ингушетии перечислено всего 19,5 миллиарда, в то время как на нужды самой компании было израсходовано 9,9 миллиарда рублей, из которых 4,3 миллиарда - на рекламу.

Очевидно, что для самой Ингушетии эффект от деятельности зоны был ничтожен. Предприятия, зарегистрированные на ее территории, малочисленны, а доход от их регистрации нельзя рассматривать как величину, которая реально может влиять на ее экономическое развитие. Полученные средства предполагается использовать для строительства в Назрани гостиницы, 15 коттеджей, нескольких летних кафе и некоторых других объектов.

Между тем, деятельность зоны вызвала отрицательные последствия  для поступления налогов в  бюджеты других, особенно приграничных с зоной регионов России, а также в федеральный бюджет. Так 160 предприятий, осуществляющих свой бизнес с территории Ставропольского края, были зарегистрированы в Ингушетии, в их числе и такие гиганты, как “Ставропольнефтепродукт” . В результате в бюджет края недопоступило почти 20 миллиардов рублей. Та же ситуация возникла и в Ростовской области, где действовали 42 предприятия, зарегистрированные в зоне экономического благоприятствования, среди которых такие крупные предприятия как “Донской табак” , “Эмпилс” , “Электроинструмент” , “Гранит” и другие. Бюджет области недополучил около 80 миллиардов рублей. Даже относительно далекая Башкирия недосчиталась в своем бюджете более 1,5 миллиардов рублей. Общие потери регионов от деятельности российских предприятий, зарегистрированных в зоне “Ингушетия” могли составить только в 1995 году около 2 триллионов рублей.

Администрации ряда краев  и областей приняли некоторые  меры для прекращения оттока средств  из своих бюджетов. Наиболее яркий  пример: администрация Ставропольского  края возбудила судебное дело против “Ставропольнефтепродукта” , а краевая Дума своим постановлением приостановила все банковские операции 60 местных предприятий, попытавшихся уйти в оффшорную зону.

Такую форму оффшорной  зоны, которая позволяет предприятиям, действующим в соседних регионах, уклоняться от налогов, вряд ли можно считать удачной. Зона в Ингушетии была создана в порядке эксперимента, действующего до 1 июля 1995 года.

Основным недостатком  зоны в Ингушетии является прежде всего то, что практически не привлекались иностранные инвестиции, в то время как за рубежом именно в этом видят главную цель создания оффшорных зон. Во-вторых, поступления в республику доходов, связанные с созданием зоны, оказались крайне низкими.

Перспективы оффшорных зон  в РФ Неудачный эксперимент по созданию оффшорной зоны в Ингушетии не означает, что эта форма вообще не пригодна в России. В некоторых регионах России предпринимаются свои собственные попытки создания зон по типу оффшорных, хотя решений на федеральном уровне по ним пока не принималось. К ним относятся Калмыкия, Кабардино-Балкария, Адыгея и некоторые другие. Есть предложения по созданию оффшорной зоны на Сахалине.

Успех последующих экспериментов  можно будет обеспечить, если с  самого начала применять тот набор  правил, который к настоящему времени уже отработан в мировой практике оффшорных зон. Во-первых, создание зон должно главным образом преследовать цели привлечения иностранного капитала. Льготы налогового, таможенного и иного характера должны предоставляться только в случае реальных вложений средств из-за рубежа. Исходя из зарубежного опыта, можно в отдельных зонах допускать к регистрации только компании, принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам.

В каждом конкретном случае необходимо определить цель создания и специализацию оффшорной зоны. Например, можно было бы создать оффшорную банковскую зону. Учитывая то, что деятельность иностранных банков в России сейчас ограничивается законом, можно было бы выделить специальные территории, на которых эта деятельность при определенных условиях поощрялась бы. Это, например, может касаться тех регионов, где предполагается активная деятельность иностранных инвесторов, так как известно, что иностранные компании предпочитают работать с банками, которые они хорошо знают.

Местом создания такой оффшорной банковской зоны мог бы стать Сахалин. Тогда те иностранные нефтяные компании, которые будут осваивать нефтяные и газовые месторождения на его шельфе, смогли бы прибегнуть к услугам своих банков. Деятельность иностранных банков на Сахалине, даже если бы они платили налоги по льготным ставкам, не только принесла бы острову дополнительные доходы, но и способствовала бы притоку новых иностранных инвестиций.

Еще одним благоприятным  местом для создания оффшорной банковской зоны является Калининградская область.

Конечно, оффшорные зоны должны быть относительно локальными. Они могут выступать как элементы функционирования свободных экономических  зон. Например, на территории более  компактной оффшорной зоны может  быть сосредоточена деятельность финансовых и страховых учреждений, обслуживающих более крупную свободную экономическую зону. Возможно использование оффшорных зон в сочетании с свободными портами, свободными таможенными зонами и т.д. Важно, чтобы функционирование оффшорной зоны не ушемляло развития других территорий того же государства, а льготы для национальных компаний предоставлялись бы лишь в отдельных, экономически оправданных, случаях.

Формирование оффшорных  зон, учитывая не только положительные, но и отрицательные последствия  их статуса и деятельности, весьма сложный процесс. На территории России их вряд ли может быть много. Для каждой должен быть разработан такой механизм, который дал бы оптимальный результат для экономики всей страны.


Информация о работе Первый опыт создания оффшорных зон в РФ