Особые экономические зоны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:57, реферат

Краткое описание

Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна", когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами.
Особые экономические зоны – это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Особые экономические зоны – самостоятельный эффективный инструмент экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3
1. Порядок создания особых экономических зон………………………………………4
2. Промышленно-производственный тип ОЭЗ………………………………………..7
3. Технико-внедренческий тип ОЭЗ……………………………………………………10
4. Особые экономические зоны портового типа………………………………………12
5. Туристско-рекреационный тип ОЭЗ…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

особые экономические зоны.docx

— 270.33 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….…..3

1. Порядок создания особых экономических зон………………………………………4

2. Промышленно-производственный  тип ОЭЗ………………………………………..7

3. Технико-внедренческий  тип ОЭЗ……………………………………………………10

4. Особые экономические  зоны портового типа………………………………………12

5. Туристско-рекреационный  тип ОЭЗ…………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………….16

Литература……………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Одной из  моделей регионального управления  является создание особых экономических  зон. Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

     Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна",  когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами.

     Особые экономические зоны – это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Особые экономические зоны – самостоятельный эффективный инструмент экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

     Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

     В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона № 116 «Об особых экономических зонах» от 22. 07. 2005 г.

     Главная  цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

     Цели создания ОЭЗ со стороны государства:

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

     Цели  создания с точки зрения инвесторов:

  • Освоение новых рынков сбыта.
  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация  затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории

     На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
    • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
    • Предоставляется ряд налоговых преференций;
    • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

Рис. 1. Снижение издержек инвестора ОЭЗ.

 

     В Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

     На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые

     Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

     На территории ОЭЗ не допускается:

    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

     ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

     Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

     Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.

     В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны» – управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России, его единственным акционером является государство. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов. ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

    

 

2. ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТИП ОЭЗ

 

     Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики, определяющие их преимущества. Также для них необходимы природные ресурсы и квалифицированная рабочая сила. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

     Промышленные  зоны располагаются на территории  Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области «Тольятти». Также существует ОЭЗ ППТ в Свердловской области «Титановая долина».

     ОЭЗ ППТ «Липецк». Площадь зоны − 1024,34 га. Приоритетные направления деятельности:

  • Готовые металлические изделия
  • Машиностроение
  • Производство транспортных средств, оборудования и компонентов
  • Стройматериалы

     Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 17 млрд. рублей. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 5 млрд. рублей.

     ОЭЗ ППТ «Алабуга»  расположена в самом центре Поволжского автомобильного кластера, представленного такими производителями, как «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «Соллерс», «КАМАЗ» и др. Кроме того, ОЭЗ «Алабуга» находится в центре нефтехимического кластера России, где крупнейшие компании ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» производят всю гамму полимеров.

Приоритетные направления  деятельности:

  • Производство автомобилей и автокомпонентов
  • Нефтехимия
  • Строительные материалы
  • Товары народного потребления

     Площадь зоны − 1997,34 га. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 20 млрд. рублей. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 10 млрд. рублей.

     ОЭЗ ППТ «Тольятти» расположена в непосредственной близости к таким крупнейшим автопроизводителям как «АВТОВАЗ», «ГАЗ» и др. В Самарской области  также сосредоточены предприятия химической отрасли - «ТольяттиАзот» (производство аммиака), «КуйбышевАзот» (производство минеральных удобрений), «Тольяттикаучук» (завод синтетического каучука).

Приоритетные направления  деятельности:

  • Автомобилестроение и производство компонентов
  • Строительные материалы
  • Производство товаров народного потребления

     Площадь зоны − 660 га. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 7,9 млрд. рублей.

     ОЭЗ ППТ «Титановая долина» создана 16. 12. 2010 в целях привлечения инвестиций, организации новых производств и решения задач улучшения социально-экономического развития моногородов Верхняя Салда и Нижний Тагил, а также региона в целом. Площадь составляет 721 га с возможностью последующего увеличения. Среди конкурентных преимуществ: доступ к сырью, профильные кадровые ресурсы и специализированные учебные заведения, исследовательские организации, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, существующая необходимая инфраструктура, развитые логистические сети, экспортный потенциал будущих резидентов особой экономической зоны.

     Инициатором проекта создания особой экономической зоны и ее якорным инвестором является ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» - крупнейший в мире производитель титана. Ее продукцию используют более 1000 предприятий Российской Федерации и СНГ и более 350 компаний из 45 стран дальнего зарубежья, включая такие крупнейшие авиационные корпорации, как Boeing, Airbus, Embraer, Goodrich, Rolls-Royce, Pratt&Whitney. Корпорация участвует во всех принципиально новых разработках мировой авиационной техники – самолетах Boeing 787, Boeing 777LR, Airbus 380, Airbus 350, Sukhoy Super JET 100, самолетов и двигателей пятого поколения, привлекая в этот процесс не только производство, но и новые технологии и сплавы.

Цели и задачи особой экономической  зоны «Титановая долина»:

  1. сохранить и усилить лидерство России на мировом рынке авиакосмической продукции за счет углубления степени переработки титанового сырья;
  2. расширить практики применения титана в отечественном промышленном комплексе;
  3. обеспечить потребности российской авиакосмической промышленности в изделиях из титановых сплавов;
  4. создать дополнительные рабочие места;
  5. улучшить инвестиционную привлекательность Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ  ТИП ОЭЗ

 

     Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Преимущества для инвесторов ОЭЗ:

  • Доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР
  • Высококвалифицированные специалисты
  • Высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами

Приоритетными направлениями  развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

     ОЭЗ ТВТ «Зеленоград». Является признанным центром электронной

промышленности России. На территории округа сосредоточены научно-производственные предприятия, обладающие высоким научным  потенциалом и современными технологиями. Приоритетные направления деятельности: микро- и наноэлектроника, органическая электроника; энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии; информационная и коммуникационная техника; сложные технические системы; нанотехнологии. Площадь зоны − ок. 150 га (площадки "МИЭТ" и "Алабушево"). Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 28 млрд. рублей. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ и города Зеленоград на 01.01.2011 − более 13 млрд. рублей.


ОЭЗ ТВТ «Дубна» находится в 100 км от Москвы. Является признанным научным

Информация о работе Особые экономические зоны РФ