Оценка инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Практически по всем важнейшим направлениям инвестиционной политики проводимые в последние годы рыночные реформы противоречили мировому опыту государственного стимулирования инвестиций. Нет никаких оснований предполагать, что при сохранении прежнего экономического курса и ущербной инвестиционной политики, не отвечающей рыночным реалиям, может произойти ожидаемый рост инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая оценка реальных инвестиционных проектов………..4
1.1 Виды инвестиционных проектов…………………………………………….4
1.2 Процесс разработки и стадии развития инвестиционных проектов……….5
1.3 Рекомендации по разработке инвестиционных проектов, принятые в отечественной практике…………………………………………………………..5
1.4 Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов.10
Глава 2. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов…………………………………………...12
2.1 Общие вопросы учета риска и неопределенности………………………...12
2.2 Анализ чувствительности реального инвестиционного проекта…………15
2.3 Проверка безубыточности реального инвестиционного проекта………...20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

                                                       Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическая оценка реальных инвестиционных проектов………..4

1.1 Виды инвестиционных  проектов…………………………………………….4

1.2 Процесс разработки  и стадии развития инвестиционных  проектов……….5

1.3 Рекомендации по разработке  инвестиционных проектов, принятые  в отечественной практике…………………………………………………………..5

1.4 Основные принципы оценки  эффективности инвестиционных проектов.10

Глава 2. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов…………………………………………...12

2.1 Общие вопросы учета  риска и неопределенности………………………...12

2.2 Анализ чувствительности  реального инвестиционного проекта…………15

2.3 Проверка безубыточности  реального инвестиционного проекта………...20

Заключение…………………………………………………………………….…23

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                     Введение

        Практически  по всем важнейшим направлениям  инвестиционной политики проводимые  в последние годы рыночные  реформы противоречили мировому  опыту государственного стимулирования  инвестиций. Нет никаких оснований  предполагать, что при сохранении  прежнего экономического курса  и ущербной инвестиционной политики, не отвечающей рыночным реалиям,  может произойти ожидаемый рост  инвестиций. Основным условием выхода  российской экономики из экономического  кризиса и создания предпосылок  для устойчивого развития народного  хозяйства является выработка  перспективных теоретических и  научно-методологических положений  национальной инвестиционной политики, определение стратегических направлений  и институциональных принципов  реализации социально ориентированной  инвестиционной деятельности, способной  вывести страну из кризиса  и обеспечить достойное существование  России в ХХI веке.

        Одним  из наиболее ответственных и  значимых этапов прединвестиционных  исследований является обоснование  экономической эффективности инвестиционного  проекта, включающее анализ и  интегральную оценку всей имеющейся  технико-экономической и финансовой  информации. Оценка эффективности  инвестиций занимает центральное  место в процессе обоснования  и выбора возможных вариантов  вложения капитала в операции  с реальными активами: от замены  оборудования на действующем  предприятии до создания новых  промышленных комплексов или  сферы услуг многоцелевого назначения.

        Во  времена господства плановой  экономики широко использовались  способы абсолютной и сравнительной  экономической эффективности капитальных  вложений и новой техники. В  их основу был положен критерий  народнохозяйственного эффекта,  который можно получить в результате  создания и реализации объекта  инвестиций.

Глава 1. Экономическая  оценка реальных инвестиционных проектов.

1.1 Виды инвестиционных  проектов

        Инвестиционный проект - план или программа вложения инвестиций с целью получения прибыли.

        Различают следующие виды инвестиционных проектов по масштабу их реализации: глобальные, крупномасштабные, региональные, отраслевые, местные и локальные.

        К глобальным относят инвестиционные проекты, реализация которых может существенно повлиять на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на планете.

        Крупномасштабными называются инвестиционные проекты, осуществление которых может повлиять на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране.

        Региональные, отраслевые и местные инвестиционные проекты могут существенно повлиять на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в данном регионе, отрасли, городе (районе) и не могут оказать существенного влияния на ситуацию в других регионах, отраслях, городах и районах.

        **Инвестиционные проекты, реализация которых не может оказать существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в данном регионе, отрасли или городе (районе), а также на уровень и структуру цен на товарных рынках, относят к локальным.

        По направленности различают инвестиционные проекты: коммерческие, экологические, социальные, затрагивающие государственные интересы.

        В зависимости от продолжительности инвестиционного периода проекты подразделяют на краткосрочные (инвестиционный период не превышает одного года) и долгосрочные, имеющие более продолжительный инвестиционный период.

**Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции // пер. с англ. - М.:ИНФРА-М, 2003.


 

        Но характеру и степени участия государства различают инвестиционные проекты с госбюджетным финансированием, с использованием налоговых льгот, гарантий государства или иных форм его участия.

1.2 Процесс разработки  и стадии развития инвестиционных  проектов

        Важной особенностью развития любого инвестиционного проекта является его протяженность во времени. Промежуток времени от момента начала вложения средств в объект инвестирования до момента завершения получения доходов или иных результатов этого вложения называется сроком жизни проекта (the project lifetime).

        Процесс разработки и реализации инвестиционного проекта обычно включает следующие стадии

        1 - предынвестиционная стадия, в процессе которой принимают инвестиционное решение о целесообразности реализации проекта;

        2 - инвестиционная стадия, на которой осуществляют вложения средств в объекты инвестирования;

        3 - эксплуатационная стадия, которая начинается с момента получения первых результатов от вложения средств и завершается в конце инвестиционного периода;

        4 - стадия ликвидации объекта.

        Суммарная продолжительность последних трех стадий определяет срок жизни проекта.

1.3 Рекомендации  по разработке инвестиционных  проектов, принятые в отечественной  практике

        В настоящее время основным документом, регламентирующим способы формирования и оценки целесообразности инвестиций в России, являются утвержденные в 1994 г. Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГК РФ но строительной, архитектурной и жилищной политике "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" и их вторая редакция.

        В этих методических рекомендациях выделяют следующие этапы формирования инвестиционных проектов:

* определение инвестиционного  замысла (идеи);

* исследование инвестиционных  возможностей;

* ТЭО проекта, в котором,  в отличие от ТЭО строительства,  расчеты и контроль над их  выполнением завершаются не только  утверждением проекта и окончанием  сооружения объекта, но и достижением  заданной нормы доходности с  выводом на проектный режим  эксплуатации;

* формирование контрактной  документации;

* подготовка проектно-сметной  документации;

* строительно-монтажные  и пуско-наладочные работы;

* эксплуатация объекта,  мониторинг экономических показателей.

        В общем случае определение инвестиционного замысла включает следующие работы: отбор и предварительную оценку замысла; инновационный, патентный и экологический анализ нового технического решения; анализ сертификационных требований; предварительное согласование замысла с федеральными, региональными и отраслевыми ведущими организациями; выбор организации, способной осуществить проект.

        Исследование инвестиционных возможностей в указанных методических указаниях почти целиком заимствовано из упоминаемого Руководства по подготовке промышленных технико-экономических исследований и заключается в следующем: первоначальном изучении спроса и прогнозировании цен на продукцию (услуги); предварительном решении организационно-правовых вопросов реализации проекта; определении предполагаемого объема инвестиций и первоначальной оценки их эффективности; подготовке исходно-разрешительной и контрактной документации для проектно-изыскательских работ; разработке инвестиционного предложения для потенциального инвестора и подготовке решения о финансировании работ по составлению ТЭО проекта.

        Субъектами инвестиций являются предприятия или организации, которые в упоминаемых официальных рекомендациях Госстроя России, Министерства экономики и Министерства финансов РФ называются реципиентами (от recipient - получатель).

        В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений можно рассматривать:

* собственные финансовые  ресурсы и внутрихозяйственные  резервы инвестора (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы,  выплачиваемые страховыми компаниями  в виде возмещения за ущерб), различного вида активы (основные  фонды, земельные участки, промышленная  собственность и т. п.);

* привлеченные ресурсы  (средства от продажи акций,  средства, выделяемые вышестоящими  холдинговыми и акционерными  компаниями на безвозмездной  основе);

* инвестиционные ассигнования  из государственных бюджетов  РФ и республик в составе  РФ, фондов поддержки предпринимательства  на безвозмездной основе;

* иностранные инвестиции  в форме финансового или другого  участия в уставном капитале  совместных предприятий или в  форме прямых вложений международных  организаций и финансовых институтов, предприятий и организаций различных  видов собственности;

* заемные финансовые средства, в том числе кредиты банков, кредиты, предоставляемые государством  на возвратной основе, кредиты  иностранных инвесторов, облигационные  займы, займы инвестиционных фондов  и компаний, страховых обществ,  векселя и другие средства.

        Как видно из перечисленного, первые четыре группы источников представляют собственный капитал реципиента (не возвращается). Расчеты с другими участниками проекта производятся на правах долевого участия. Средства, полученные по пятой группе источников, подлежат возврату на определенных условиях в установленные сроки. Но зато в этом случае кредиторы не участвуют в распределении прибыли.

       Для осуществления проекта с новым строительством кроме финансовых средств необходимо иметь: согласованную и утвержденную проектно-сметную документацию; отведенный (приобретенный) земельный участок; договор с подрядной строительной организацией, если строительство не осуществляется хозспособом; сведения о наличии энергетических, сырьевых, материальных и других ресурсов для нормального функционирования нового объекта.

        На всех этапах предынвестиционной фазы, начиная с самых первых шагов формулирования целей и поиска направлений их реализации, необходимо проводить оценку эффективности проекта. Эффективность следует рассчитывать параллельно с технологическими разработками, а не под "занавес", как наблюдалось многие годы в отечественной практике. При этом в расчетах основные приоритеты следует отдавать потребителю, т. е. необходимо исходить из того, что нужно потребителю, а не из того, что может производитель. Можно отметить, что Минстрой России установил обязательный порядок расчета показателей эффективности проектов и исходных данных для этих показателей согласно действующим методическим рекомендациям с включением их в состав проектной документации (технико-экономических обоснований и проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений) по стройкам и объектам производственного назначения, осуществляемым с использованием инвестиционных ресурсов федерального бюджета Российской Федерации, и на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности этих объектов. Указанным постановлением рекомендовано органам государственного управления субъектов Российской Федерации установить аналогичные требования к проектной документации по стройкам и объектам, осуществляемым с использованием инвестиционных ресурсов бюджетов республик в составе Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. А министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено привести в соответствие с этими требованиями отраслевые положения по вопросам разработки проектной документации.

        Разработка ТЭО проекта включает следующие работы: полное маркетинговое исследование; формирование программы выпуска продукции (оказания услуг); разработку основных технико-технологических, архитектурно-планировочных, строительных и других инженерных решений; подготовку мероприятий по охране окружающей среды и чрезвычайным ситуациям; составление раздела проекта организации строительства (НОС); решение вопросов организации управления предприятием; подготовку сметно-финансовой документации, включая расчет стоимости строительства и объема капитальных вложений, величины эксплуатационных затрат, потребности в оборотном капитале, определение проектируемых источников финансирования; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; определение сроков строительства (осуществления проекта), экономической эффективности и условий прекращения эксплуатации проекта.

        Немаловажную роль играет и экспертиза проектов. В странах с рыночной экономикой экспертиза является одним из основных элементов системы управления и велика ответственность каждого эксперта. Подготовленное ТЭО согласно действующим рекомендациям должно пройти вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз, после чего ТЭО утверждается и подготавливается инвестиционное соглашение.

        Инвестиционным соглашением называется результат представленных выше технико-экономических исследований инвестиционных возможностей. Инвестиционное соглашение рекомендуется дополнять информационным меморандумом, в котором содержатся подробные данные о реципиенте, его финансовой состоятельности, выпускаемой продукции, стратегии поведения на рынке и пр. Вместо инвестиционного соглашения в кредитную организацию можно направлять заявку, в которой приведены сведения из инвестиционного соглашения и информационного меморандума.

        Необходимо заметить, что, несмотря на схожесть общих подходов к оценке инвестиционных проектов, принятые сравнительно недавно в нашей стране официальные методы их отбора для финансирования в настоящее время не полностью совпадают с принятыми за рубежом методами. В отечественной практике до настоящего времени используются десятками лет апробированные традиционные способы оценки капитальных вложений и затрат на проведение мероприятий научно-технического прогресса, краткое описание которых приводится в данной работе.

1.4 Основные принципы  оценки эффективности инвестиционных  проектов

        Кроме экономической оценки инвестиционных проектов (особенно крупных) рекомендуется проводить следующие виды проектного анализа:

Информация о работе Оценка инвестиционных проектов