Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение специфики исследования целей управления в компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
дать понятие о целях организации и их роли в управлении;
рассмотреть глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений;
дать понятие «дерева целей» организации;
рассмотреть применение метода экспертных оценок для построения «дерева целей»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Понятие о целях организации и их роль в управлении 5
1.2 Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений 8
1.3 Понятие «дерева целей» организации 13
1.4 Применение метода экспертных оценок для построения «дерева целей» 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1 Глобальная цель компании (на примере гостиницы ООО «Уют-сервис») 22
2.2 «Дерево целей» ООО «Уют-сервис» и подразделения службы питания 27
2.3 Место и роль гостиницы «Уют-сервис» и подразделения службы питания, в перспективе 31
2.4 Действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Исследование целей управления.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что наличие целей в организации обеспечивает ее стабильность, равновесие, единство действий элементов системы. В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций.

Цели организации задают основное направление развития организации. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой цели, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, цель постепенно затирается, так как компания разрабатывает новые товары и завоевывает новые рынки.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Цели составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

Цели независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения.

Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия.

Таким образом, цели организации являются ориентиром ее деятельности и ставят задачи для их достижения.

Целью данной работы является рассмотрение специфики исследования целей управления в компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  • дать понятие о целях организации и их роли в управлении;
  • рассмотреть глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений;
  • дать понятие «дерева целей» организации;
  • рассмотреть применение метода экспертных оценок для построения «дерева целей»;
  • рассмотреть применение метода экспертных оценок для построения дерева целей;
  • провести анализ формирования целей в компании ООО «Уют-Сервис»;
  • определить глобальную цель ООО «Уют-сервис»
  • построить «дерево целей» ООО «Уют-сервис» и подразделения службы питания
  • рассмотреть действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей.

Объектом исследования выступает гостиница ООО «Уют-Сервис».

Предметом исследования выступают цели управления в организации.

Информационную базу исследования составляет совокупность учебной литературы, нормативных документов, статистических данных  по вопросам исследования целей управления.

При написании курсовой работы были использованы такие основные методы, как диалектический и системный подходы, методы индукции и дедукции. В ходе исследования применялись также методы системного анализа, сравнения, экспертных оценок и так далее.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.  Понятие о целях организации и их роль в управлении

Цели — это конкретизация  миссии организации в форме, доступной  для управления процессом их реализации [7, с.284].

Выделяют пять основных черт для определения специфики  и свойств цели [7, с.290]:

  1. Конкретность и измеримость;
  2. Определенность во времени;
  3. Адресность, направленность;
  4. Согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации;
  5. Контролируемость.

Как правило, организация  ставит и реализует не одну, а  несколько важных для нее стратегических целей.

Цели в организации  задают и определяют все другие ее параметры, примером чего может служить укрупненная классификация различных видов и групп целей организации на основе 11 критериев (табл. 1).

Таблица 1 – Обобщенная классификация целей

I . Содержание  

Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и др.

II. Период установления  

Стратегические, тактические, оперативные

III. Приоритетность  

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

IV. Измеримость  

Количественные, качественные

V. Характер интересов (среда)   

Внешние, внутренние

VI . Повторяемость

Постоянно повторяющиеся, разовые 

VII. Временной период  

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

VIII. По функциональной направленности

Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные

IX. По стадии жизненного цикла выпускаемой продукции  

На стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла 

X. Иерархия  

Цели всей организации, цели отдельных  подразделений (проектов), личные цели работника 

XI. Мамитай  

Общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные


Цели организации зачастую определяют как направления, по которым  должна осуществляться ее деятельность. Пример структурирования отдельных  групп целей организации, рассчитанных на разный временной период, представлен в табл. 2 [3, с.155].

Таблица 2 – Структура отдельных групп целей организации

 

Вид целей

 

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Финансовые

 

 

Прибыль за каждый месяц; уровень постоянных и переменных расходов; размер дивидендов; ликвидность

Прирост объема прибыли по сравнению  с предыдущим периодом; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов; размер и структура капитала

Объем прибыли в год; капитал  и его структура; уровень рентабельности; ликвидность; размер дивидендов

Организационные

Выполнение сотрудниками должностных  инструкций; мотиваций сотрудников; повышение квалификации сотрудников; заполнение структуры

Макроструктура, функциональная схема; состав работников: профили требований; мотивация; повышение квалификации

Макроструктура и ее изменения

Маркетинговые

Объем продаж по месяцам (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); количество привлекаемых клиентов за период по каждой категории; цели по привлечению  конкретных (по именам) клиентов; расширение объема продаж у старых клиентов; планы продаж и показатели работы по сотрудникам

Прирост объема продаж по сравнению  с предыдущим периодом (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; планы продаж и показатели работы по сотрудникам/отделениям; ассортимент; структура клиентов

Объем продаж в год (с разбиением по группам товаров, группам клиентов); доля рынка; ассортимент; структура  клиентов


 

Ключевые цели организации  формируются распорядителями ключевых ресурсов (профессиональными управляющими) в соответствии с их системой ценностей. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей, добиваясь при этом интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций.

Такое повышенное внимание к этому вопросу объясняется возможностью управления организацией через достижение и оценку результата по адекватно и полностью реализуемым ею целям.

В научной литературе выделяют следующие  обобщенные системы целей организации [4, с. 55]:

  • выживание в условиях конкурентной борьбы;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • лидерство в борьбе с конкурентами;
  • максимизация цены;
  • создание имиджа;
  • рост экономического потенциала;
  • рост объемов производства и реализации;
  • максимизация прибыли, минимизация расходов, рентабельность и т.д.

Наиболее распространенным является тезис, что организация должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход, который ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Исходная посылка такого подхода: любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль (речь идет о прибыли с позиции не разового, а долгосрочного ее получения), но так как на практике достичь такого максимума невозможно, применяется понятие «нормальной» прибыли, то есть прибыли, устраивающей владельцев бизнеса. Прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает, тем не менее, стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный [9, с.26].

Другим направлением теоретической мысли является положение  о том, что в основе деятельности любой организации и руководства  лежит стремление к наращиванию  объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что размеры фирмы  в большей степени, чем прибыльность, определяют статус и положение менеджеров (заработная плата, роль в обществе) и руководства организации.

В рамках данной теории применяются  и другие формальные критерии, по которым  определяется основополагающая цель организации; в частности, для оценки деятельности фирмы в целом распространен показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала».

Разновидностью данной теории является теория заинтересованных групп со следующим исходным положением: цель функционирования любой фирмы заключается в гармонизации конфликтных целей юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме, — акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов, государственных органов. Поэтому, например, организация должна не только стремиться к максимизации прибыли, но и заботиться о социальном положении своих работников, охране окружающей среды и др.

Главная задача менеджеров — обеспечить равновесие между разнонаправленными целями и интересами собственников (акционеров), работников, кредиторов, между стратегическими и текущими, внешними и внутренними целями организации [5, с. 204].

1.2. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений

 

Основная цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии [17, с.284].

Значение соответствующей  миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях.

Формулировка миссии организации должна содержать следующее [15, с.207]:

1. Задача фирмы с  точки зрения ее основных услуг  или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по  отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации.  Какого типа рабочий климат  существует внутри фирмы? Какого  типа людей привлекает этот  климат?

Установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как целостная система - это исходный момент в деятельности управленца, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг. Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существо. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации[1, с.236].

Информация о работе Исследование целей управления