Инвестиционный климат в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определение и оценка условий, создаваемых для инвестиционной активности, а также выявление проблем существующего инвестиционного климата и привлекательных сфер для внешних и внутренних инвестиций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиционная деятельность: теоретический аспект 5
1.1 Макроэкономические параметры инвестиций 5
1.2. Инвестиционная деятельность регионов 7
1.3. Понятие инвестиционного климата 9
Глава 2. Инвестиционный климат Омской области 16
2.1. Положительные составляющие инвестиционного имиджа Омской области. 16
2.2. Территориальное разделение труда. 17
2.3. Результаты социально-экономического развития Омской области 18
2.4. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период 20
Глава 3. Оценка инвестиционного климата Омской области 25
3.1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности 25
3.2. Экономические связи 27
3.3. Кластерная политика Омской области 29
3.4. Государственное частное партнерство 31
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Инвест климат в Омской области .doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

- организаций, реализующих на территории Омской области инвестиционные проекты, предусматривающие объем капитальных вложений на общую сумму не менее 50 млн. рублей в создание, приобретение (в том числе по договорам лизинга) имущества производственного назначения, не бывшего ранее в эксплуатации на территории Омской области;

- организаций, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, реализующих на территории Омской области инвестиционные проекты, предусматривающие объем капитальных вложений на общую сумму не менее 10 млн. рублей в создание объектов в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, предназначенных для предоставления коммунальных услуг.

5. Закон Омской области от 8 апреля 2013 года № 1533-ОЗ "Об инвестиционном фонде Омской области". Законом установлен статус регионального инвестиционного фонда Омской области, средства которого будут направляться на реализацию инвестиционных проектов.

Данный закон принят в связи с изменениями в федеральном законодательстве, а именно внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми установлена возможность создания региональных инвестиционных фондов (Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ).

6. Указ Губернатора Омской области  от 1 июля 2013 года № 97 "Об инвестиционном  совете при Губернаторе Омской  области".

В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Омской области, участие в определении приоритетов при реализации инвестиционной политики с учетом экономических, финансовых и иных возможностей Омской области, а также организация взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области и иными заинтересованными органами и организациями по вопросам, возникающим в ходе реализации инвестиционных проектов.

7. 12 сентября 2012 года на заседании Правительства Омской области принят порядок для дополнительных субсидий субъектам предпринимательства с численностью свыше 50 человек, реализующих проекты по строительству и (или) развитию и (или) модернизации производств товаров (работ, услуг). Средства из областного бюджета направляются на компенсацию части процентов по кредитам до 7 млн. рублей и затрат на приобретение оборудование до 5 млн. рублей.

Росту инвестиционных вложений в Омскую область способствует реализация национальных проектов и федеральных и областных целевых программ.

    1. Экономические связи

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в социально-экономическом развитии Омской области: создаются новые и модернизируются существующие производства, увеличивается налогооблагаемая база, и как следствие, появляется возможность дополнительно финансировать социально значимые региональные программы.

Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 81 страны дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее активными внешнеторговыми партнерами в 2011 году являлись Китай, Украина, Венгрия, Польша, Германия, Финляндия, Словакия и другие страны.

Внешнеторговый оборот Омской области за январь-сентябрь 2011 года (рис. 1, 2) составлял 825,0 млн. долларов США, в том числе экспорт – 485,7 млн. долларов США, импорт – 339,3 млн. долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса за январь-сентябрь 2011 года сложилось положительное в сумме 146,4 млн. долларов США [21].

Рис. 1 Структура внешнеторгового оборота Омской области

  1. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
  2. Минеральные продукты
  3. Продукция химической промышленности, каучук
  4. Металлы и изделия из них
  5. Машины, оборудование и транспортные средства
  6. Другие товар

Рис. 2  Товарная структура экспорта Омской области за январь-сентябрь 2011 года

Доля прямых инвестиций в структуре всех иностранных инвестиций достигает около 15 %. Иностранные вложения от прямых инвесторов направляются в основном в организации транспорта и связи.

В целом, по состоянию на 1 января 2011 года на территории Омской области зарегистрировано 474 предприятий с участием иностранного капитала.

Экспорт услуг составлял в январе-декабре 2011 года 35,9 млн. долларов США (Рис. 3) и по сравнению с январем-декабрем 2010 года увеличился на 58,3 процента. Импорт услуг составлял 14,3 млн. долларов США и уменьшился на 36,7 процента. Сальдо баланса услуг сложилось положительное в размере 21,7 млн. долларов США (в январе-декабре 2010 года - положительное, 0,2 млн. долларов США).

Доля стран СНГ в общем объеме экспорта услуг в январе-декабре 2011 года соответствовала 79,9 процента, импорта услуг – 13,4 процента.

 

  1. транспортные услуги
  2. поездки
  3. услуги связи
  4. строительные услуги
  5. компьютерные и информационные услуги
  6. роялти и лицензионные платежи
  7. прочие деловые услуги
  8. прочее

Рис. 3  Структура экспорта и импорта услуг в январе-декабре 2011 года

 

3.3. Кластерная политика Омской области

Правительство Омской области разработало проект кластерного подхода к развитию экономики. Уникальный проект новой промышленной платформы региона даёт возможность максимально эффективно использовать местные сырьевые ресурсы, способен вывести Прииртышье на совершенно иной уровень развития и помочь ему занять ведущие позиции в российских и мировых рейтингах [20].

Новая промышленная платформа региона целиком вписывается в инновационную стратегию развития России, которая поддерживается правительством страны. Суть проекта очень проста, но она позволяет максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный потенциал. Вокруг головных предприятий будет образована цепочка инновационных производств, способных оперативно реагировать на потребности рынка.

Кластерная модель экономики ПАРК – промышленно-аграрные региональные кластеры – предполагает строительство четырёх промышленных производственных кластеров:

- кремниевого;

- нефтехимического;

- лесопромышленного;

- агропромышленного.

В 2010 году появились базовые документы для инновационного развития Омской области – программы по модернизации и инновационному развитию на среднесрочную и долгосрочную перспективы. С ними тесно связан отдельный план по использованию ресурсов СО РАН с целью создания фундаментальной базы для прикладных омских разработок на конкретных предприятиях. В начале 2010 года подписано соглашение с Сибирским отделением Российской Академии наук. На базе омского научного центра планируется создание региональной научно-инновационной дискуссионной площадки по разработке научно обоснованных инструментов для нужд омской экономики и социальной сферы.

Для реализации планов по модернизации и обновлению региональной экономики максимально полно будут использованы все имеющиеся институты развития инвестиций и инноваций. Это и ресурсы Фонда посевного финансирования «Российской венчурной компании», и возможности госкорпорации «Роснано». Последняя уже осуществляет оценку проектов по восьми омским направлениям. Реализовать эти проекты предполагается в рамках отдельного совместно разработанного плана. В ближайшее время планируется официальная регистрация венчурных партнёров.

3.4. Государственное частное партнерство

Для роста инвестиций, оптимального использования бюджетных средств и достижения максимальных количественных и качественных показателей эффективности инвестиционных проектов деятельность Правительства Омской области направлена на расширение масштабов частного финансирования за счет развития новых форм привлечения инвестиций в экономику региона, в том числе в рамках ГЧП.

Предполагается реализация проектов на основе государственно-частного партнёрства с привлечением ресурсов Инвестфонда и Внешэкономбанка.

 

Заключение

Правительство Омской области заинтересовано в привлечении в экономику региона любых инвестиций для обеспечения развития приоритетных отраслей экономики.

По оценке омского правительства, наиболее привлекательными для инвесторов отраслями являются химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс.

Специалисты характеризуют Омскую область как регион с умеренным уровнем инвестиционного риска, что важно для развития инвестиционной активности, поскольку процесс снижения рискованности гораздо более продолжителен и трудоёмок, чем повышение инвестиционного потенциала.

Омская область обладает целым спектром технологических, интеллектуальных и природных ресурсов, которые в ближайшем будущем будут реализованы.

В экономике региона наблюдается рост инвестиционной активности. Положительной динамике способствуют такие факторы, как благоприятный инвестиционный и деловой климат, рост предпринимательской инициативы, обновление основных фондов, внедрение прогрессивных технологий, реализация национальных и инвестиционных проектов.

Наиболее значимые инвестиционные проекты:

- строительство международного аэропорта «Омск – Фёдоровка» (формирование опорной сети аэропортов федерального значения, 7,5 млрд. рублей);

- строительство метрополитена в Омске (развитие транспортной инфраструктуры региона, 30,6 млрд. рублей);

- строительство автодороги Тобольск – Тара – Томск;

- «Евразийский транспортно-логистический узел» (строительство складского комплекса, конструктивно и функционально соответствующего по международной классификации складскому комплексу класса А, 2,9 млрд. рублей);

- строительство Красногорского водоподъёмного гидроузлана р. Иртыш (строительство гидроузла для регулирования стока реки Иртыш на территории Омской области, 8,4 млрд. рублей);

- создание предприятия по оказанию услуг по обустройству окружающей среды (оказание комплексных услуг по ландшафтному проектированию, 5,6 млн. рублей);

- Омский агропромышленный кластер (строительство заводов по переработке зерновых культур в биоэтанол, производству высокобелковых сбалансированных комбикормов, а также животноводческого комплекса по выращиванию скота и птицы с последующей мясопереработкой, 4,5 млрд. рублей);

- создание крупномасштабного производства фотоэлектрических модулей на основе наноструктурных тонкоплёночных солнечных элементов из аморфного кремния и наземных энергосистем различного назначения с годовым объёмом выпуска товарной продукции до 130 МВт (10,9 млрд. рублей);

- молекулярно-генетический прогноз и мониторинг риска рака желудка (первичная профилактика рака желудка, основанная на применении новой медицинской технологии диагностики, которая заключается в прогнозировании риска развития рака желудка у пациентов, инфицированных Helicobacter pylori., 0,2 млн. рублей);

- ПАРК: промышленно-аграрный региональный кластер (создание комплексного производства с применением технологий глубокой и комплексной переработки продукции, 170,8 млн. рублей).

Новые производства не только обеспечат высокий уровень занятости, но и расширят возможности малого бизнеса, увеличат поступления в региональный бюджет. Это будет принципиально новый виток в развитии экономики, где есть место инновациям, нанотехнологиям, развитию транспортной и жилищной инфраструктуры. Эти проекты также позволят эффективнее использовать выгодное географическое положение области, укрепляя её экономические связи с Казахстаном и Китаем. Когда ПАРК заработает, Омская область станет образцом того, как можно диверсифицировать ресурсную экономику.

«Еще два десятка лет назад у нас практически не было ни одного иностранного партнера. Сегодня же с областью сотрудничают около 90 стран мира. Однако эта цифра не соответствует потенциалу территории. Нам предстоит огромная работа по дальнейшему развитию наших внешнеэкономических связей», - отметил Виктор Назаров.

В октябре 2013 года международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service подтвердило кредитный рейтинг Омской области по международной (глобальной) шкале на уровне Ba2, по национальной шкале – на уровне Aa2.ru. «Стабильный» прогноз отражает ожидания агентства, что в дальнейшем будет складываться положительная динамика по ключевым финансовым показателям региона. Рейтинги отражает относительно диверсифицированную налоговую базу региона, которая более устойчива по отношению к экономическим циклам по сравнению с другими российскими регионами с сопоставимым уровнем рейтинга, а также снижение зависимости регионального бюджета от трансфертов со стороны федерального правительства. 

На территории Омской области законодательно защищены интересы российских и иностранных инвесторов, которые имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, участие в инвестиционных конкурсах, тендерах, аукционах, получение информации от органов государственной власти.

Информация о работе Инвестиционный климат в Омской области