Инвестиционный климат в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определение и оценка условий, создаваемых для инвестиционной активности, а также выявление проблем существующего инвестиционного климата и привлекательных сфер для внешних и внутренних инвестиций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиционная деятельность: теоретический аспект 5
1.1 Макроэкономические параметры инвестиций 5
1.2. Инвестиционная деятельность регионов 7
1.3. Понятие инвестиционного климата 9
Глава 2. Инвестиционный климат Омской области 16
2.1. Положительные составляющие инвестиционного имиджа Омской области. 16
2.2. Территориальное разделение труда. 17
2.3. Результаты социально-экономического развития Омской области 18
2.4. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период 20
Глава 3. Оценка инвестиционного климата Омской области 25
3.1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности 25
3.2. Экономические связи 27
3.3. Кластерная политика Омской области 29
3.4. Государственное частное партнерство 31
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Инвест климат в Омской области .doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Иностранный инвестор делает первое заключение о государственной экономической политике, когда он начинает изучение валютного регулирования и контроля и, в частности, таких вопросов, как колебание национальной валюты, протекционистские меры, условия репатриации капитала и прибылей, импортное регулирование, процедура лицензирования.

Валютное регулирование имеет для иностранного инвестора решающее значение. Его интересует вопрос, насколько реально гарантированы его возможности репатриации капитала и перевода дивидендов и процентов. При этом лучшей реальной гарантией считается положительный платежный баланс в стране-реципиенте капитала. Иностранный инвестор должен быть уверен в том, что перевод капитала и прибылей возможен.

Такие меры, как установление «потолка» при переводе прибылей из страны или прогрессивная система их обложения, может быть, и служат интересам государства, однако не способствуют поощрению иностранных инвесторов.

Вопрос о возможностях импортировать необходимые материалы и запасные части также рассматривается под углом зрения валютного контроля.

Емкий внутренний рынок — важный момент, положительно влияющий при прочих благоприятных условиях на принятие решений иностранным инвестором. При этом покупательная способность населения является одним из главных факторов. Бедное и многочисленное население характерно для развивающихся стран. Обычно иностранный инвестор высчитывает, какая часть продукции может быть продана на местном рынке (чем больше, тем лучше, кроме тех случаев, когда предприятие имеет экспортную направленность).

Инфраструктура — один из важных факторов, влияющих на решения иностранного инвестора (снабжение электроэнергией и газом, водой и т.д.). Аэропорты и порты должны функционировать так, чтобы обеспечивать (при необходимости) производство иностранного инвестора сырьем, запчастями и возможностью регулярного экспорта продукции. Состояние железных и автодорог и речных путей сообщения также принимается во внимание. Учитывается и то, как рабочие могут добираться до места работы. Связь предусматривает обычно наличие телефона и факса, возможность быстро связаться с властями, поставщиками, покупателями и т.д.

Сам иностранный инвестор может способствовать развитию инфраструктуры путем строительства внутренних дорог, подъездных путей, дополнительных подстанций на дизельном топливе, приобретать средства автомобильного сообщения и т.д. Однако основные коммуникации, по его мнению, должны быть готовы или создаваться правительством либо муниципалитетами. Отсутствие этого, учитывая огромные затраты на создание инфраструктуры, может послужить серьезным препятствием. В некоторых странах для привлечения иностранных инвесторов создаются «Industrial estates» (промышленные зоны), предоставляющие иностранному инвестору транспорт, связь и т.п., а нередко и построенные помещения, которые предоставляются ему на льготных условиях с последующей возможностью выкупа. Это значительная мера по привлечению иностранных инвесторов, которые смогут при таких условиях быстро освоить объект. Нередко «Industrial estates» являются зонами, свободными от налогообложения.

Важен для иностранного инвестора и вопрос о наличии местной рабочей силы и условиях найма.

Создание новых рабочих мест иностранным инвестором является вкладом в развитие национальной экономики и тем большим, чем большая безработица существует в конкретной стране. Однако иностранный инвестор изучает рынок рабочей силы (насколько квалифицированны рабочие и насколько они способны осваивать профессию, чтобы соответствовать требованиям производства). Для него важно, чтобы не было забастовок. Высоко ценится возможность компетентного управления на местном уровне. Жилье, школы, личный транспорт, здравоохранение, возможность перевода на родину части зарплаты иностранным персоналом тоже играют важную роль.

Говоря о налогообложении, различают:

а) налогообложение и привилегии, предоставляемые инвестору государством-реципиентом капитала

б) налогообложение и привилегии, которые иностранный инвестор может получить в собственной стране как экспортер капитала.

Импортные и экспортные сборы и льготы:

-  инвестор выясняет: каково  конкретное влияние импортных  и экспортных сборов на себестоимость  производства и конкурентоспособность;

-  есть ли возможность получить  снижение или освобождение от  импортных сборов на оборудование и сырье;

-  возможна ли оплата сборов  в рассрочку;

-  есть ли в стране свободные  экспортные зоны;

-  существуют ли протекционистские  меры против импорта конкурирующих  товаров.

Если производство определенных товаров по себестоимости выше импортных, то иностранному инвестору придется согласовать с принимающим государством те протекционистские меры, которые ему будут предоставлены и без чего такое производство в принимающей стране будет нерентабельным. Обычно это либо тарифный барьер, либо полное запрещение импорта данных товаров на определенное время, либо обязательство местных властей (других государственных образований) закупать местную продукцию, даже если она дороже импортных товаров. Инвестор может просить правительство взять на себя обязательство не предоставлять лицензии другим инвесторам на производство таких товаров, особенно при малом размере внутреннего рынка.

В дополнение к сказанному выше ряд стран предоставляет дополнительные льготы для поощрения иностранного инвестора, например землю в аренду на льготных условиях, льготное снабжение водой и электроэнергией (вплоть до субсидий в этих сферах).

Для поощрения экспорта используются стимулирующий валютный курс, экспортные премии и др., без чего не может успешно конкурировать вновь создаваемое предприятие.

Иностранного инвестора очень привлекает возможность пользоваться местными финансовыми ресурсами. Не менее важно нормальное функционирование банковской системы в стране, куда он намерен поместить свои капиталы.

Вероятность получения в стране-реципиенте долгосрочного займа будет рассмотрена иностранным инвестором до принятия им решения об инвестировании. В капиталистических государствах получить такие займы не сложно. В развивающихся странах нормальные условия получения долгосрочных займов обеспечивает само государство. Низкий банковский процент при этом является важным стимулом для иностранного инвестора, поскольку обеспечивает конкурентоспособность.

К правовым условиям функционирования иностранного капитала относятся следующие основные проблемы:

1. Защита и гарантии от национализации  и/или экспроприации.

2. Национальное законодательство, стимулирующее иностранные инвестиции.

3. Наличие международных договоров  о защите инвестиций.

4. Участие государства-реципиента  в Конвенции о разрешении инвестиционных  споров.

5. Законодательство о возможности  для иностранного инвестора приобретения  акций и особенно контрольного  пакета.

6. Недискриминация.

7. Судебная система.

Большое внимание иностранный инвестор уделяет тому, имеется ли с конкретной страной соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций и насколько эта страна исполняет свои договорные обязательства.

Самое главное — наличие правовой стабильности. Он должен четко знать «правила игры» и быть уверен, что они сохранятся неизменными.

Важную роль играет то отношение, которое иностранный инвестор встречает в стране-реципиенте.

Некоторые страны (Таиланд, Филиппины, Малайзия) создали «Boards of Investment» — инвестиционные агентства с отделениями во многих промышленно развитых странах с квалифицированными кадрами.

Они предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стране, касающуюся инвестирования, о процедурах и требованиях, способствуют установлению связей с администрацией и т.д. Отделения оказывают большую помощь потенциальным инвесторам на месте, а головное учреждение в стране-реципиенте занимается ими в вплотную по прибытии.

Инвестиционное агентство может выдавать необходимые лицензии либо способствовать их получению.

Таким образом, для инвестора облегчается вся процедура — от принятия решения до создания предприятия. Без этого запутанность и сложность процедуры, незнание, какой орган и в какой степени уполномочен принимать соответствующие решения и предоставлять необходимые разрешения и лицензии, значительно затрудняли бы этот процесс.

Во многих странах существует «ONE STOP OFFICE» (орган, который решает все вопросы). Это способствует привлечению, упрощает и ускоряет оформление инвестиций.

 

Глава 2. Инвестиционный климат Омской области

Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки. [24]

2.1. Положительные составляющие инвестиционного имиджа Омской области.

Омская область позиционируется как регион, привлекательный с точки зрения ведения бизнеса и вложения инвестиций. Областное правительство заинтересовано в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для обеспечения развития приоритетных отраслей экономики региона. Информационная открытость в данных условиях является одним из важных факторов, позволяющих области входить в число регионов-лидеров по привлечению инвестиций.

Положительные составляющие инвестиционного имиджа Омской области:

- значительный ресурсный потенциал (кадровый, природный, инвестиционный);

- наличие развитого обрабатывающего производства (химический и нефтехимический комплексы, нефтепереработка, производство пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроение, лесопереработка);

- выгодное географическое положение;

- приграничное положение (граница с Республикой Казахстан);

- развитая транспортная система;

- промышленное освоение природных ресурсов севера области;

- развитый научно-образовательный комплекс;

- наукоёмкие технологии производства;

- современная бизнес-инфраструктура и производственная инфраструктура;

- значительный потенциал развития малого предпринимательства;

- эффективное внешнеэкономическое сотрудничество;

- наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность.

Приоритетным направлением Омской области является обрабатывающее производство: нефтехимия, производство пищевых продуктов, машиностроение, лесопереработка и многое другое. В настоящее время самая крупная доля инвестиций направляется в нефтехимическую и перерабатывающую отрасли промышленности.

2.2. Территориальное разделение труда.

Производительные силы Омской области имеют свою особенность –территориальное разделение труда. Таким образом, каждый экономический район имеет собственную специализацию производства. Основные производственные силы сосредоточены в административном центре – городе Омске.

Существуют пять экономических районов Омской области со своей специализацией, точнее особыми точками роста, развитие которых наиболее перспективно для данного района:

Центральный экономический район (промышленно-производственная зона, зона разработки новых технологий, машиностроительный комплекс, биотехнологический комплекс, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс (в Омске находится большинство логистических узлов), зона туризма

Северный экономический район (добыча нефти, природного газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи, добыча и переработка сапропеля, производство торфобрикетов, льноволокна, лесопереработка, производство древесных гранул, транспортный коридор (автомобильный путь Тобольск – Тара – Томск). 

Западный экономический район  (сельскохозяйственная зона, добыча и переработка сапропеля, производство кирпича, транспортный узел, туристско-рекреационная зона.

Восточный экономический район (развитие крупных животноводческих комплексов, переработка сельскохозяйственной продукции, производство кирпича, транспортный узел (Транссибирская магистраль), туристско-рекреационная зона

Южный экономический район (зерновое производство, переработка зерна, строительство животноводческих комплексов, вагоноколёсные мастерские (станция «Иртышская»), транспортный коридор (транзит грузов в страны Центральной Азии), приграничное торговое сотрудничество).

Таким образом, экономика Омской области, основанная на сочетании разных сфер экономической деятельности, диверсифицирована не только по видам хозяйственной деятельности, но и по территориальному размещению. Такое разделение позволяет инвесторам наиболее точно осуществлять анализ социально-экономического развития районов области и определять, какие территории имеют предпосылки ускоренного экономического роста, а какие территории являются проблемными с точки зрения экономического развития.

 

2.3. Результаты социально-экономического  развития Омской области

 

Развитие Омской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же как и другим субъектам Российской Федерации, Омской области не удалось избежать кризисов 90-х годов XX века и 2008 - 2009 годов, однако уже в 2011 году экономика Омской области компенсировала спад 2008 - 2009 годов. Темп роста валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2011 году составил 104,5 процента к уровню 2008 года, в 2012 году (по оценке) - 106,1 процента [17, с.331].

Информация о работе Инвестиционный климат в Омской области