Инвестиционный климат в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - определение и оценка условий, создаваемых для инвестиционной активности, а также выявление проблем существующего инвестиционного климата и привлекательных сфер для внешних и внутренних инвестиций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиционная деятельность: теоретический аспект 5
1.1 Макроэкономические параметры инвестиций 5
1.2. Инвестиционная деятельность регионов 7
1.3. Понятие инвестиционного климата 9
Глава 2. Инвестиционный климат Омской области 16
2.1. Положительные составляющие инвестиционного имиджа Омской области. 16
2.2. Территориальное разделение труда. 17
2.3. Результаты социально-экономического развития Омской области 18
2.4. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период 20
Глава 3. Оценка инвестиционного климата Омской области 25
3.1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности 25
3.2. Экономические связи 27
3.3. Кластерная политика Омской области 29
3.4. Государственное частное партнерство 31
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Инвест климат в Омской области .doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Определяющим фактором роста ВРП являются высокие темпы роста промышленного производства, потребительской и инвестиционной активности.

В последние годы структура ВРП не претерпевала существенных изменений. В 2009 - 2010 годах на фоне влияния международного финансового кризиса незначительно снизилась доля промышленности в ВРП, при увеличении доли сферы услуг. В 2011 году ВРП имело структуру, схожую со структурой, сложившейся в докризисный период.

Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство и строительство (более 75 процентов ВРП).

По темпам роста макроиндикаторов социально-экономического развития за последние 10 лет Омская область опережает средние значения по Российской Федерации. За период 2003 - 2012 годов ВРП увеличился на 78 процентов, что превышает рост внутреннего валового продукта Российской Федерации на 21,3 процентного пункта. Объем инвестиций в основной капитал в Омской области за аналогичный период увеличился в 2,6 раза (в Российской Федерации - в 2,3 раза). При этом ряд показателей социально-экономического развития Омской области свидетельствует о наличии отдельных нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Омской области.

В 2011 году ВРП на душу населения в Омской области составил 227,1 тыс. рублей, что на 28,3 процента ниже среднероссийского значения. Относительно низкий показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда (за период 2003 - 2012 годов производительность труда в Омской области увеличилась на 33,7 процента, что на 19,5 процентного пункта ниже среднего значения по Российской Федерации) и столь же низкой инновационной составляющей в экономике Омской области (в последние 10 лет доля Омской области в Российской Федерации по числу используемых передовых производственных технологий не превышала 2 процентов). [17, с.331].

Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения Омской области, рост демографической нагрузки на трудоспособное население Омской области, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения Омской области составляют около 18 тыс. человек.

 

2.4. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период

 

Основные проблемы в развитии Омской области начали формироваться уже в 80-е годы XX века, когда требовались новые решения, новый импульс экономического развития. Однако вместо перехода на интенсивный путь развития Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 90-х годов XX века.

Наибольший спад в этот период отмечался в машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. При этом нефтехимический комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность в основном успешно пережили кризисный этап, хотя объемы производства в этих комплексах, особенно в агропромышленном, также существенно сократились. В пищевой промышленности в период с 1995 по 2000 годы сформировались будущие лидеры отрасли - производитель мясной продукции открытое акционерное общество "Омский бекон" и производитель пива закрытое акционерное общество "Росар", которые позже вошли в состав крупных международных холдингов - "Продо" и "SUN Inbev" соответственно. Впоследствии к ним также добавились общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" и общество с ограниченной ответственностью "Алкогольная Сибирская группа". Каждая из указанных организаций относится к лидирующим в своем сегменте в Российской Федерации.

С 2000 года в Омской области начался период быстрого экономического роста, причем если в предыдущем десятилетии спад экономики и промышленности был сильнее среднероссийского, то начиная с 2000 года темпы роста в Омской области были выше, чем по Российской Федерации в целом. В первую очередь это обусловлено успешным развитием организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, нефтехимического и оборонно-промышленного комплексов, строительной индустрии.

Машиностроительный комплекс Омской области подвергся достаточно серьезной реструктуризации, значительная часть организаций вошла в состав холдинговых компаний федерального уровня (федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" стало филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", открытое акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" вошло в концерн "Орион" (открытое акционерное общество "Ростехнологии"), имущественный комплекс государственного унитарного предприятия "Омсктрансмаш" и федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" интегрированы в структуру открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"). Увеличение государственного оборонного заказа позволило организациям оборонно-промышленного комплекса Омской области не только выжить, но и реализовать программы модернизации, произвести обновление оборудования и основных фондов.

В то же время в Омской области возникла новая "точка роста" - инжиниринговые услуги в промышленном строительстве. Такие компании, как общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Мостовик", открытое акционерное общество "Омскнефтехимпроект" и закрытое акционерное общество "ПИРС", активно реализуют проекты в Российской Федерации и государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), занимая достаточно весомую долю на рынках. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Мостовик" занимается проектированием и строительством объектов инфраструктуры и социальных объектов, открытое акционерное общество "Омскнефтехимпроект" и закрытое акционерное общество "ПИРС" проектируют организации нефтехимической отрасли.

Вместе с тем стабилизация и частичное восстановление промышленного потенциала не смогли решить всех задач развития Омской области: перерегистрация в 2006 году крупнейшего налогоплательщика - открытого акционерного общества "Газпромнефть" (ранее - открытое акционерное общество "Сибнефть") оказала крайне негативное влияние на уровень доходов областного бюджета.

Меры по диверсификации экономики Омской области, созданию новых "флагманов" экономики к 2012 году не обеспечили устойчивых результатов, продолжился отток работоспособного населения из Омской области.

По показателю ВРП на душу населения Омская область в 2011 году занимала 5 место в Сибирском федеральном округе, 35 место среди субъектов Российской Федерации. При этом Омская область привлекала достаточно большие иностранные инвестиции: по совокупному объему накопленных прямых иностранных инвестиций в 2011 году Омская область опережала такие субъекты Российской Федерации, как Республика Татарстан, Иркутская область, Новосибирская область, и в несколько раз превышала средний уровень по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации.

Однако следует учитывать, что основной приток прямых иностранных инвестиций в Омскую область осуществлен в 2005 году в нефтеперерабатывающий комплекс. Относительно крупные инвестиции также поступали в пищевую промышленность, производство алкогольной продукции, мобильную связь, торговлю, причем значительная часть накопленных инвестиций в эти сектора также сформирована до 2006 года.

По уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня, хотя несколько превышает средний уровень по Сибирскому федеральному округу. Среднедушевые денежные доходы населения в Омской области выше, чем в Иркутской, Томской, Кемеровской областях, но существенно ниже, чем в Красноярском крае.

Сам по себе низкий номинальный уровень доходов населения не всегда является недостатком. За счет более развитого внутреннего потребительского рынка, большего выбора местных товаров с низкими ценами, более низких цен на целый ряд инфраструктурных товаров и услуг общий уровень жизни в Омской области может быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации. В то же время за счет относительно низкой стоимости трудовых ресурсов Омская область привлекательна для внешних инвесторов.

Негативным моментом является слишком высокая доля социальных выплат в общем объеме доходов населения Омской области. Рост зависимости от социальных выплат - общероссийская тенденция, в период с 2005 по 2011 годы их доля в доходах населения в целом по Российской Федерации выросла с 12,7 до 18,3 процента. Однако в Омской области эта тенденция выражена сильнее - доля социальных выплат увеличилась с 12,4 до 19,3 процента. При этом существенно сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности (с 14,3 до 10 процентов) и от собственности (с 8,2 до 2,5 процента). Если дополнительно учитывать долю рабочих мест в сферах, финансируемых государством (оборонная промышленность, образование, здравоохранение и т.п.), то население Омской области слишком зависимо от состояния бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Омской области не может считаться достаточно сбалансированным, что создает проблемы для развития Омской области, которая существенно уступает другим субъектам Российской Федерации по уровню сбалансированности консолидированного бюджета из-за постоянного отставания доходов от объема расходов. В период 2007 - 2011 годов сохранялся дефицит консолидированного бюджета Омской области.

Все это приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 году составлял 34 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области. Этот показатель еще далек от критического значения, но текущие темпы экономического роста, рост социальных и прочих бюджетных обязательств, необходимость инвестирования значительных объемов средств в развитие инфраструктуры и прочие проекты развития могут стать причинами роста долговых обязательств Омской области до критического уровня. Кроме того, дефицит консолидированного бюджета Омской области ограничивает потенциал экономического развития Омской области и сдерживает выполнение социальных задач.

 

Глава 3. Оценка инвестиционного климата Омской области

 

3.1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности

В Омской области разработана и принята нормативно-правовая база, обеспечивающая благоприятные условия для инвесторов:

  1. Закон Омской области от 3 февраля 2012 года № 1426-ОЗ. Законом внесены изменения в Закон Омской области "О налоге на имущество организаций" и Закон Омской области "Об установлении пониженной ставки по налогу на прибыль организаций", предусматривающие установление на определенный период времени пониженных налоговых ставок по налогу на имущество и налогу на прибыль для организаций, осуществляющих инвестиции в развитие агропромышленного и нефтехимического кластеров, а именно в создание производств полипропилена, биоэтанола, комбикормов, мяса и мясопродуктов, разведения сельскохозяйственных животных. [9]
  2. Закон Омской области от 29 ноября 2012 года № 1487-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области", предусматривающий установление дополнительных налоговых преференций для инвесторов:

- пониженной ставки по налогу  на имущество в размере 0,01 % для  вновь созданных после 1 января 2013 года промышленных и сельскохозяйственных  организаций, средняя численность которых составляет не менее 50 человек, – в отношении имущества производственного назначения, созданного и (или) приобретенного за плату и не бывшего в эксплуатации;

- пониженных ставок по налогу  на имущество в размере 1,1 % (в отношении имущества производственного назначения, созданного и (или) приобретенного за плату и (или) введенного в эксплуатацию после 1 января 2013 года) и по налогу на прибыль в размере 13,5 % для организаций, получивших инвестиционный налоговый кредит.

  1. Закон Омской области от 11 декабря 2012 года № 1497-ОЗ  
    "О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности", в рамках которого установлены следующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- предоставление инвестиционных площадок;

- предоставление имущества, находящегося в собственности Омской области;

- предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг;

- предоставление государственных гарантий Омской области;

-  установление пониженных ставок по налогам.

4. Закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1505-ОЗ "Об инвестиционном налоговом кредите", которым установлена возможность предоставления инвестиционных налоговых кредитов для:

Информация о работе Инвестиционный климат в Омской области