Инвестиционная привлекательность инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать сущность и содержание экономической категории "инвестиции" с точки зрения их инновационной привлекательности;
выявить основные факторы инвестиционной привлекательности и их влияние на рост экономических систем;
проанализировать процесс инвестирования и поиска инвесторов для реализации проекта;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности……………………………………………………..6
1.1 Значение и сущность инвестиционной привлекательности………….6
1.2 Анализ инвестиционной привлекательности предприятия…………..7
1.3 Факторы инвестиционной привлекательности………………………10
1.4 Критерии инвестиционной привлекательности……………………...11
1.5 Обоснование экономической эффективности проекта……………....14
Глава 2 Привлечение инвестиций в инновационный проект…………………..15
2.1 Привлечение инвестиций……………………………………………...15
2.2 Процесс инвестирования……………………………………………...16
2.3 Источники финансирования инновационной деятельности………...20
2.3.1. Инвестиции фирмы в процесс создания нововведений…...20
Заключение………………………………………………………………...…….30
Библиографический список………………………………………………….…32
Приложения………………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, ИМ.docx

— 88.41 Кб (Скачать файл)

Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют  возмещения в натуральной форме  после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные  денежные средства (путем включения  амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения воспроизводства  основного капитала предприятий. Кроме  того, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, на которые по установленным  нормам (% от балансовой стоимости) начисляется  амортизация. Однако такие объекты  не требуют возмещения до истечения  нормативного срока службы. Необходимость  обновления основных фондов, вызванная  конкуренцией товаропроизводителей, заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования  накопления для последующего вложения и использования. Ускоренная амортизация  может осуществляться путем искусственного сокращения нормативных сроков службы основных фондов и соответственно увеличения норм амортизации (не более чем в 2 раза). Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для  замены физически и морально устаревшей техники на новую, более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается база налогооблагаемой прибыли, а следовательно сумма налога.

 

6. Финансирование более  долгосрочного инновационного проекта  из доходов от параллельных  этому проекту более краткосрочных проектов. Данный вид финансирования еще называют пакетированием долгосрочного инновационного  проекта с краткосрочными коммерческими с целью поддержания более масштабного инновационного проекта прибылями от реализации точечных. Метод представляется достаточно реальным и оперативным при условии выбора все время наиболее прибыльных и менее затратных видов вспомогательной коммерческой деятельности. Одной из проблем, возникающих впоследствии, по мнению специалистов является постепенное замещение долгосрочных проектов с большим периодом окупаемости краткосрочными, дающими быструю отдачу.

 

7. Реализация излишних  и сдача в аренду (или лизинг) временно высвобождаемых активов.  Реализация излишних активов  с вложением полученных средств  в осуществление проекта увеличивает  капитал фирмы и данный метод по мере своего осуществления трансформируется в самофинансирование. Часто это является вынужденным шагом, который характерен для малых инновационных фирм разных форм собственности, не способных мобилизовать заемные средства. Что же касается такой формы финансирования как лизинг (leasing), то сейчас это перспективный вид бизнеса. По своей сути лизинг близок аренде с единственным только различием, что в лизинговой сделке участвуют 3 участника (фирма-лизингодатель, фирма-лизингополучатель и банк). В отличие от арендатора лизингополучатель не только получает объект в длительное пользование. На него возлагаются традиционные обязанности покупателя, связанные с правом собственности: оплата имущества, возмещение потерь от случайной гибели имущества, его страхование и техническое обслуживание, а также ремонт. В случае выявления дефекта в объекте лизинговой сделки лизингодатель считается сво­бодным от гарантийных обязательств, и все претензии лизингополучатель непосредственно предъявляет поставщику. Но, в случае, когда инновационная фирма сдает в аренду временно высвобождаемые активы, она таким образом превращается в лизинговую компанию, что позволяет получать ей постоянные доходы в виде арендных платежей за использование объектов лизинга. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, различных видов специальной техники, транспортных средств, а также сооружений производственного характера. Объектом лизинга не может быть земля и другие природные объекты.

 

8. Заклад имущества. Документом, опосредующим в данном случае отношения между должником и кредитором является закладная. Это ценная бумага, вид долгового обязательства, по которому кредитор в случае невозвращения долга заемщиком получает ту или иную недвижимость (земля, строения). В инновационной сфере закладная возникает, когда на стоимость залога заемщика (в данном случае - инновационной фирмы) предоставляется кредит, обеспечением которого служит искомый залог. Залог возникает из договора или закона. Кредитор-залогодатель имеет право при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, получить компенсацию из стоимости заложенного имущества путем его продажи.

 

9. Доходы от продажи  технологий и ноу-хау. Данный  способ финансирования безусловно является несколько специфическим, поскольку на первый взгляд может показаться неэффективным торговать лицензиями на технологии производства инновационных товаров, а не самими товарами. Но существуют определенные причины, которые побуждают инновационные фирмы так поступать. Считается, что выгодно продавать технологию, а не конечный продукт, когда:

 

    • инновационная фирма не имеет в достаточном количестве своих ресурсов для самостоятельного освоения производства конечного продукта;

 

    • фирма не имеет опыта и сбытовых возможностей для торговли конечным товаром на новых рынках;

 

    • фирма сталкивается на ряде рынков со всевозможными таможенными барьерами (высокие пошлины, ввозные квоты, необходимость постройки сборочных предприятий на территории данной страны);

 

    • продажа технологий может сопутствовать долговременному экспорту сопутствующих товаров фирмы;

 

    • фирма хочет купить какую-то технологию, предлагаемой только взамен ее собственной технологии (перекрестное лицензирование);

 

    • фирма уходит с рынка (технология продается бывшим конкурентам);

 

    • товар, производимый по технологии, является морально устаревшим, но привлекательным для некоторых рынков.

 

Так или иначе, продавая технологии, инновационная фирма, с одной  стороны, получает необходимые инвестиции, но с другой - создает себе новых  или усиливает существующих конкурентов, упускает часть прибыли, которую, освоив технологию, могла бы получить или  попросту теряет контроль над ней.

 

10. Форфейтинг является своеобразной формой трансформации коммерческого кредита в банковский; применяется он в том случае, когда у покупателя (в данном случае, инновационной фирмы) нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства. Покупатель ищет продавца товара, который ему необходим и, заручившись предварительным согласием коммерческого банка (третьего участника сделки), договаривается о его поставке на условиях форфейтинга. После заключения контракта на поставку необходимой продукции инновационная фирма передает продавцу комплект векселей[1], общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит. Продавец товара передает полученные от инновационной фирмы векселя банку без права оборота на себя и сразу получает деньги за реализованный товар. Оговорка "без права оборота на себя" освобождает продавца от имущественной ответственности в случае, если банк не сумеет взыскать с векселедателя указанные в векселе суммы. Таким образом, фактически данный метод финансирования сродни коммерческому кредиту, который оказывает банк. В некоторых случаях (неблагоприятная кредитная история покупателя) банк может потребовать безусловной гарантии платежа в виде залога каких-либо своих активов.

 

11. Факторинг. Это комплекс  финансовых услуг, оказываемых  банком клиенту в обмен на  уступку дебиторской задолженности.  Для инновационной фирмы эти  услуги могут включать: финансирование  поставок товаров, страхование  кредитных рисков, учет состояния  дебиторской задолженности и  регулярное предоставление соответствующих  отчетов клиенту контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами. Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу банк выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах мира размер досрочного платежа составляет от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки за вычетом суммы досрочного платежа и за вычетом комиссии банка) выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму. Поскольку факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала, договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и будет действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.

 

 

Источники косвенного финансирования инновационных проектов

 

1. Покупка и аренда  материально-технических средств,  любого материального имущества  и прочих имущественных прав  в кредит на срок, увязанный  со сроком реализации инновационного  проекта и получения от него  прибылей, за счет которых будет  обслуживаться и погашаться товарный кредит;

 

2. Покупка при той же синхронизации с ожидаемыми доходами от проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку (с получением прав пользования ими без прав собственности, которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования);

 

3. Приобретение лицензии  на технологию, заложенную в инновационный  проект, с полным комплектом услуг  и поставок при оплате лицензии  исключительно в форме "роялти" (процента, в данном случае весьма  высокого, от объема продаж продукции,  услуг, освоенных по лицензии);

 

4. Размещение акций и  иных видов ценных бумаг с  оплатой непосредственно в форме  поставок или сдачи в аренду  потребных материально-технических  (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау)  ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости  размещенных бумаг);

 

5. То же при привлечении  вкладов в натуре от партнеров  в уставные фонды собственного  либо целевого совместного предприятия,  в обеспечение совместных проектов  или консорциумов;

 

6. Привлечение трудовых  ресурсов, найм работников с оплатой в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

 

Суть данных методов финансирования очевидна и сводится к тому, что  обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами - минуя стадию привлечения  денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму  и развитию экономики, с помощью  инвестиций создаются новые предприятия  и, соответственно, дополнительные рабочие  места, расширяются действующие  производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов  товаров и услуг.

Проблема привлечения инвестиций является одной из главных в преодолении последствий экономического спада. Поэтому проблема оценки инвестиционной привлекательности становится первоочередной, а работы по оценке инвестиционной привлекательности хозяйственных объектов актуальными.

В экономической литературе до настоящего времени отсутствует  единый подход к определению понятия "инвестиционная привлекательность". Некоторые авторы отожествляют инвестиционную привлекательность и финансовое состояние предприятий. Другие же считают, что она напрямую связана со стадией  его жизненного цикла. По мнению ряда авторов, инвестиционная привлекательность  зависит от трех условий: благоприятной  инвестиционной ситуации, инвестиционного  климата в отрасли и регионе, а также от наличия преимуществ, которые принесут инвестору дополнительную прибыль или уменьшат риск.

Инвестиционная привлекательность - понятие, которое применимо к отрасли, региону и к конкретному инвестиционному объекту (проекту), и свидетельствует только о том, насколько тот или иной инвестиционный объект соответствует целям определенного инвестора.

Рост инвестиций стимулирует  и усиливается в процессе укрепления реального курса рубля. Основным источником инвестиционных ресурсов выступают собственные средства предприятий, при этом низкие процентные ставки на мировом финансовом рынке создают благоприятные условия для заимствований крупнейших компаний, привлекая в экономику дополнительные инвестиционные ресурсы.

Для успешного ведения  конкурентной борьбы,  получения  максимальной прибыли от ведения  хозяйственно-экономической деятельности, необходимо внедрение инноваций. В  этой связи и проявляется повышенный интерес к объектам интеллектуальной собственности, а, следовательно, и  инновационной деятельности хозяйствующих  субъектов со стороны инвесторов, государства и прочих заинтересованных лиц. Однако инновационное развитие предприятий требует концентрации финансовых, материальных, научно-технических  и человеческих ресурсов. На практике большинство инновационных проектов прекращается еще до запуска или  проваливается на стадии коммерциализации. В связи с этим важной управленческой задачей является отбор сильных  проектов для инвестиций.

При этом оценка инновационного проекта во многом зависит от его  внутренних характеристик – специфики  продукции или услуг, рыночного  спроса на них, технологических особенностей производства, квалификации работников и корпоративной культуры компании и т.д. Значительное влияние также оказывают внешние факторы - политическая и экономическая ситуация в стране, инвестиционная привлекательность страны и ее отдельных регионов, поддержка инновационных проектов со стороны государства и частных инвесторов. То есть при оценке стоимости проекта стоит учитывать значительное число микро- и макроэкономических факторов. К тому же, процедуру оценки значительно усложняет необходимость учитывать большое число показателей, которые зачастую противоречат друг другу, и жесткие временные рамки.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность инновационных проектов