Инвестиционная привлекательность инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать сущность и содержание экономической категории "инвестиции" с точки зрения их инновационной привлекательности;
выявить основные факторы инвестиционной привлекательности и их влияние на рост экономических систем;
проанализировать процесс инвестирования и поиска инвесторов для реализации проекта;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности……………………………………………………..6
1.1 Значение и сущность инвестиционной привлекательности………….6
1.2 Анализ инвестиционной привлекательности предприятия…………..7
1.3 Факторы инвестиционной привлекательности………………………10
1.4 Критерии инвестиционной привлекательности……………………...11
1.5 Обоснование экономической эффективности проекта……………....14
Глава 2 Привлечение инвестиций в инновационный проект…………………..15
2.1 Привлечение инвестиций……………………………………………...15
2.2 Процесс инвестирования……………………………………………...16
2.3 Источники финансирования инновационной деятельности………...20
2.3.1. Инвестиции фирмы в процесс создания нововведений…...20
Заключение………………………………………………………………...…….30
Библиографический список………………………………………………….…32
Приложения………………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, ИМ.docx

— 88.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, инструментом для разработки управленческих решений, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности и финансового  состояния предприятия, выступает  экономический анализ.

Следует различать понятия  «инвестиционная привлекательность» и «финансовое состояние предприятия». Финансовое состояние предприятия  представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов, т.е. дает представление  о текущем состоянии активов  и обязательств предприятия в целом.

Показатели, характеризующие  финансовое состояние предприятия, рассчитываются по стандартным методикам, т.е. его практически всегда можно  определить исходя из нескольких формальных критериев: показатели ликвидности  и финансовой устойчивости (соотношение  собственного и заемного капитала, а также соотношение групп  активов и пассивов различной  степени срочности), показатели деловой  активности (оборачиваемость) и рентабельности.

Более точно определить инвестиционную привлекательность предприятия  можно с учетом сложившейся макроэкономической ситуации и вероятных путей ее развития, состояния и перспектив развития отрасли, социально-экономического положения и перспектив развития региона.

В то же время инвестиционная привлекательность предприятия  — это оценка степени возможности  предприятия (проекта) за счет будущих  доходов окупить первоначальные вложения и принести дополнительную прибыль от инвестиций. При этом нормальное финансовое состояние предприятия  является положительным моментом в  оценке его инвестиционной привлекательности. Оно свидетельствует о хорошей  «стартовой позиции» предприятия при  реализации инвестиционной программы (проекта).

В ряде случаев предприятие  может быть оценено как инвестиционно привлекательное и при неудовлетворительном финансовом состоянии. Это может быть обусловлено высокой рентабельностью в отрасли, перспективой развития нового рынка, т.е. при условиях, когда возможный уровень будущих доходов окажется достаточно высоким, чтобы перекрыть влияние фактора неудовлетворительного финансового состояния предприятия.

Анализ инвестиционной привлекательности  предприятия может проводиться  с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей  и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа инвестиционной привлекательности и финансового  состояния предприятия могут  выступать:

- Кредиторы, в первую  очередь банки, которые заинтересованы  в информации, позволяющей им  определить риск невозвратности  ссуд и кредитов и причитающихся  по ним процентов.

- Инвесторы, которые представляют  интересы капитала. Их интересует  степень выгодности вложений (инвестиций) в предприятие, а также потенциальный  риск их потери. Чем устойчивее  финансовое положение предприятия,  тем менее рискованны и более  выгодны инвестиции в него.

Инвесторы при проведении анализа инвестиционной привлекательности  и финансового состояния выясняют:

- причины, обусловившие  успешность деятельности предприятия  в прошлом и перспективы получения  прибыли;

- тенденции изменения  (рост, стабильность или спад) прибыли,  рентабельности продукции и имущества  (получаемой нормы прибыли на  капитал);

- текущее финансовое положение  предприятия и факторы, способные  оказать на него влияние в  ближайшем будущем;

- структуру капитала предприятия,  риски и преимущества с точки  зрения инвестора;

- рейтинг предприятия  по соответствующей отрасли;

- прогноз цен на акции  предприятия и его конкурентов  во взаимосвязи с общими тенденциями  на фондовом рынке.

При такой постановке целей  анализ инвестиционной привлекательности  и финансового состояния становится связующим звеном между предприятием, его инвесторами и фондовым рынком.

- Акционеры и собственники, которых интересует прибыльность  предприятия и его стабильность  в будущем, поскольку с этими  данными связаны наличие и  размер дивидендов, а также степень  риска при покупке акций. Им  также важна информация о степени  рискованности сделанных инвестиций.

- Менеджеры и руководители  предприятия, которым необходима  информация об эффективности  использования имущества, собственного  капитала, о рентабельности продукции,  норме прибыли, получаемой на  вложенный капитал.

При проведении инвестиционного  анализа администрация предприятия  ставит следующие цели и решает соответствующие  задачи для их достижения:

- разработка стратегии  и тактики предприятия;

- рациональная организация  финансовой деятельности предприятия;

- повышение эффективности  управления ресурсами. Руководители  и менеджеры предприятия определяют  направление инвестиционной политики  предприятия, стараясь максимизировать эффект своей инвестиционной деятельности, который может быть экономическим или внеэкономическим (социально ориентированным) .

Следует отметить важность полного учета и количественной оценки рисков проектов инвесторами  при оценке инвестиционной привлекательности  предприятия (проекта) и принятии решения  об инвестировании.

Существуют проекты, оцениваемые  как высокодоходные, но с высоким  уровнем рисков, например венчурные  инвестиции, вложения в проекты создания и продвижения на рынок новых  товаров и услуг, создания новых  технологий, расширение действующих  и выход на новые рынки сбыта. Также можно осуществлять вложения, которые приносят относительно невысокие  доходы, но с минимальными рисками, например покупка ценных бумаг, выпускаемых (эмитируемых) государством, покупка  привилегированных акций и обыкновенных акций компаний — «голубых фишек», т.е. лидеров российского фондового рынка. В связи с этим специалисты выделяют следующие категории инвесторов:

- расположенные к риску,  предпочитающие вложения в рисковые  проекты (высокая доходность —  высокий риск);

- не расположенные к риску (невысокая доходность — минимальный риск);

- нейтральные к риску (средняя доходность — средний риск).

 Таким образом, экономические  интересы инвесторов лежат в области оценки риска и доходности инвестиционных проектов, способности предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды. Инвестиционная привлекательность предприятия очень важна для расширения круга инвесторов. При этом уже работающие с предприятием инвесторы при повышении его финансовой устойчивости могут вложить в него дополнительные средства. Следовательно, финансовая устойчивость обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию предприятия.

 

1.3 Факторы инвестиционной  привлекательности

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных  проектов и программ можно разделить  на две группы: финансово- экономические  и внеэкономические. В большинстве  случаев инвестора привлекают высокие  финансовые показатели, однако существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели. Тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности  инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора нет достаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность  инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора.

С экономической точки  зрения инвестиционная привлекательность  определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так  и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.

1.4 Критерии инвестиционной привлекательности

 

Движущие мотивы финансирования инновационной  деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.

Цена собственного капитала

Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации:

 

, где

 

Cs - цена собственного капитала;

р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании(p/e-ratio);

U - акционерный капитал;

А - амортизационный фонд;

М - прибыль;

В - безвозмездные поступления.

 

Цена собственного капитала для  самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора.

Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена привлеченного капитала

Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам:

 

, где:

 

Сinv - цена привлеченного капитала;

ki - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;

Vi  - объем привлеченных средств;

m - число источников привлеченных средств.

 

Цена привлеченного капитала зависит  от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.

Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного  капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.

Цена капитала

Цена капитала - отношение  общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов

, где:

 

WACC - средневзвешенная цена капитала;

ki - цена i-го источника;

di - доля i-го источника в капитале компании.

 

Цена капитала определяет нижнюю границу  доходности инновационного проекта - норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:

  • цену собственного капитала;
  • цену привлеченного капитала;
  • структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).

Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта.

Норма прибыли для инноватора

Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании-инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг.

Механизм влияния конкуренции  на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности, ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность инновационных проектов