Венчурное финансирование: особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня ключевыми факторами экономического роста являются темпы и масштабы внедрения новых технологий, вовлеченность субъектов экономики в механизмы научного и технологического развития. Устойчивый экономический рост, основанный на инновационном развитии экономики — сложный динами-ческий процесс, в котором проблемы эффективного использования финансовых ресурсов, поиска источников финансирования и привлечения инвесторов тесно связаны с формированием новых знаний, технологическим освоением научных открытий, внедрением нововведений с учетом современных форм управления и организации бизнеса.
Одним из таких механизмов является венчурное (рисковое) финансиро-вание нововведений.

Содержание

Введение 3
1 История возникновения и развития «рискового» бизнеса 6
2 Особенности организации и функционирования фондов венчурного капитала 15
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и пути решения 27
Заключение 34
Список использованных источников.……………………………..……………37
Приложение А 39
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 41
Приложение Д 42
Приложение Е 42

Вложенные файлы: 1 файл

___venture_finance.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

Уставный фонд Белорусской венчурной компании будет формироваться из средств бюджета. На одной из пресс-конференций председатель ГКНТ сказал: «Первоначально компания будет создаваться на базе Белорусского инновационного фонда. Фонды территориальных венчурных компаний будут формироваться из разных источников, в том числе – средств республиканского и местных бюджетов» [13].

В Республике Беларусь потенциальными венчурными инвесторами  выступают: государственный сектор, крупные промышленные предприятия, институциональные инвесторы (инновационные, инвестиционные, пенсионные, взаимные и благотворительные фонда, страховые организации, кредитные союзы), банки, иностранные фонды прямых и венчурных инвестиций, региональные венчурные фонды международных банков, транснациональные компании, национальные и иностранные индивидуальные инвесторы (бизнес-ангелы). К сожалению, банки играют пассивную роль в финансировании инновационных проектов, т.к. важнейшей задачей деятельности банков является безопасное обеспечение денежных операций, что противоречит вложению средств в рисковые инвестиционные проекты. Остальные потенциальные источники финансирования венчурных фондов в недостаточной мере ознакомлены с принципами и культурой ведения венчурного бизнеса. Бизнес-ангелы вообще никак не упоминаются в законодательстве. Соответственно, государство еще не готово учитывать их интересы.

Возможно, привлечение банков к участию в формировании ресурсов венчурных фондов, причем, не только банков, действующих в республике в настоящий момент, но и иностранных. Например, посредством внесения соответствующих дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь можно законодательно увязать право иностранных банков открывать в Беларуси свое представительство либо филиал с представлением с их стороны определенного объема ресурсов для венчурного финансирования инновационной деятельности на ее территории. Учитывая слабость национальных институциональных инвесторов, аналогичный подход может быть применен и в отношении зарубежных страховых компаний. Принцип должен быть следующим: если иностранная страховая компания желает оказывать страховые услуги в Беларуси и открыть на ее территории свое представительство либо филиал, пусть участвует в качестве акционера в белорусских венчурных фондах и предоставит в определенном объеме, закрепленном законодательно, финансовые ресурсы для поддержки новаторской деятельности в республике. Путем решения данной проблемы должно быть предоставление упрощенных процедур регистрации, гарантирование возврата прибыли, льготное налогообложение для иностранных организаций, участвующих в совместном финансировании высокотехнологичных проектов.

В процессе формирования механизма венчурного финансирования нельзя сбрасывать со счетов и физических лиц в качестве потенциальных инвесторов. Необходимо предусмотреть специальные льготы по подоходному налогу в отношении граждан, вкладывающих свои денежные средства в белорусские венчурные фонды. Кроме того, белорусское государство со своей стороны должно выступить гарантом обязательного возврата физическим лицам части сбережений (в определенном объеме), вложенных ими в определенный фонд и утраченных вследствие его банкротства.

Несмотря на все сложности организации венчурного бизнеса в Беларуси, государство  и независимые инвесторы содействуют  развитию данной сферы.

Международная научно-практическая конференция «2-й  Белорусский инновационный форум» состоялась в Минске 18-19 ноября 2010 года. Среди важнейших задач мероприятия были оценка состояния Национальной инновационной системы, обмен опытом и выработка рекомендаций, направленных на ускорение инновационного развития Республики Беларусь. Организаторами этого главного ежегодного мероприятия, посвященного обобщению национального, зарубежного опыта и теории инновационной деятельности, выступил Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский инновационный фонд, Республиканский центр трансфера технологий, Парк высоких технологий, ряд министерств и государственных концернов и др.

В оргкомитет по проведению 2-ого Белорусского инновационного форума в 2010  оду поступило около 400 заявок на участие в международной научно-практической конференции. Это практически вдвое больше, чем в 2009 году. Примечательно, но по сравнению с предыдущим годом, значительно расширилась и география участников конференции – это Литва, Латвия, Россия, Италия, Швеция, Германия, Австрия, Швейцария, Украина, Казахстан и Иран.

Работа конференции  проходила по 8 секциям:

  • политика и законодательство в области инновационной деятельности;
  • система финансирования инновационных проектов, включая коммерциализацию исследований;
  • политика и законодательство в области трансфера технологий и защиты прав интеллектуальной собственности;
  • государственно-частное партнерство в области трансфера технологий и создания инновационных предприятий;
  • технологическое предвидение как инструмент инновационного развития;
  • международная интеграция в инновационной деятельности;
  • белорусско-российский научно-практический семинар по сотрудничеству в области научной и инновационной деятельности;
  • научно-практический семинар «Молодежное инновационное предпринимательство».

В рамках форума впервые прошла Белорусская венчурная  ярмарка, на которой состоялась презентация  инвестиционных проектов в сфере  новых и высоких технологий. В  настоящее время каждая область  и город Минск представили более 400 предложений. Кроме того, в рамках форума состоялась презентация проектов молодых ученых НАН Беларуси и достижений предприятий иранского технопарка «Парадиз» в области нано- и биотехнологий [5].

В рамках 3-го Белорусского инновационного форума, прошедшего в Минске 12-14 октября 2011 года, была проведена оценка состояние Национальной Инновационной системы, а также перспектив развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и странах СНГ.

4-й Белорусский инновационный форум прошел в Минске 15-16 ноября 2012 года. Белорусский инвестиционный форум стал самым масштабным мероприятием подобного рода в Беларуси. Он позволил 600 участникам из более чем 40 стран получить полную и достоверную информацию о значительном инвестиционном потенциале Беларуси, в том числе о возможностях, открывшихся в связи с формированием Единого экономического пространства.

На пленарном  заседании состоялось выступление  Премьер-министра Михаила Мясниковича, Министра экономики Николая Снопкова, заместителя Генерального секретаря  ЮНКТАД Петко Драганова, Председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко и др.

В рамках Форума была организована презентация 23 перспективных инвестиционных проектов Беларуси, на общую сумму инвестирования более 1 миллиарда долларов. В дни Форума в Минске было подписано 12 протоколов об инвестиционных намерениях в различных сферах экономики: энергетике, пищевой промышленности, фармацевтики и др.

Чуть больше года назад в Минске прошел первый Стартап-Уикенд (Minsk Startup Weekend). Это был полуторадневный марафон по рассмотрению и оценке новых бизнес идей и проектов. Авторы идей искали инвесторов, способных поддержать их начинания в сфере новых технологий. Интерес к мероприятию оказался очень велик – как со стороны авторов бизнес-проектов, так и со стороны экспертов и инвесторов [24].

Организаторы Minsk Startup Weekend использовали американскую методику презентации проектов, известную как «ЭлеваторПитч». То есть, «стартапщик» дожжен представить себе, что он неожиданно оказался в одной кабине лифта с инвестором. И всего за две минуты («пока движется лифт») должен донести до инвестора суть своей идеи, заинтересовать его.

Всего на первом Minsk Startup Weekend было представлено более 15 бизнес-проектов. Не все были связаны с IT-сферой, но все были однозначно сырые с точки зрения маркетинга и финансов. Заключения специалистов показывают, что в белорусском венчурном бизнесе еще отсутствует методика взаимоотношений предпринимателей и инвесторов. Данный факт лишний раз подчеркивает необходимость создания комплекса мероприятий для повышения квалификации в сфере инновационного менеджмента, венчурного финансирования и управленческой этики. Для решения этой проблемы необходимо организовать разнообразные коучинг-программы, программы стажировок на иностранных венчурных и инновационных предприятиях и сотрудничества с государственными органами стран, добившихся выдающегося успеха в сфере венчурного капитала.

15 ноября 2012 года 15 стартапов, отобранных из сотен заявок на участие, представили презентации своих бизнес-проектов потенциальным инвесторам стран СНГ и Европы на Startup Day в Минске. День стартапов проходил в Беларуси в рамках VII Белорусского инвестиционного форума впервые. Организовали это мероприятие ГУ «Национальное агентство по инвестициям и приватизации» и Центр поддержки предпринимательства ООО «Стартап технологии».

«Помимо целей  привлекать инвестиции в страну и  устанавливать контакты с инвесторами  у Белорусского инвестиционного  форума есть и сверхзадача: демонстрировать  иностранному бизнесу, что его очень  рады видеть в Беларуси, что у нас в стране реализуется государственно-частное партнерство, поддерживается деловая инициатива. Startup Day был включен в программу инвестиционного форума именно поэтому», - объясняет идею проведения Дня стартапов в рамках форума директор ГУ «Национальное агентство по инвестициям и приватизации» Дмитрий Клевжиц. 

День стартапов  – событие, к которому 15 конкурсантов-стартаперов  полтора месяца готовились вместе с  командой экспертов и инвесторов, которые помогали молодым предпринимателям проанализировать идею, составить грамотный бизнес-план и презентацию, отрепетировать выступление, чтобы в итоге получить инвестиции от заинтересованных инвесторов разных стран.

Однако неопытность  страны в сфере инновационного бизнеса  не в силах отрицать тот факт, что Беларусь обладает здоровым климатом для внедрения механизмов венчурного предпринимательства.

Организация ООН  по торговле и инвестициям (ЮНКТАД) представила обзор инвестиционной политики в Беларуси на Белорусском инвестиционном форуме в ноябре 2010 года во Франкфурте-на-Майне. А. Брук, представитель ООН / ПРООН в Беларуси, считает, что в обзоре дана очень позитивная и конструктивная оценка инвестиционного климата в Беларуси. При этом он напомнил, что в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса-2009" Беларусь вновь вошла в первую десятку стран-реформаторов условий для ведения бизнеса. Инвестиционный климат в Беларуси стал более благоприятным, значительно усовершенствовалось законодательство в этой сфере.

В целях продолжения  работы по созданию инновационной экономики была разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Государственная программа). Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Концепция). Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.

Подводя итоги  рассмотрению возможностей Беларуси к  созданию функционирующего механизма венчурного предпринимательства, будет правильным отметить главные приоритеты в реструктуризации предпринимательства Беларуси. Главными задачами государства по привлечению внимания к венчурному финансированию являются:

    • Создание законодательной базы для полноправного функционирования венчурных фондов;
    • Осуществление финансовой поддержки в виде создания фондов венчурного капитала;
    • Содействие повышению квалификации в сфере «рискового» бизнеса;
    • Поощрение малых предприятий с большим инновационным потенциалом в виде налоговых льгот;
    • Развитие информационной инфраструктуры для конвергенции опыта зарубежных и отечественных предприятий.

Реализация  государственной инновационной  политики в целом невозможна без формирования необходимой правовой базы, определяющей порядок функционирования венчурного. Государственная финансовая поддержка венчурной деятельности является также обязательным условием для запуска и развития устойчивой венчурной индустрии в условиях сегодняшнего недостаточного развития научно-технологической и инновационной сфер в Беларуси.

Анализируя  мировую практику, можно говорить о том, что результатом успешной организационно-правовой и экономической  реализации проекта по формированию венчурных инвестиций в стране будет:

    • Более активное развитие передовых отраслей промышленности;
    • Рост занятости высококвалифицированных кадров;
    • Увеличение доходов республиканского бюджета за счет налоговых отчислений от успешных венчурных проектов;
    • Обеспечение для белорусской экономики дополнительного притока инвестиций [25].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Глобальный  финансовый кризис большинство государственных деятелей и ученых рассматривают как трамплин для будущего экономического роста на основе инновационных технологий. Саммит «Большой двадцатки» 11-12 ноября 2010 года отметил, что «глобальный кризис приведет к глобальному инновационному обновлению. В свою очередь инновационные технологии создадут реальную возможность для резкого ускорения в развитии мировой экономики.

Стимулирование  инновационных процессов является одним из важнейших условий экономического развития. Для стран, стремящихся к лидерству на международном рынке, задача повышения инновационной активности становится первоочередной. Развитие венчурного финансирования является необходимым и неотъемлемым условием для создания эффективно функционирующей экономики.

Информация о работе Венчурное финансирование: особенности в современных условиях