Венчурное финансирование: особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня ключевыми факторами экономического роста являются темпы и масштабы внедрения новых технологий, вовлеченность субъектов экономики в механизмы научного и технологического развития. Устойчивый экономический рост, основанный на инновационном развитии экономики — сложный динами-ческий процесс, в котором проблемы эффективного использования финансовых ресурсов, поиска источников финансирования и привлечения инвесторов тесно связаны с формированием новых знаний, технологическим освоением научных открытий, внедрением нововведений с учетом современных форм управления и организации бизнеса.
Одним из таких механизмов является венчурное (рисковое) финансиро-вание нововведений.

Содержание

Введение 3
1 История возникновения и развития «рискового» бизнеса 6
2 Особенности организации и функционирования фондов венчурного капитала 15
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и пути решения 27
Заключение 34
Список использованных источников.……………………………..……………37
Приложение А 39
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 41
Приложение Д 42
Приложение Е 42

Вложенные файлы: 1 файл

___venture_finance.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

Что касается недостатков работы ОАО  «РВК», то, как показала комплексная проверка эффективности управления имущественными взносами Российской Федерации, ОАО "РВК" предпочитала направлять средства не на основную деятельность, а на депозиты в банки: за указанный период в венчурные проекты всего было инвестировано 5,45 млрд. российских руб. из уставного капитала ОАО "РВК", а остальные средства, более 25 млрд. российских руб., оставались в банковских вкладах.

Большинство экспертов венчурного рынка Российской Федерации не согласны с такой оценкой деятельности ОАО "РВК". В частности, ими отмечается, что хранение свободных средств на депозитах прямо прописано в Уставе ОАО "РВК". Более того, объём создаваемых с участием ОАО "РВК" фондов прямо увязан с реальными потребностями рынка. По мере роста этих потребностей будет увеличена капитализация существующих, а также созданы новые фонды

Несмотря на это ОАО "РВК" успешно  развивает свою международную деятельность с целью импорта современных технологий, приобретения знаний и ноу-хау технологического предпринимательства, а также с целью поддержки выхода российских высокотехнологических компаний на глобальные рынки.

В соответствии со Стратегией развития, Положением об инвестиционной политике и Направлениями работы ОАО «РВК» на 2011–2013 годы ОАО "РВК" планирует существенно нарастить инвестиции в инновационные компании и сформировать несколько новых специализированных фондов.

Ожидается, что в ближайшие годы ОАО «РВК» сыграет определяющую роль в развитии венчурного рынка и инновационной экосистемы в Российской Федерации [18].

В заключение следует выделить некоторые  преимущества венчурных фондов. Так  основным преимуществом венчурных фондов, как и любого другого вида инвестиционных фондов (в случае наличия официальной регистрации), для непосредственного вкладчика является освобождение от уплаты налога на прибыль. Налог на прибыль выплачивают лишь участники фонда в зависимости от своего дохода, сами же доходы, в отличие от инвестиционной компании, налогом не облагаются.

Также в активы венчурного фонда, в отличие от других видов фондов, могут входить долговые обязательства (векселя, облигации, договора займа) эмитентов, доля в корпоративных правах которых уже принадлежит данному фонду. Кроме того, активы венчурного фонда могут полностью состоять из корпоративных прав и ценных бумаг, не котирующихся на фондовой бирже или не получивших соответствующей рейтинговой оценки.

Кроме большей свободы действий, для компании по управлению активами интерес к венчурным фондам объясняется тем фактом, что, если для любого другого вида инвестиционного фонда вознаграждение менеджеров устанавливается в виде процента от величины активов, то в случае венчурного фонда к этой фиксированной сумме прибавляется процент от разницы между ценой актива в момент продажи и покупки.

Согласно исследованиям Европейской  ассоциации венчурного капитала, руководители большинства компаний, использующих этот капитал, уверены, что венчурные  фонды дают им не только финансы: лишь 12 процентов считают, что менеджеры компании по управлению активами, представленные в их совете директоров, являются только «менеджерами фондов», в то время как 52 процента уверены, что менеджеры выполняют функции «настоящих партнеров».

Даже сам факт использования  средств венчурного фонда создает  для компании положительный имидж, открывающий целый ряд других возможностей. На Западе развита индустрия предложения взаимосвязанных услуг: «венчурные юристы», бухгалтерские и аудиторские компании соглашаются работать с новыми компаниями почти бесплатно в расчете на высокий доход в будущем [27].

Однако создание новых венчурных  фондов, несмотря на более чем 30-летний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего – вследствие несовершенства национальных законодательств  как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры. И, тем не менее, в настоящий момент венчурные фонды получают  все более широкое распространение во всех странах мира.

 

3 ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Важным шагом  на пути экономики Беларуси к уровню максимальной эффективности стала  разработка государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., которая была утверждена Президентом страны в 2007 году и предусматривала реализацию 1302 инновационных проектов. В результате выполнения программы были открыты более 100 новых предприятий, созданы 286 новых производств, проведена модернизация 609 действующих предприятий на основе внедрения 888 передовых технологий [7].

Под венчурной  организацией, в соответствии с Положением о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1, понимается «коммерческая организация, создаваемая для осуществления инновационной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов» [19, с. 25].

Существует  несколько факторов, которые определяют степень развития венчурной деятельности в стране:

  • Возможности государственного (республиканского, местного) бюджета;
  • Цели экономической политики государства;
  • Наличие специалистов в данной области (инновационные менеджеры, консультанты, патентоведы);
  • Уровень развития инфраструктуры рынка (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий);
  • Наличие инновационного потенциала (НИОКР, патенты, ноу-хау);
  • Информационная поддержка венчурной деятельности; 
  • Налоговые и юридические условия создания предприятий;

 

Нужно учитывать, что в Беларуси на низком уровне (по сравнению со странами, где успешно  развивается венчурный бизнес) находится развитие малого предпринимательства. Также на низком уровне находится инновационность продукции и прогрессивность технологий. Неразвитым является фондовый рынок, отсутствуют в достаточном количестве специалисты в области экономики инноваций и управления венчурной деятельностью. Законодательная база также не способствует развитию отечественной венчурной деятельности. Несмотря на то, что число средних и малых предприятий быстро растет их вклад в общее производство товаров и услуг в Беларуси все еще крайне мал, представляя только 15,7 процентов валового внутреннего продукта в 2011 году (по данным Белстата), тогда как в 2010 этот показатель составлял всего 8 процентов. В приложении Е показано, что доля сектора средних и малых предприятий в ВВП в Беларуси ниже, чем в любой другой стране СНГ или стране с переходной экономикой, что отражает низкий уровень участия частного сектора в экономике. Сравнительные показатели занятости также указывают, что вклад малых предприятий в общую занятость в Беларуси ниже, чем в любой другой стране в регионе (за исключением Украины), представляя только 17 процентов от общей занятости.[2]

Мировая практика показывает, что чем больше отстает  страна в технологическом развитии, тем больше правительство должно сконцентрироваться на прямом финансировании инновационной деятельности. Учитывая ряд проблем в развитии инновационной сферы Беларуси, можно придти к выводу, что государственная финансовая поддержка является обязательным условием создания благоприятной сферы для существования венчурного бизнеса. Отечественные исследователи, подчеркивая важность нефинансовых методов стимулирования венчурного капитала, много внимания уделяют необходимости развития в Беларуси специализированных фондовых бирж и вторичного фондового рынка. Однако практика показывает, что простое развитие фондового рынка в странах с центральной ролью банков не всегда дает ожидаемый результат. С другой стороны, часть специалистов, особенно зарубежных, склонны считать, что Беларусь на сегодня просто не обладает таким инновационным потенциалом, чтобы в недалеком будущем выйти на фондовый рынок.

Исходя из анализа  норм действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, в качестве организационно-правовых форм венчурных фондов на сегодняшний день могут выступать все существующие формы хозяйствования. Тем не менее, по мере развития в республике венчурного предпринимательства, может возникнуть необходимость закрепления в Гражданском кодексе такого вида юридического лица, как венчурный фонд, в качестве самостоятельной организационно-правовой формы субъектов хозяйствования.

Важным вопросом в условиях современной Беларуси является формирование необходимой правовой базы, с одной стороны, регламентирующей порядок осуществления венчурной деятельности, а с другой — стимулирующей потенциальных инвесторов к участию в ее осуществлении. В этой связи представляется целесообразным разработать и принять на государственном уровне закон “О венчурной деятельности и мерах государственной поддержки ее осуществления”. В указанном нормативном правовом акте следует законодательно закрепить [22]:

  • основополагающие понятия, связанные с венчурной деятельностью (венчурный фонд, венчурная организация, венчурное финансирование, венчурный инвестор);
  • концептуальные основы, принципы, основополагающие характеристики национальной модели венчурного финансирования, место и роль в ней белорусского государства;
  • формы непосредственного государственного участия в механизме венчурного финансирования (в том числе, какие полностью государственные венчурные фонды следует создать, каким образом и в каких размерах государство будет принимать участие в формировании государственно-частных и частно-государственных венчурных фондов);
  • основные критерии инновационных проектов, при соблюдении которых возможно их финансирование из полностью государственных и государственно-частных венчурных фондов;
  • порядок проведения экспертизы инновационных проектов, финансирование которых предполагается осуществлять из средств полностью государственных и государственно-частных венчурных фондов;
  • создание государственных гарантийных фондов, которые позволят уменьшить риск финансирования венчурными фондами инновационных проектов и тем самым простимулируют их движение от более поздних этапов инвестирования к начальным;
  • меры государственной поддержки потенциальных венчурных инвесторов, в том числе иностранных (предоставление государственных гарантий, налоговых льгот);
  • меры государственной поддержки венчурных организаций, реализующих инновационные проекты, профинансированные венчурными фондами (прежде всего соответствующие налоговые льготы).

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы венчурные фонды и организации рассматривались как перспективные элементы национальной инновационной инфраструктуры. К сожалению, на сегодняшний день обозначенные программные положения носят декларативный характер, т.к. механизм венчурного финансирования пока не нашел реального воплощения в отечественной практике, а его формирование выступает в качестве одной из задач инновационной национальной политики [22].

А вот в государственной  программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы организация в Республике Беларусь венчурной деятельности, в том числе формирование эффективного механизма венчурного финансирования и привлечения средств частного капитала для финансирования инновационных проектов указывается, как одна из первоочередных задач. Образование венчурных фондов было запланировано на 2012 год как механизм реализации повышения эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.

В Беларуси единственной организацией, приближенной к венчурной, является Белорусский инновационный фонд, который выделяет финансовые ресурсы под проекты, финансируемые за счет бюджета на возвратной основе.

Деятельность  Белорусского инновационного фонда, призванного  в соответствии с Уставом содействовать созданию и развитию в республике новых высокотехнологичных производств, пока не помогает активизировать новаторство. Это связано с тем, что его средства выделяются заявителю инновационного проекта исключительно на принципах долевого (до 50 процентов общей стоимости проекта) финансирования, а у инициаторов многих потенциальных проектов далеко не всегда имеются в наличии средства и ресурсы, требующиеся хотя бы для частичного финансирования.

Создание системы  венчурного финансирования в Республике Беларусь направлено на формирование национальной инновационной системы, укрепление финансового рынка страны и соответствует мировым тенденциям инновационного развития. Создание правовых и организационных условий для развития венчурного финансирования и венчурного предпринимательства является одним из направлений по достижению целей реализации приоритетов инновационного развития Республики Беларусь. Положения и требования, установленные в проекте Указа, учитывают лучший мировой опыт развития венчурной деятельности в США, Европе, России и особенности развития законодательной базы и экономики Республики Беларусь.

Утверждаемое  согласно проекту Указа Положение  о венчурных организациях в Республике Беларусь, определяет особенности налогообложения венчурной деятельности и основные формы осуществления венчурной деятельности, механизмы создания и функционирования венчурных организаций. Кроме того, в проекте Указа предусмотрено придание Белорусскому инновационному фонду дополнительных функций – отдельных функций венчурной организации.

Информация о работе Венчурное финансирование: особенности в современных условиях