Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – инвестиционная деятельность в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь). Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций и инвестиционной политики;
- исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
- проанализировать основные направления, проблемы государственного регулирования инвестиционной политики.

Содержание

Введение…………………………………...............................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики……………..4
1.1. Инвестиционная политика как макроэкономическая категория………….4
1.2. Задачи, принципы и особенности инвестиционной политики……………8
1.3. Инструменты инвестиционной политики…………………………………10
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
2.2. Проблемы и задачи развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..25
2.3. Совершенствование инвестиционной политики………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции митсо.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой политики относятся:

-определение доходных и расходных  статей бюджета (государственные  закупки, трансфертные платежи);

-дотации, субсидии, субвенции, бюджетные  ссуды;

- назначение и дифференциация  налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся  на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов налога);

- экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.

Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано с прямым снижением налогов и различными формами налоговых кредитов и субсидий

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

- прямой контроль за установлением  уровня предельных процентных  ставок банковского ссудного  процента (политика процентной ставки);

- регулирование минимальных резервных  требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);

- осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок  по кредитам);

- операции на рынке ценных  бумаг (эмиссия облигаций и других  ценных бумаг в обращение в  рамках определенных нормативов);

- регулирование эмиссии и общей денежной массы;

- льготные займы.

Также выделяют и другие инструменты инвестиционной политики государства, которые можно разделить на четыре основных направления регулирования.

Механизмы земельного регулирования объективно необходимы как наиболее сильное системное средство осуществления активной инвестиционно-строительной политики. В настоящее время в сфере регулирования рынка земли и недвижимости производится законодательное урегулирование процедуры землеустройства, которое будет способствовать вовлечению земли в рыночный и гражданский оборот, что является важным фактором усиления инвестиционной активности.

Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике - Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.

Стратегическая цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Иностранным инвесторам предоставлен преференциальный режим для инвестирования, осуществляется государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, в том числе предоставляются льготы, гарантии, централизованные ресурсы, создаются и развиваются свободные экономические зоны, к процессу приватизации привлекаются зарубежные инвесторы, осуществляются совершенствование инвестиционного законодательства и информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

При реализации отдельных инвестиционных проектов (создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, проекты по повышению конкурентоспособности белорусской продукции и увеличению объемов экспорта, созданию новых рабочих мест, решению проблем социального значения) с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит ему дополнительные гарантии по экономическим и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.

Ежегодно в республике проводятся международные форумы, конференции по иностранным инвестициям. При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В рамках работы консультативного совета по иностранным инвестициям рассмотрены такие важные законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон «О хозяйственных обществах», Закон «О внешнеторговой деятельности» и ряд других.

Основным источником инвестиций в республике являются средства юридических лиц (включая кредиты банков). За последние три года сложилась тенденция к снижению доли иностранных источников. Для активизации инвестиционной деятельности требуется выявление неиспользованных возможностей и более глубокая проработка инвестиционных условий. Важным моментом для Беларуси является ее вхождение в глобальную инвестиционную деятельность. При этом особое внимание для формирования благоприятного инвестиционного климата экономисты уделяют проектам совместного осуществления. По их мнению, развитие таких проектов и значительное улучшение бизнес - среды, наряду с относительно большим потенциалом для проектов совместной реализации, может помочь Беларуси в среднесрочной перспективе превратиться в страну, привлекательную для инвестиций.

Внутренние источники инвестиций

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций.

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В настоящий период всё увеличение прибыли в народном хозяйстве определяется ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия.

Одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы белорусской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

Бюджетное финансирование.

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников

финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге.

На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций  для стимулирования развития  опорных сырьевых и аграрных  районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного  потенциала;

- выделение субсидий на социальные  цели слаборазвитым районом с

чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

Средства населения.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Внешние источники инвестиций

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы(производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

 

С целью максимизации эффективности проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь принято ряд законопроектов и программ с целью правового регулирования и поддержания развития инвестиционной деятельности.

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы. [7,с.64]

В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.

Информация о работе Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь