Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – инвестиционная деятельность в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь). Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- раскрыть общетеоретический аспект инвестиций и инвестиционной политики;
- исследовать инвестиционную политику в переходной экономике Республики Беларусь;
- проанализировать основные направления, проблемы государственного регулирования инвестиционной политики.

Содержание

Введение…………………………………...............................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики……………..4
1.1. Инвестиционная политика как макроэкономическая категория………….4
1.2. Задачи, принципы и особенности инвестиционной политики……………8
1.3. Инструменты инвестиционной политики…………………………………10
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
2.2. Проблемы и задачи развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..25
2.3. Совершенствование инвестиционной политики………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции митсо.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

-в строительном комплексе - модернизация  и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

-в агропромышленном комплексе - углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села;

-в системах производственной  и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные прединвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а, следовательно, тормозит структурную перестройку экономики. [2,с.50]

Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.

 

2.3. Совершенствование инвестиционной политики

 

В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия

экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

-изменение процентной ставки  Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление  или      покупку акций и иных ценных бумаг.

-валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его

перемещения.

-фондовый рынок, устойчивость и  надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания  инвестиционных компаний, приватизационных  и иных финансовых институтов  в виде пирамид показал, что  складывающийся в странах с  переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

-использование системы электронных  денег (кредитные карточки и иные

компьютерные системы расчетов).

-продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

-использование разнообразных форм  привлечения денежных и иных  капитальных средств вкладчиков  и инвесторов. Примером может  служить трастовое управление  чеками, акциями и денежными активами  физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

-создание надёжной системы гарантий  вложений и сбережений. Это может  обеспечиваться надёжной системой  страхования вкладов;

-развитие масштабных программ  национального жилищного строительства  и создания широкой сети финансовых посредников;

-осуществление широкой денежной  приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных  средств населения и иностранных  инвесторов;

-использование эффективной системы  налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

-проведение соответствующей идеологической  и пропагандистской кампании  по привлечению денежных ресурсов  в страну.

Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного

капитала в экономику нашей страны.

Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.

  Работы на государственном  уровне  по привлечению в страну  иностранного капитала должны  включать:

- разработку концепции привлечения  иностранных инвестиций, её обсуждение  и утверждение Президентом;

- принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы государственного  управления процессом привлечения  иностранных инвесторов.

  Общим условием стимулирования  притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.

  Проблема привлечения иностранных  инвестиций должна быть увязана  с другой, не менее важной для  Беларуси, проблемой – защитой  интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

  Важную роль может сыграть  организация производства продукции  на базе использования  лучших  зарубежных образцов с помощью  импорта лицензий.

Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

- заключить с развитыми странами  соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

- создать при отраслевых министерствах  и концернах фонды для долевого  финансирования импорта технологий  по основным направлениям структурной

перестройки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

С целью максимизации эффективности проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь принято ряд законопроектов и программ с целью правового регулирования и поддержания развития инвестиционной деятельности.

Основным документом в сфере инвестиций является "Инвестиционный кодекс Республики Беларусь". Он определяет основные правовые условия осуществления инвестиционной деятельности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Таким образом, в Республике Беларусь создаются все условия для успешной и безопасной инвестиционной деятельности, однако уровень инвестиций в настоящее время не достигает запланированного уровня. Следовательно, государственная политика в этой области еще не достаточно эффективна.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Головачёв, А. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения / А. Головачёв // Директор. – 2009. - №5 – С. 13-17.
  2. Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М.И. Демчук. - Минск: РИВШ БГУ, 2008. – 324 с.
  3. Инвестиции // Официальный сайт Национальной экономической газеты [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.neg.by. – Дата доступа: 03.04.2013.
  4. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 года // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http://pravo.by. – Дата доступа: 05.04.2013.  
  5. Ковалёв, М.М., Новик, В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в Республике Беларусь / М.М. Ковалёв, В.В. Новик // Интернет версия издания [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.lib.ru. – Дата доступа: 05.04.2013.
  6. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. – Минск: БГЭУ, 2009. – 435 с.
  7. Медведев, Р. Экономика стран Содружества / Р. Медведев // ЭКО, 2009. - №6 – С. 62-65.
  8. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ Под общ. ред. В.Н.Шимова. – Минск.: БГЭУ, 2009. – 560 с.
  9. Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 ноября 1991 г., №1242-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 05.12.1997 г. // ПРАВО. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num3/2d309.html. - Дата доступа: 03.04.2013.
  10. Общая характеристика инвестиционной деятельности в республике Беларусь // DebtExpert Тонкости кредитования [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.debtexpert.ru. – Дата доступа: 03.04.2013.
  11. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Советская Белоруссия. – 2011. - №231(23873).
  12. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси : науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. – Минск.: БГЭУ, 2009. – 70 с.
  13. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в первом полугодии 2011 года и ожидаемое выполнение важнейших параметров годового периода // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2011. - №8. - с. 4-8.

Информация о работе Анализ инвестиционной политики в переходной экономике Республики Беларусь