Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью в данной работе будет являться определение положение экологического мониторинга в современном обществе.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия мониторинга, и определение сущности конкретно экологического мониторинга в современном мире, а также его значение. Также узнаем какие органы его осуществляют, и какой нормативной базой регулируется их деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА. 5
1.1 Сущность, цели, значение экологического мониторинга 5
1.2 Правовое регулирование мониторинга 10
ГЛАВА 2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. 15
2.1 Понятие единой государственной системы экологического мониторинга 15
2.2 Органы осуществляющие мониторинг 15
2.3 Анализ современного состояния экологии (статистика) 17
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экологический мониторинг.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба земельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а  также его координацию в отношении  землепользователей.

2.3 Анализ современного состояния экологии (статистика).

Гидросфера - водная оболочка земли, совокупность океанов, морей, озер, рек, ледяных образований, подземных и атмосферных вод. Общая площадь океанов в 2,5 раза превышает территорию суши.

Общие запасы воды на Земле составляют 138,6 млн. км3. Около 97,5% воды - соленая  или в значительной мере минерализованная. На Мировой океан приходится 96,5% объема водной массы планеты. С полным основанием можно сказать, что наша планета является планетой воды, а  не суши, но только с точки зрения распространения ее по поверхности  Земли и в литосфере.

Сравним массу гидросферы с массой земли и ее составляющих:

Масса в тоннах:

Живое вещество - 2,4 хЮ12 (2420 млрд. т) 11

Атмосфера - 5,15х1013 (5,15x103 млрд. т)

Гидросфера 1,50х1018

Земная кора - 2,80x1011

Среднемноголетний суммарный сток России составляет 4270 куб. км/год, в  том числе из сопредельных территорий поступает 230 куб. км. 90% приходится на бассейны Тихого и Северного Ледовитого океана; на бассейны Каспийского, Азовского и Черного морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточены ее основные промышленный и сельскохозяйственный потенциалы, приходится менее 8% общего годового объема речного стока.

Российская Федерация в целом  богата ресурсами пресной воды: на одного жителя приходится 28,5 тыс. куб. м в год, но ее распределение по территории крайне неравномерное. К настоящему времени уменьшение годового стока крупных рек России под влиянием хозяйственной деятельности в среднем составляет от 10% (р. Волга) до 40% (р. Дон, Кубань, Терек). Продолжается процесс интенсивной деградации малых рек России: деградация русел и заиление. Суммарный объем забора воды из природных водных объектов составил 117 куб. км, в том числе 101,7 куб. км пресной воды; потери равны 9,1 куб. км, использовано в хозяйстве 95,4 куб. км, в том числе:

- на промышленные нужды - 52,7 куб. км;

- на орошение -16,8 куб. км;

- на хоз.питьевые -14,7 куб.км;

- на с/х водоснабжение - 4,1 куб.км;

- на прочие нужды - 7,1 куб.км.

В целом по России суммарный объем  забора свежей воды из водоисточников составляет около 3%, однако по ряду бассейнов рек, в т.ч. Кубани, Дона, величина водозабора достигает 50% и более, что превышает экологически допустимый отбор.

В коммунальном хозяйстве водопотребление  составляет в среднем 32 л в сутки  на одного человека и превышает нормативное на 15-20%. Высокое значение удельного водопотребления обусловлено наличием больших потерь воды, составляющих в некоторых городах до 40% (коррозия и износ водопроводных сетей, утечка). Остро стоит вопрос о качестве питьевой воды: четвертая часть водопроводов коммунального хозяйства и треть ведомственных подает воду без достаточной очистки.

Последнее пятилетие отмечено многоводностью, что привело к сокращению на 22% воды на орошение.

Сброс сточных вод в поверхностные  водные объекты в 1998 году составил 73,2 куб.км, в том числе загрязненных сточных вод - 28 куб.км, нормативно-чистых вод (без необходимости очистки) - 42,3 куб.м. Большие объемы сточных (коллекторно-дренажных) вод в сельском хозяйстве сбрасываются в водные объекты с орошаемых земель - 7,7 куб.км. До настоящего времени эти воды условно относятся к категории нормативно-чистых. Фактически же основная часть их загрязнена ядохимикатами, пестицидами, остатками минеральных удобрений. Качество воды водоемов и водотоков оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества воды и степень их загрязненности: очень чистые - 1 класс, чистые - 2 класс, умеренно-загрязненные - 3 класс, загрязненные - 4 класс, грязные - 5 класс, очень грязные - 6 класс. По гидробиологическим показателям практически нет вод первых двух классов чистоты. Морские воды внутренних и окраинных морей России испытывают интенсивную антропогенную нагрузку, как в самих акваториях, так и в результате хозяйственной деятельности на водосборных бассейнах.

Основными источниками загрязнения  морских вод являются речной сток, сточные воды предприятий и городов, водный транспорт.

Наибольшее количество сточных  вод с территории России поступает  в акваторию Каспийского моря - около 28 куб. км сток, в т.ч. 11 куб.км загрязненных, Азовского - около 14 куб .км сток, в т.ч. 4 куб.км загрязненных. Для морских берегов характерно развитие абразионных процессов, более 60% береговой линии испытывает разрушение, размыв и подтопление, что является дополнительным источником загрязнения морской среды. Состояние морских вод характеризуется 7 классами качества (чрезвычайно грязная - 7 класс)

Загрязнение атмосферы над территорией  России

Выбросы вредных веществ в атмосферу  от стационарных источников, расположенных на территории РФ, составляют около 60% от общего объема выбросов бывшего СССР и в 1995 годy были равны 24,8 млн.т вредных веществ, в том числе, в млн.т:

диоксиды серы

около 9,2

оксидов азота - 3,?

оксида углерода - 7,6

твердых веществ - 6,4

углеводородов - 3,5

летучих органических соединений -1,7, также некоторое количество специфических вредных веществ остаточно высокой токсичностью - сероуглерод, фтористые соединения, бенз(а)пирен, сероводород и другие - менее 2% от общей массы выбросов.

Основная часть промышленных выбросов от стационарных источников приходится на европейскую территорию РФ - 65%.

Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах России составляют около 21 млн.т, в том числе:

окиси углерода - около 16,8 млн.т

углеводородов - 3,2

оксидов азота -1,0

Велики выбросы от автотранспорта в следующих городах России:

Москва - 801 тыс.т в год,

Санкт-Петербург - 244 тыс.т в год,

Краснодар -150 тыс.т в год.

В настоящее время уровень загрязнения  атмосферы в городах России очень  высок. На практике для определения степени загрязнения воздуха используют два норматива:

предельно допустимые, концентрации (средние) - ПДКср - для оценки усредненных за продолжительный период (от суток до года) концентраций и предельно допустимые концентрации (разовые) - ПДКраз - для оценки непосредственно измеренных разовых концентраций.

Контроль загрязнения атмосферы  на территории России осуществляется в 334 городах, система наблюдений включает 1185 станций. По данным станций наблюдений, максимальные разовые концентрации таких загрязняющих веществ как пыль, оксид углерода, диоксид азота, аммиак, сероводород, сероуглерод, фенол, фтористый водород иногда многократно превышают ПДКраз. Стало типичным для 10-ти кратное и 5-ти кратное превышение этой величины в подавляющем большинстве городов, особенно по диоксиду азота и пыли. При этом во многих городах воздух загрязнен сразу несколькими вредными веществами, а также фиксируется высокий уровень загрязнения воздуха бенз(а) пиреном.

Более 50 млн. человек населения  России испытывают воздействие различных вредных веществ, содержащихся в воздухе населенных пунктов в концентрациях 10 ПДК и выше.

В связи с загрязнением атмосферы  в ряде регионов, в том числе  в Краснодарском крае, сохраняется напряженная экологическая обстановка, а в ряде городов оценивается как опасная.

Фоновое загрязнение атмосферы  Фоновое техногенное загрязнение  атмосферы формируется преимущественно под влиянием промышленных выбросов и условий регионального и глобального рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

Содержание диоксида серы в атмосфере  фоновых районов Европейской  части России в холодный период года в 2-8 раз выше, чем в летний. Повышение концентраций зимой обусловлено ухудшением метеорологических условий рассеяния примесей, увеличением количества промышленных выбросов, замедлением химических процессов трансформации веществ при низких температурах воздуха.

Существенную роль в фоновом  загрязнении атмосферы играет пыль, удерживающая своими частицами загрязняющие вещества. Преобладающим источником пыли в фоновых районах является подстилающая поверхность. Заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха микроэлементами антропогенного происхождения в фоновых районах вносит свинец, сорбируемый почвами.

Сравнение значений фоновых концентраций загрязняющих веществ на территории России показывает, что наиболее высокие концентрации техногенных загрязнителей, наблюдаемые вблизи индустриальных центров России, характерны для фоновых районов центра Европы.

Выпадение кислотных соединений. Как  уже отмечалось, основными кислотообразующими соединениями в атмосфере являются соединения серы и азота. Среднегодовая интенсивность выпадения соединений серы и азота на всей территории РФ фиксируется путем измерения их содержания в снежном покрове весной. Достоверность такого способа мониторинга кислотности атмосферы вызывает сомнение. Влияние выпадения кислых дождей на растения, почвы, архитектурные и другие наземные сооружения наблюдается повсеместно. Кислотные дожди являются результатом процесса самоочищения атмосферы. Предполагаемый механизм этого процесса таков: крошечные капли воды облаков непрерывно захватывают взвешенные частицы и растворимые газообразные микрозагрязнители. При движении дождевых потоков из облаков в направлении к поверхности земли из атмосферы вымываются содержащиеся в ней примеси оксидов серы и азота, которые образуют соединения - серную и азотную кислоты3.

Динамика выпадения серы и азота  на территории России, за 1988 и 1995-е годы соответственно, составляет в млн.т в год: серы - 11,0 и 8,3, азота - 7,0 и 6,0.

Значительная часть территории России характеризуется значениями рН снежного покрова 5,5-7,5. Области повышенной кислотности -рН 4,5-5,5 - наблюдаются на севере Европейской части России. В виде локальных проявлений повышение кислотности (снижение рН) снега отмечено в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией и предприятиями нефтехимии. Наблюдения свидетельствуют о наличии на территории РФ мест, где зарегистрированы случаи снижения рН до минимально допустимых значений - 3,5-4,5.

Трансграничный перенос загрязняющих веществ. Взаимные трансграничные выпадения загрязняющих веществ между соседними государствами, регионами, краями и областями рассчитываются Метеорологическим синтезирующим центром «Восток» (Москва).

Выпадение на территории РФ за счет трансграничного  переноса из других стран в пределах Европейской программы мониторинга и оценки ежегодно составляет: соединений серы - до 1,5 млн.т, соединений окисленного азота - 0,5 млн.т, соединений восстановленного азота - 0,04 млн.т. Основными странами, загрязняющими территорию России, являются Украина, Германия, Польша, Великобритания, Беларусь. В свою очередь, РФ вносит печальный вклад в загрязнение атмосферы за счет трансграничных переносов соединениями серы и азота в следующих странах: Казахстан, Финляндия, Норвегия, Швеция, государств Закавказья.

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Сегодня сеть наблюдений за источниками  воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными  усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу).

ГСМОС основывается на системах национального  мониторинга, которые функционируют  в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или  обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических  проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная  служба наблюдений и контроля состояния  окружающей среды (ОГСНК), построенная  по иерархическому принципу.

Помимо ОГСНК, входящей в систему  Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств

Распределение функций мониторинга  по различным ведомствам, не связанным  между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для  государственных организаций. Поэтому  в 1993 году было принято решение о  создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

Предполагается, что ЕГСЭМ как  центр единой научно-технической  политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:

- координацию разработки и выполнения  программ наблюдений за состоянием  окружающей среды;

- регламентацию и контроль сбора  и обработки достоверных и  сопоставимых данных;

- хранение информации, ведение  специальных банков данных и  их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную  связь) с международными эколого-информационными  системами;

Информация о работе Экологический мониторинг