Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью в данной работе будет являться определение положение экологического мониторинга в современном обществе.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия мониторинга, и определение сущности конкретно экологического мониторинга в современном мире, а также его значение. Также узнаем какие органы его осуществляют, и какой нормативной базой регулируется их деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА. 5
1.1 Сущность, цели, значение экологического мониторинга 5
1.2 Правовое регулирование мониторинга 10
ГЛАВА 2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. 15
2.1 Понятие единой государственной системы экологического мониторинга 15
2.2 Органы осуществляющие мониторинг 15
2.3 Анализ современного состояния экологии (статистика) 17
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экологический мониторинг.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

- деятельность по оценке и  прогнозу состояния объектов  окружающей природной среды, природных  ресурсов, откликов экосистем и  здоровья населения на антропогенное  воздействие;

- доступность интегрированной  экологической информации широкому  кругу потребителей.

Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим  образом. Список параметров состояния  окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так  же как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.

Наблюдения за уровнем загрязнения  почв носят, как правило, экспедиционный характер и выполняются в соответствии с требованиями ГОСТа 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа на определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках, характеризующих  типичные сочетания природных условий  и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях.

Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга  сведений. Однако в ряде случаев  это приводит к тому, что автоматически  выполняются анализы, не имеющие  особой практической ценности, в то время как реальные проблемы могут  остаться вне поля зрения службы мониторинга. Невозможность использования других методик, кроме стандартизованных, также порождает ряд проблем.

В идеальном случае система импактного мониторинга должна накапливать  и анализировать детальную информацию о конкретных источниках загрязнения  и их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе  сведения о деятельности предприятий  и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части  усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий. Большая часть  доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих веществ  в воздухе и в воде, установленный  с помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких -- по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах.

В области регионального мониторинга  наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а  также некоторыми ведомствами (Агрохимслужба  Минсельхозпрода, водно-канализационная  служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого  в рамках программы MAB (Man and Biosphere).

Практически не охваченными сетью  наблюдений остаются малые города и  многочисленные населенные пункты, подавляющее  большинство диффузных источников загрязнения.

На экологической карте ясно обозначены "белые пятна", где  систематические наблюдения не проводятся. Более того, в рамках сети государственного экологического мониторинга отсутствуют предпосылки к их организации в этих местах. Именно эти "белые пятна" могут (а часто и должны) стать объектами общественного экологического мониторинга. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на консолидацию усилий всех участников4.

Как уже было отмечено, осуществление  экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности  различных государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии  окружающей среды и природных  ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические  перестройки министерств и ведомств, их слияния и разделения.

На региональном уровне экологический  мониторинг или контроль обычно вменяется  в обязанность:

- Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

- Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

- Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

- Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

- Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

- Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции  каждого из них в области экологического мониторинга.

В системе официального экологического мониторинга задействованы мощные профессиональные силы. Нужен ли еще  общественный экологический мониторинг? Есть ли для него место в общей  системе мониторинга, существующей в Российской Федерации?

В идеальном случае система импактного мониторинга должна накапливать  и анализировать детальную информацию о конкретных источниках загрязнения  и их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе  сведения о деятельности предприятий  и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части  усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий. Большая часть  доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих веществ  в воздухе и в воде, установленный  с помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Были разработаны сложные методы слежения за состоянием окружающей среды, частью которой является почвенный  покров. Высшим уровнем исследований является создание имитационных моделей  загрязнения с помощью мощных суперкомпьютеров. Общая модель экосистемы может служить основой для  построения математических моделей, с  помощью которых можно получить количественные оценки действия всех выявленных факторов на состояние почв и составлять прогнозные характеристики состояния почв, испытывающих техногенной  воздействие.

Работы по научному мониторингу  земель, включенные в кадастр научных  исследований, пользуются равноправной государственной поддержкой и финансированием  наряду с другими видами мониторинга.

Определение и последующая оценка результатов наблюдений, на основе постоянно обновляющихся земельно-мониторинговых данных позволяют решать следующие практические задачи.

- выявлять уровень хозяйственных  нагрузок на земельные ресурсы  в различных территориальных  условиях страны, а также объективно  устанавливать степень антропогенной  преобразованности (нарушенности) почв  и почвенного покрова;

- с учетом экологического состояния  земельного фонда и направлений  его изменений разработать территориально  дифференцированные концепции, схемы  и проекты рационального использования  территории, базирующейся на системе  определенных экологических ограничений  и требований, усовершенствовать  технологии производства;

- корректировать и изменять  хозяйственное использование земельных  ресурсов, на объективной основе  устанавливать платежи на землю,  в том числе по повышенным  ставкам за сверхнормативное  загрязнение почв, нерациональное  использование земель;

- совершенствовать кадастр земельных  ресурсов и экономическую оценку  для различных видов природопользования;

- определять эколого-кризисные  зоны и зоны с экологически  опасной ситуацией и устанавливать  для них особые условия хозяйственно-экономического  развития с ориентацией на  экологически безопасное производство, а в отдельных случаях - прекращение  всякой хозяйственной деятельности;

- совершенствовать оценку почв  с учетом направлений изменений  свойств почв и воспроизводства  плодородия земель.

Таким образом, мониторинг любого масштаба, вплоть до глобального, должен стать  инструментом управления качеством  среды. Если человечество сможет добиться Мира во всем Мире, то благодаря мониторингу сумеет оградить биосферу от разрушения, сохранить чистоту и гармонию для будущих поколений.

В результате выполнения этой курсовой работы было раскрыто понятие экологического мониторинга, что входит в его систему и какие направления включает в себя мониторинг, какие органы осуществляют экологический мониторинг, какими правовыми актами регулируются его осуществление.

В нашей стране система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, а порядок организации и осуществления государственного мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядки предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции 31 декабря 2005г.).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции 31 декабря 2005г.).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции 31 декабря 2005г.).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции 31 декабря 2005г.).

5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009)

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

7. Постановление Правительства «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000г. №183.

8. Постановление Правительства «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников» от 21.04.2000г. №373.

9. Постановление Правительства «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» от 02.03.2000г. №182.

10. Постановление Правительства «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000г. №461.

11. Постановление Правительства «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» от 26.10.2000г. №818.

12. Постановление Правительства «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и утверждении Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» от 28.11.2002г. №847.

13. Постановление Правительства «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000г. №613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002г. №240).

14. Постановление Правительства «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» от 31.03.2003г. №177.

15. Постановление Правительства «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и утверждении Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 23.07.2004г. №372.

16. Постановление Правительства «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 03.07.2004г. №401.

17. Постановление Правительства «О Министерстве природных ресурсов Российской Федерации и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» от 22.07.2004г. №370.

18. Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации» от 22.07.2004г. №370.

19. Алексеенко, В. А., Алексеенко, Л. П. Геохимические барьеры. - М.: Логос, 2003. - 144 с.

Информация о работе Экологический мониторинг