Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью в данной работе будет являться определение положение экологического мониторинга в современном обществе.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия мониторинга, и определение сущности конкретно экологического мониторинга в современном мире, а также его значение. Также узнаем какие органы его осуществляют, и какой нормативной базой регулируется их деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА. 5
1.1 Сущность, цели, значение экологического мониторинга 5
1.2 Правовое регулирование мониторинга 10
ГЛАВА 2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. 15
2.1 Понятие единой государственной системы экологического мониторинга 15
2.2 Органы осуществляющие мониторинг 15
2.3 Анализ современного состояния экологии (статистика) 17
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экологический мониторинг.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

В четверном случае, используется несколько оснований для проведения исследования.

В нашем случае - мониторинга процесса информатизации АПК РФ – он будет  носить в начале динамический характер. В дальнейшем возможны и другие основания  для сравнения полученных результатов.

Наконец, по назначению можно разделить  имеющиеся системы мониторинга  на следующие три группы:

- Информационный. Для сбора, накопления и распространения информации;

- Базовый. Для выявления новых проблем и опасностей в развитии исследуемых мониторингом систем;

- Проблемный. Для выявления закономерностей, процессов, опасностей, проблем актуальных, прежде всего с точки зрения управления исследуемым мониторингом системы.

В нашем случае предполагаемые цели мониторинга процесса информатизации АПК будут носить в себе в начале более всего информационный характер. В дальнейшем внимание будет сосредоточено  на проблемах развития.

1.2 Правовое регулирование мониторинга

 

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия  загрязняющих веществ реализуется  различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми  актами, международными конвенциями  и соглашениями, ратифицированными  Россией.

Конституцией России закреплено право  каждого гражданина на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и  права граждан на обжалование  действий государственных органов  и должностных лиц в области  охраны здоровья.

Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению  такого состояния здоровья и среды  обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при  которых отсутствует вредное  влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные  условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это  возлагается на государство в  лице законодательной и исполнительной власти.

Однако закон исходит также  из того, что обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает на предприятия  обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения  окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя" от 7 февраля 1992 г. (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Федеральный закон "Об экологической  экспертизе" от 19 июля 1995 г. направлен  на реализацию конституционного права  граждан России на благоприятную  окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду.

Закон Российской Федерации "Об основах  градостроительства в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г. устанавливает целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения  и предусматривает основные направления  градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния  окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений  и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных  процессов.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения по водопользованию  и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации  от 18 октября 1995 г.

В Российской Федерации до сих пор  действует Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться  средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного воздуха в России.

Земельный кодекс Российской Федерации  ставит своей задачей регулирование  земельных отношений в целях  рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной  среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации "Основы лесного законодательства Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных  территориях", "О континентальном  шельфе", "О мелиорации земель", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения  в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных  физических воздействий на атмосферный  воздух; выброс загрязняющих веществ  в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных  органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и вводимым в  действие с 1 января 1997 г., предусмотрена  уголовная ответственность за экологические  преступления.

Конституция Российской Федерации  устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора".

К числу важнейших международных  соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие  расстояния (1979г.) и Базельская конвенция  о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. Ј 670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Материалы по предупреждению воздействия  выбросов автотранспорта, работающего  на этилированном бензине, появились  почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены "Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина".

Плата за загрязнение взимается  с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих  веществ от стационарных и  передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ  в поверхностные и подземные  водные объекты, а также любое  подземное размещение загрязняющих  веществ;

- размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы  и сбросы конкретных загрязняющих веществ  определяются как произведение удельного  экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного  загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения (табл. 6). Базовые нормативы платы  за размещение отходов являются произведением  удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности  на показатели, учитывающие класс  токсичности отходов.

 

 

ГЛАВА2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.

2.1 Понятие единой  государственной системы экологического  мониторинга.

Единая государственная система  экологического мониторинга функционирует  и развивается с целью информационного  обеспечения управления в области  охраны окружающей среды, рационального  использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного  устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

2. Основными задачами ЕГСЭМ являются:

- проведение с определенным  пространственным и временным  разрешением наблюдений за изменением  состояния окружающей природной  среды и экосистемами, источниками  антропогенных воздействий;

- проведение оценок состояния  окружающей среды, экосистем территории  страны, источников антропогенного  воздействия;

- прогнозирование состояния окружающей  среды, экологической обстановки  на территории России и ее  регионов, уровней антропогенного  воздействия при различных условиях  размещения производительных сил,  социальных и экономических сценариях  развития страны и ее регионов.

3. В соответствии с основными  задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.

Эти работы выполняются в рамках ЕГСЭМ на единых научно-методических и метрологических подходах.

2.2 Органы осуществляющие мониторинг.

Единая государственная система  экологического мониторинга должна обеспечивать доступность интегрированной  экологической информации широкому кругу потребителей, включая население и его общественные организации. Единая государственная система экологического мониторинга включает целый ряд ведомств.

Министерству природных ресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также (после  ликвидации Госкомэкологии) организация  и ведение мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, мониторинга животного  и растительного мира, мониторинга  водных объектов, подземной среды  и общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий  и организаций в области экологического мониторинга.

Росгидромет осуществляет организацию  и ведение мониторинга загрязнения  атмосферы, поверхностных вод, морской  среды, естественных почв, озонового  слоя, околоземного космического пространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно с Минобороны и Росатомнадзором).

Госгортехнадзор проводит координацию  развития и функционирования мониторинга  геологической среды, связанного с  использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также организует мониторинг промышленной безопасности, за исключением предприятий  Минобороны России и Федерального агентства по атомной энергии России.

Роспотребнадзор Минздравсоцразвития  России организует мониторинг качества и воздействия факторов среды  обитания на состояние здоровья населения.

Минобороны России осуществляет мониторинг окружающей природной среды и  источников воздействия на нее на военных объектах, а также из космоса.

Министерство сельского хозяйства  обеспечивает создание и функционирование отраслевой подсистемы мониторинга  окружающей природной среды на землях сельхозназначения. В его составе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые производят мониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и других животных, а также растений.

Информация о работе Экологический мониторинг