Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Для контроля за загрязнением отдельных компонентов биосферы используются экологические стандарты. Экологические нормативы и стандарты юридически закрепляются в специальных нормативно-технических документах, утверждаются государственными органами и имеют обязательный характер. Экологические стандарты - единственные и обязательные для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей естественной среде. Есть стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологический мониторинг.docx

— 21.28 Кб (Скачать файл)

Управление в  отрасли природопользования


Управление  в отрасли природопользования

Рыночно-экономические методы предусматривают разные экономические механизмы управления охраной природы и использованием природных ресурсов, экологическое страхование и др. Управление охраной окружающей естественной среды заключается в осуществлении в этой отрасли функций:

· наблюдение;

· экологической  экспертизы;

· контроля, прогнозирования, программирования;

· информирование населения и другой испонительной деятельности.

Контроль  за качеством компонентов биосферы осуществляется с помощью экологического мониторинга.

Государственный мониторинг окружающей естественной среды - это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, сохранения и анализа  информации о состоянии  окружающей среды. Система  контроля включает основные виды деятельности:

систематические наблюдения по состоянию  окружающей среды;

определение степени антропогенного влияния на него;

выяснение факторов и источников такого влияния.

В зависимости  от назначения осуществляется общий, оперативный  и фоновый мониторинг.

Общий (стандартный) мониторинг окружающей среды - это оптимальные  за количеством параметров наблюдения на пунктах, объединенных в единственную информационно-технологическую  сеть, которые дают возможность на основе оценки и прогнозирования  состояния окружающей среды регулярно  разрабатывать управленческие решения на всех уровнях.

Оперативный (кризисный) мониторинг окружающей среды - это наблюдение специальных показателей  на целевой сети пунктов  в реальном масштабе времени за отдельными объектами - источниками  повышенного экологического риска в отдельных  регионах, а также  в районах аварии с вредными экологическими последствиями с  целью обеспечения  оперативного реагирования на кризисные ситуации и создание безопасных условий для населения.

Фоновый (научный ) мониторинг окружающей естественной среды - это специальные высокоточные наблюдения за всеми составляющими окружающей среды, а также по характеру, составу, миграции загрязняющих веществ, за реакцией организмов на загрязнение на уровне отдельных популяций, экосистем и биосферы в целом. Фоновый мониторинг осуществляется в природных и биосферных заповедниках, на других территориях, которые охраняются, на базовых станциях.

Экологический мониторинг осуществляется на четырех уровнях:

локальному - на территории отдельных объектов, городов, на участках ландшафтов. Для эффективного контроля за загрязнением атмосферы в городах с населением до 100 тыс. лиц целесообразно иметь три контрольных станции; от 100 тыс. до 300 тыс. - не менее пяти, от 300 жал до 500 тыс. - семь, в городах с населением свыше 1 млн. человек - 11-24 пунктов. Промышленные системы экологического мониторинга контролируют выбросы промышленных предприятий, уровень загрязнения промышленных площадок и прилегающих к ним районов;

региональному - на территориях экономических и естественных регионов. Такой уровень мониторинга обеспечивает получение данных о загрязнении атмосферы, водоемов от городских и промышленных контрольных станций;

национальному - на территории страны в целом мониторинг означает обработку и анализ данных о загрязнении окружающей среды от региональных систем, из искусственных спутников Земли и от космических станций.

Глобальные  системы мониторинга  окружающей среды  используются для  исследований и охраны природы и осуществляются на основе международных  соглашений в этой сфере.

Таким образом, мониторинг должен решать такие задания:

· наблюдение по состоянию биосферы, определения изменений, обусловленных деятельностью  человека, обобщения  результатов наблюдений по разнообразным  параметрам состояния  среды, наблюдения за реакцией биоты;

· прогноз  и определение  тенденций в изменении  биосферы;

· оценка изменений биосферы путем сравнения  с некоторыми критериями (ПДК), которые указывают  на предел экологической  нагрузки на среду.

Для сохранения фонового уровня качества среды, сравнительно с которыми определялся  бы и уровень влияния  человека на атмосферу, создана сеть биосферных заповедников. Она  охватывает все основные типы естественных зон.

Государственный мониторинг окружающей естественной среды Украины в пределах своих полномочий осуществляют несколько организаций: Министерство экологии и природных ресурсов, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет по геологии и использованию недр, Министерство лесного хозяйства, Национальный комитет авиации Украины.

В Украине  существует несколько  независимых сетей  наблюдения, которые  работают за разными  методами, что усложняет  формирование объективных  представлений о  состоянии среды. Сеть мониторинга  не охватывает всех населенных пунктов, недостаточно контролируются почвы и сельскохозяйственная продукция.

Для контроля за загрязнением отдельных компонентов биосферы используются экологические стандарты. Экологические нормативы и стандарты юридически закрепляются в специальных нормативно-технических документах, утверждаются государственными органами и имеют обязательный характер. Экологические стандарты - единственные и обязательные для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей естественной среде. Есть стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.

Стандарты из охраны природы  объединены под общим  номером 17:17.1 - Охрана природы. Гидросфера; 17.2 - Охрана природы. Атмосфера  и др. самой распространенной среди них является предельно допустимая концентрация - это  и наибольшая концентрация вещества в среде  и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, продуктах питания), которая при более или менее длительном влиянии на организм не вредит здоровью и не вызывает отдаленных эффектов. Для более полной оценки качества среды используют другой критерий - ГДЕН - предельно допустимая экологическая нагрузка: для воды - это ГДС г/с (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водоемы); для воздуха - ГДВ - предельно допустимые выбросы, г/с. Эти величины характеризуют нагрузку, которая создает то или другое предприятие на окружающую среду за единицу времени.

Устанавливают также предельно  допустимые уровни (ГДР) шумового и электромагнитного  загрязнения.

Наиболее  существенным из разработанных  стандартов является экологический паспорт  промышленного предприятия. Экологический паспорт - это нормативно-технический  документ, который  содержит данные об использовании предприятием ресурсов и определения  влияния его производства на окружающую среду.

В экологическом паспорте содержится такая информация:

· о  предприятии и  регионе его размещения;

· о  технологиях, которые  используются на предприятии;

· количественные и качественные характеристики ресурсов, которые  используются;

· количественные характеристики продукции, которая выпускается;

· количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих веществ (нормативы  ГДС и ГДВ), а  также отходов  производства.

На основе информации, которая  содержится в экологическом  паспорте, решаются такие экологические  задания:

оценивается влияние выбросов загрязняющих веществ  и отходов на естественную среду и здоровье населения;

устанавливаются нормативы выбросов загрязняющих веществ  и складирования  отходов;

планируются и оцениваются  природоохранные  мероприятия на предприятии;

анализируется сдерживание предприятием законодательства, стандартов и нормативно-технической  документации из охраны окружающей среды;

разрабатываются мероприятия по повышению  эффективности использования  природных и минеральных  ресурсов, энергии  и вторичного сырья.

Основными источниками информации для складывания  экологического паспорта являются показатели производства, расчетные  и фактические  выбросы, разрешения на природопользование, паспорта на очистительное  оборудование, инвентаризация источников загрязнения, данные о деятельности предприятий и  фоновых показателях  состояния естественной среды в регионе. Ежегодно паспорт  корректируется и  уточняется.

В последнее  время активно  развиваются экологический  аудит и экологический  менеджмент.

Экологический аудит - это экологическое  обследование предприятия, постановка "диагноза" его "здоровья", проверка способности  производственных систем к самоочистке и выпуску экологически чистой продукции. Это инструмент, с помощью которого оценивают экологическую эффективность управления предприятием с целью сохранения окружающей естественной среды.

Чистое  производство - самый  современный из трех используемых человеком  способов уменьшения загрязнения природы (первый - разбавление и  рассеивание загрязнений, второй - очистка  отходов перед  выбрасыванием в  воздух или воду). Он предусматривает:

экономию  сырья, воды и энергии;

лишение от токсикантов в процессе производства;

уменьшение  количеству и токсичности  всех отходов непосредственно  в ходе производственных процессов.

Метод чистого производства основывается на философии "предвидения  и профилактики".

Экологический менеджмент - это система эффективного управления природоохранной деятельностью с использованием новых подходов, на базе административных механизмов управления (соблюдение экологических норм, стандартов, правил, утвержденных для отрасли) и экономического стимулирования.

Необходимо  отметить, что самым  эффективным из эколого-экономической  точки зрения природопользования может быть тогда, когда оно подчинено  четкой современной  системе охраны окружающей среды и управления природопользованием. В такой системе  должны функционировать  разные методы экологического управления (менеджменту) природопользованием - информационные, административные, рыночно-экономические на основе действующих экологических законов, норм и правил, эффективного экологического законодательства.

К информационным методам управления принадлежат: экологический  мониторинг, экологическое  картографирование, государственные  естественные кадастры, географические информационные системы, математическое моделирование и  прогнозирование  особенностей естественных процессов под  воздействием человеческой деятельности с использованием природных ресурсов.

Административные  методы управления охватывают лицензирование природопользования, оценку влияния на окружающую среду, экологическую  экспертизу, экологический  аудит и экологическую  сертификацию.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-експертных формирований и объединений граждан.

Цель  и задание экологической  экспертизы - предупреждение негативного влияния  антропогенной деятельности на состояние окружающей естественной среды  и здоровья людей, а также оценка степени экологической  безопасности проектов, планов, мероприятий  хозяйственного развития требованиям экологической  безопасности общества; оценка эффективности  мероприятий по охране окружающей среды; подготовка выводов экологической  экспертизы.

Основными принципами экологической  экспертизы являются: гарантирования безопасного  для жизни и  здоровья людей окружающей среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических  и социальных интересов, объективность и  законность.

Условия и порядок проведения экологической экспертизы определяются законом  Украины "Об экологической  экспертизе" (в 1995 г.).

Экологическая экспертиза должна проводиться на всех объектах, которые могут вызывать негативное влияние на естественную среду. Экспертизе подлежат:

1) правовая, нормативная и  инструктивная документация;

2) проекта  технических систем, механизмов и приборов;

3) документация  на внедряемые  открытия и изобретения;

4) действующие  и те, что строятся  технические системы,  уникальные антропогенные  и естественные  системы;

5) состояние  здоровья населения;

6) известны  и новые вещества;

7) природоохранные  мероприятия, фонды,  системы стимулирования, ресурсосбережения.

В Украине  могут осуществляться государственная, общественная и другие формы  экологической экспертизы. Выводы государственной  экспертизы являются обязательными для  выполнения. Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут  быть учтены во время  проведения государственной  экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта  экологической экспертизы.



Информация о работе Экологический мониторинг