Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по земельному праву.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

• судебное решение о расторжении договора;

 

• требование одной из сторон о расторжении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

 

Процедура расторжения договора различна для срочного договора аренды и договора аренды с неопределенным сроком. Если срок в договоре аренды не определен, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца (законом или договором может быть установлен иной срок). Досрочное расторжение договора аренды земельного участка осуществляется по инициативе одной из сторон только в судебном порядке.

62. Правовой режим особо охраняемых территорий (общие положения).

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч. 1 ст. 94 ЗК РФ).

 

Исходя из ч. 3, 4 ст. 94 ЗК РФ возможно деление земель особо охраняемых территорий на следующие виды:

 

1) территории федерального значения  находятся в ведении федеральных  органов государственной власти  и являются федеральной собственностью (порядок отнесения земель к  территориям федерального значения, порядок использования и их  охрана устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов);

 

2) территории регионального значения  находятся в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ и являются собственностью  субъектов РФ (порядок отнесения  земель к территориям регионального значения, порядок использования и их охрана устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ);

 

3) территории местного значения  являются собственностью муниципальных  образований и находятся в ведении органов местного самоуправления (порядок отнесения земель к территориям местного значения, порядок использования и их охрана устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

 

Правовой режим особо охраняемых территорий имеет следующие характерные особенности: а) земли особо охраняемых территорий, как правило, изъяты из оборота или ограничены в обороте и используются исключительно для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ и федеральными законами; б) нарушение режима охраны таких территорий влечет повышенные меры ответственности.

Категории особо охраняемых природных территорий (ч. 1 ст. 95 ЗК РФ):

 

1. Правовой режим земель государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных. Государственными  природными заповедниками объявляют  изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

 

2. Правовой режим земель государственных  природных заказников. Государственными  природными заказниками являются  территории (акватории), имеющие особое  значение для сохранения и  восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

 

3. Правовой режим земель памятников  природы. Памятники природы –  это уникальные, невосполнимые, ценные  в экологическом, научном, культурном  и эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

 

4. Правовой режим земель национальных  парков. Национальные парки являются  особо охраняемыми природными  территориями, где располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

 

5. Правовой режим земель природных  парков. Природные парки являются  особо охраняемыми территориями федерального значения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

 

6. Правовой режим земель дендрологических  парков и земель ботанических  садов. Дендрологические парки и  ботанические сады образуются  с целью создания специальных  коллекций растений в целях  сохранения разнообразия и обогащения  растительного мира, а также осуществления научной, учебной, просветительской деятельности.

 

7. Правовой режим территорий  традиционного природопользования  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  РФ. Территориями традиционного  природопользования признаются  особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

 

8. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных  местностей и курортов. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

63. Муниципальная собственность на землю.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования.

 

С 1 января 2009 г. вступит в силу ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым муниципальными образованиями признаются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, решение которых осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов муниципальной собственности должен будет определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Норма п. 2 ст. 11 ЗК РФ, закрепляющая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, ограничивает круг субъектов, правомочных осуществлять распоряжение муниципальными земельными участками, органами местного самоуправления и расходится с положениями ГК РФ (ст. 125, п. 2 ст. 215) и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества. В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ).

 

В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

 

• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

 

• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

 

• которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

64. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

 

1) из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, исполнительным органом государственной  власти или органом местного  самоуправления в соответствии  с его компетенцией:

 

• государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более чем один год;

 

• лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

 

• религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – на срок строительства этих объектов недвижимости;

 

• религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного срочного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок безвозмездного срочного пользования объектами недвижимости;

 

2) гражданам в виде служебного  надела;

 

3) из земель, находящихся в собственности  граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим  лицам на основании договора безвозмездного пользования.

 

Договор безвозмездного пользования земельным участком – это договор, по которому одна сторона обязуется передать или передает земельный участок в безвозмездное временное пользование другой, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором она ее получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ) ЗК РФ.

 

Основное отличие договора безвозмездного срочного пользования от договора аренды заключается в его безвозмездном характере. Сторона, получающая имущество по договору безвозмездного срочного пользования, не платит другой за пользование им.

 

Отношения, возникающие из договора безвозмездного срочного пользования, регулируются гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 ГК РФ («Аренда»), ст. 24 ЗК РФ.

 

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парк

65. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. В ряде случаев конституционное право регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это – отношения по государственному и общественному устройству РФ, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

 

Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах.

 

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.

 

Гражданское право. Наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее – земельные участки как недвижимость. Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства.

 

Центральным и основным законодательным актом гражданского права является Гражданский кодекс РФ, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17).

 

Неразрывная связь земельного права с экологическим правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований, так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю).

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"