Управление земельными ресурсами (на примере МО «город Первоуральск»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

В то же время, управление земельными ресурсами муниципальных образований на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.
Целью настоящей реферата является изучить опыт управления земельными ресурсами в Первоуральске, проанализировать проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению.

Содержание

Введение_____________________________________________________________3


1. Правовые особенности управление земельными ресурсами______________4

2. Современное состояние системы управления земельными ресурсами в муниципальном образовании «город Первоуральск»________________________7

3. Рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Первоуральске_______________________________________________12


Заключение_________________________________________________________ 17


Список использованных источников и литературы___________

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Upravlenie_zemelnymi_resursami_2013(1).doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление  земельными ресурсами 

 

(на примере  МО «город Первоуральск»)

 

 

Оглавление

С.

 

 

 

Введение_____________________________________________________________3

 

 

1. Правовые  особенности управление земельными  ресурсами______________4

 

2. Современное состояние системы управления земельными ресурсами в муниципальном образовании «город Первоуральск»________________________7

 

3.  Рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Первоуральске_______________________________________________12

 

 

Заключение_________________________________________________________ 17

 

 

Список использованных источников и литературы______________________19

Введение

Актуальность  темы исследования. Проблемы управления земельными ресурсами являются одними из наиболее значимых для органов местного самоуправления. Они существенно влияют на доходы бюджета, привлечение инвестиций, общеэкономическую ситуацию и требуют принятия целого ряда новых правовых актов, организации обучения кадров на муниципальном уровне. Рыночная экономика России в современных условиях требует оптимального сочетания государственного управления земельными ресурсами с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Это диктуется многими объективными причинами: особым положением земли как объекта хозяйствования; реформированием механизма управления. На сегодняшний день  78 процентов земель в Российской Федерации не поставлены на учет в органах государственной регистрации1. Это привело к тому, что земельная политика  оказалась наиболее коррупционно емкой сферой деятельности местных органов власти. Поэтому сегодня законодательство в отношении муниципальной власти  идет по пути ужесточения, по пути введения форм открытого обсуждения любого факта предоставления земельных участков. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования  механизмов деятельности органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В то же время, управление земельными ресурсами муниципальных  образований на современном этапе  связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

  Целью настоящей реферата является изучить опыт управления земельными ресурсами в Первоуральске, проанализировать проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению.

Структура работы. Реферат состоит из введения, трех параграфов, заключения, а так же списка использованных источников и литературы.

1. Правовые особенности управление земельными ресурсами

 

Земля (далее  будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших  экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 - 5% доходов местных бюджетов2.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации3 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства4.

Управление земельными ресурсами, землепользованием на государственном и муниципальном уровне - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов государственной и муниципальной власти по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер. Однако земельная политика на муниципальном уровне тесно связана и зависит от государственного регулирования.

Управление землепользованием  предполагает предоставление свободы  хозяйствования на земле субъектами земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонополистическими правовыми мероприятиями. В частности, законом определено равноправие всех форм собственности  и всех форм хозяйствования,  свобода вхождения  в земельные правоотношения, предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонополистических действий, ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности»5.

Основным нормативным  актом  на уровне местного самоуправления являются правила землепользования и застройка на территории местного самоуправления, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6, Градостроительным кодексом  Российской Федерации.

В зависимости от категории  земельного участка, отношения в  области предоставления земельного участка могут регулироваться на уровне субъекта Российской Федерации, на территории Свердловской области действует порядок предоставления земельных участков в собственность или в аренду.

Субъектный  состав земельных правоотношений определен  статьей 5 ЗК7. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Однако статус государственных и муниципальных  образований в любой области  общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние  выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК относит:

- установление  основ федеральной политики в  области регулирования земельных  отношений;

- установление  ограничений прав собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

- государственное  управление в области осуществления  мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

- установление  порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в  том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных  нужд;

- резервирование  земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для  федеральных нужд;

- разработка  и реализация федеральных программ  использования и охраны земель.

К полномочиям  субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям  органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации8 от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следует заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации  или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений.

 

2. Современное  состояние системы управления земельными ресурсами в муниципальном образовании «город Первоуральск»

 

Город Первоуральск расположен в 40 км на северо-запад от центра  города Екатеринбурга.  Город  является  центром Первоуральского городского округа в составе Свердловской области. Основание относится к 1732 году  связано  с  открытием  Васильевско-Шайтанского чугуноплавильного и железоделательного завода. В 1759-1760 годах в двух верстах от завода вырос второй завод –Верхнешайтанский железоделательный завод. Статус города Первоуральск получил  20 декабря1732  года. Население  города  и  поселков на 1.01.2013 -159,138 тыс. человек9.

Земельная политика города на сегодня сосредотачивается на следующих основных направлениях:

-реформирование правоотношений  на землю и иную недвижимость;

-совершенствование системы  управления земельными ресурсами  и регулирования земельных отношений; 

-реформирование системы платежей за землю.

Фундаментом правового  поля реализации  земельной политики стало принятие в 2013 году правил землепользования и застройки городского округа Первоуральск, регулирующие земельные отношения на территории городского округа.

Основой осуществления  земельной политики города Первоуральск является Устав муниципального образования, принятый в новой редакции решением Думы муниципального образования город Первоуральск от 12 декабря 2010 года № 426.

Также основой земельной  политики МО город Первоуральск является генеральный план, разработанный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Генеральный план является правовым актом территориального планирования муниципального уровня, на основании которого юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории муниципального образования.

Как было отмечено выше, приоритетными направлениями земельной  политики Первоуральска являются:

– обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;

– реализация прав жителей Первоуральска на землю;

– сочетание интересов Свердловской области, Первоуральска и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

– сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;

Основными методами управления земельными ресурсами в Первоуральске являются: земельный контроль, земельный кадастр, мониторинг земель, землеустройство.

Анализ данных государственной  статистической отчетности показывает, что в 2013 году продолжается перераспределение площадей всех категорий земель, что связано с проводимыми в Первоуральске земельными преобразованиями, направленными на укрепление различных форм собственности и развитие многоукладных способов хозяйствования на земле, а также приведение категорий земель в соответствие с лесным, водным и земельным законодательством.

Движение земель между  категориями, землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков реально отражают проводимую политику в городе.

Анализируя генеральный  план, можно дать следующую характеристику территории.

Территория городского округа Первоуральск в административных границах, установленных Законом Свердловской области от 10 марта 2004 года №668-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город Первоуральск и наделении его статусом городского округа», составляет 122754 га. Распределение земель по категориям обозначено в таблице 2

Информация о работе Управление земельными ресурсами (на примере МО «город Первоуральск»)