Судебный порядок разрешения земельных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Содержание

Введение 3
1. Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц 4
2. Понятие и причины возникновения земельных споров 7
2.1. Причины возникновения земельных споров 8
2.2. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров 8
3. Порядок рассмотрения земельных споров 10
4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам 17
4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам 18
5. Порядок исполнения решений по земельным спорам 19
6. Заключение……………………………………………………………………………….22
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

Судебный порядок разрешения земельных споров.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

2. Само решение суда не является  основанием для его исполнения, а лишь основанием выдачи исполнительного  документа – исполнительного  листа (ст. 7 ФЗ об ИП), на основании  которого и происходит исполнение  судебного решения.

3. Исполнение решений суда или  арбитражного суда производится специально уполномоченными на то государственными должностными лицами – судебными приставами-исполнителями.

4. Процесс исполнения судебных  и арбитражных решений осуществляется  по специальной процедуре, определенной  законом. В частности, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны к исполнению (ст. 4 ФЗ об ИП), возможен отвод судебного пристава-исполнителя по основаниям, определенным в законе (ст. 43 ФЗ об ИП); возможна приостановка исполнительного производства (ст. 20-22 ФЗ об ИП), отложение исполнительных действий (ст. 19 ФЗ об ИП) и др.

5. Как возможен пересмотр судебных  решений, так и допускается поворот исполнения решения (ст. 443 ГПК, ст. 287 АПК), т. е. в случае отмены решения, приведенного в исполнение, и вынесения после нового рассмотрения дела решения об отказе в иске полностью или в частности либо определения о прекращении производства по делу или оставление иска без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению.

6. Исполнение решения суда или  арбитражного суда обеспечивается  прежде всего предоставлением  возможности добровольного исполнения  его ответчиком (ст. 9 ФЗ об ИП). Лишь в случае если данное  решение добровольно не исполняется, применяются меры принудительного исполнения (ст. 44-45 ФЗ об ИП).

7. принудительное исполнение решения  суда обеспечивается специальными  мерами:

а) обращением взыскания на имущество  должника путем наложения ареста и продажи его имущества;

б) обращением взыскания на доходы должника;

в) обращением взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

г) изъятием у должника земельного участка или участков либо части их, определенным судом;

д) применением штрафов за неисполнение решения суда, законных указаний судебного пристава-исполнителя и за другие нарушения исполнительного процесса (ст. 45, ст. 85, ст. 87 ФЗ об ИП), например, за неисполнение решения арбитражного суда о взыскании денежных средств органом, которому приказ предъявлен для исполнения, на него налагается арбитражным судом штраф в размере 50% суммы, подлежащей взысканию (ст. 206 АПК, ст. 86 ФЗ об ИП).

8. Порядок исполнения судебного решения дифференцирован в зависимости от того, кто является должником – гражданин или организация. Если предметом взыскания по исполнительному листу может быть любое имущество и денежные средства организации, то предмет взыскания с граждан ограничен законом. Так, в приложении № 1 к ГПК предусмотрен перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам: жилой дом с хозяйственными постройками или отдельные части его у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, если должник и его семья постоянно в нем проживают, кроме случаев, когда взыскивается ссуда, выданная банком на строительство дома.

 

Заключение.

Земля обладает особой социальной и экономической  значимостью. Согласно ст. 9 Конституции  Российской Федерации земля используется и охраняется в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

В отличие от иных объектов недвижимости земля была и остается единственным местом проживания населения, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим  в производстве всех товаров и благ.

В истории человеческого  общества земельные отношения всегда играли большую роль и занимали особое место в системе общественных отношений, а земля становилась  причиной ожесточенной борьбы.

Очевидно, что  подобная значимость земли требует принятия повышенных мер по ее охране, как в качестве компонента окружающей среды, так и в качестве ценного объекта имущественных прав. И если повышенная защита земли как компонента окружающей среды на сегодняшний день обеспечивается многочисленными контролирующими органами, то ее защита в качестве объекта имущественных прав остается недостаточной, о чем свидетельствует возросшее число соответствующих земельных споров.

К сожалению, действующее  законодательство не закрепляет обязательное нотариальное удостоверение сделок, объектом которых выступает земля (земельные участки или доли). Между тем именно нотариус может стать гарантом повышенной защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц на землю.

В силу ст. 1 Основ  законодательства Российской Федерации о нотариате обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации является одной из основных задач нотариата.

В этой связи  необходимо привести зарубежный опыт в области сделок с землей. Так, в странах Центральной и Западной Европы, а также в Латинской  Америке сделки с недвижимостью  осуществляются государственной регистрационной  системой. Эта система придает законную силу договорам по отчуждению недвижимости лишь в том случае, когда такие договоры заключены при посредстве судьи или нотариуса. Данная широко распространившаяся практика свидетельствует о ее предпочтительности перед другими системами. В странах континентальной Европы (относящихся преимущественно к системе латинского нотариата), где сделки с землей удостоверяют нотариусы, количество судебных споров значительно ниже числа дел, возникающих при англосаксонской системе права, при которой подготовкой договоров занимаются сами стороны или же их адвокаты, а нотариус лишь заверяет подписи. Мировой опыт показывает, что устранение нотариата от удостоверения сделок приводит к увеличению нарушений прав граждан и юридических лиц, что, в свою очередь, оказывает влияние на количество судебных споров. По мнению руководителей Международного союза латинского нотариата, неучастие нотариуса в странах англосаксонской системы в сфере имущественных отношений обусловило многочисленные нарушения при заключении сделок, а затраты, в частности, на содержание судов ввиду неразвитости системы нотариата кратно превышают такие же затраты в континентально-европейских гражданско-правовых системах. Так, если в странах континентальной Европы оспаривается один нотариальный акт на 1000 (0,1%), то в США, где сделки заключаются без нотариуса, — 40-50 договоров из 1000 (4-5%).

В нашей стране в пользу нотариального удостоверения  сделок с землей говорит сама сложившаяся  действительность. В России в результате приватизации собственниками земельных участков (земельных долей) стали сотни тысяч граждан и юридических лиц. Это повлекло значительное развитие вторичного рынка земли. При этом собственники в большинстве случаев не обладают элементарными правовыми знаниями при заключении договоров и нуждаются в услугах профессионального юриста, каковым и является нотариус.

Очевидно, что  удостоверение сделок с землей нотариусом способствует предварительному контролю за законностью действий участников гражданского оборота и, как следствие, снижению количества споров в судах.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России»  на 2007-2011 гг. (утв. Постановлением Правительства  РФ от 21.09.2006 г. № 583) развитие внесудебных  способов урегулирования споров является одним из приоритетных направлений судебной реформы.

Именно нотариат, на наш взгляд, может взять на себя функцию разрешения споров, вытекающих из нотариально оформленных сделок, объектом которых выступает земля. При этом законодательно, путем внесения соответствующих поправок в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданский процессуальный и Земельный кодексы Российской Федерации, следует закрепить императивную подведомственность данной категории споров.

Прежде чем  обратиться в суд, стороны должны будут пройти процедуру урегулирования возникшего между ними правового конфликта у нотариуса, который удостоверял соответствующую сделку с землей. В данном случае нотариус будет выступать в качестве медиатора, нацеленного на разрешение спора сторон во внесудебном порядке. Очевидно, что нотариусу, удостоверившему сделку с землей и выступившему гарантом ее законности, гораздо легче будет урегулировать возникший спор.

Однако процедура  урегулирования спора между сторонами  при содействии нотариуса будет  отличаться от общепринятых представлений о медиации, прежде всего в силу наличия у нотариуса определенного публичного статуса, позволяющего ему действовать от лица государства и использовать властные полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 05.04.2011);

3."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011);

4. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 06.04.2011)

5. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 06.04.2011);

6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 02.02.2011);

7.Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995);

8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О третейских судах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

9. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998);

10. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы;

11. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 05.07.2010);

12. Ерофеев Б.В. Земельное право России – Москва: Юрайт, 2004.- 654 с.;

13. Правоведение / Под ред. В.А. Козбаненко – М.: Дашков и Ко, 2006. – 1072 с.




Информация о работе Судебный порядок разрешения земельных споров