Судебный порядок разрешения земельных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Содержание

Введение 3
1. Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц 4
2. Понятие и причины возникновения земельных споров 7
2.1. Причины возникновения земельных споров 8
2.2. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров 8
3. Порядок рассмотрения земельных споров 10
4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам 15
4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам 17
4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам 18
5. Порядок исполнения решений по земельным спорам 19
6. Заключение……………………………………………………………………………….22
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

Судебный порядок разрешения земельных споров.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

4) недобросовестное поведение отдельных  субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить  свое материальное и финансовое  благополучие за счет противоположной  стороны по земельному спору.

2.2. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров

Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать:

1) совершенствование действующего  законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При  этом совершенствование закона  должно идти по трем основным  направлениям:

- совершенствование материальных  норм права, в частности, более  четкой регламентации правомочий собственников, арендаторов земельных участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организация и т. п.;

- совершенствование процессуальных  норм права, от надлежащего  действия которых зависит быстрота  реализации правомочий субъектов  и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о  формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов данного вида отношениях;

- совершенствование нормативных  актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящих к тем или иным земельным угодьям;

2) совершенствование практики доведения  до всех граждан и юридических  лиц, находящихся на территории  России, вновь принимаемых нормативно-правовых  актов. Согласно ст. 15 Конституции  России, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

Обязательная публикация вновь  принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных  периодических изданиях, способствуя  совершенствованию правосознания  субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

3)правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных споров и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам наказуемы в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежащее совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

Совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлении  на расширение круга лиц, могущих  обжаловать незаконные действия указанных  органов и их работников;

4) пресечение недобросовестного поведения отдельных субъектов земельных правоотношений, их незаконного стремления строить свое финансовое и материальное благополучие за счет других лиц и порождения вследствие этого заведомо незаконных заявлений. Этому служат такие положения в законодательстве, как институт взыскания морального вреда, получивший полноправное действие; институт гражданской пошлины, которую заявитель, обращаясь в суд, обязан предварительно заплатить; в случае проигрыша дела данная пошлина уплачивается им полностью, возложение ее на другую сторону спора возможно лишь при проигрыше дела последней (ст. 88-93 ГПК);

5) профилактика земельных споров. Ей способствует и правильное разрешение дел в судах, арбитражных и третейских судах, поскольку ошибки в решении споров порождают дополнительные жалобы, кассационные и надзорные производства и т. п.

правильному же решению земельных  споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым  имеются значительные пробелы в  действующем законодательстве; вынесение  пленумами судов руководящих определений и постановлений, публикующихся в Бюллетене Верховного Суда РФ, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и в других официальных и периодических изданиях.

Наконец, профилактике земельных споров служит освещение деятельности судов  по рассмотрению данной категории дел в средствах массовой информации и по телевидению, их надлежащая оценка.

3. Порядок рассмотрения  земельных споров

До земельной реформы в России земельные споры разрешались  главным образом в административном порядке. Судебные инстанции всячески ограничивали свою подведомственность по разрешению земельных споров, перекладывая эти заботы на органы государственного управления, которые часто бывали виновниками в возникновении земельных конфликтов. Во многом такой позиции судов содействовала долгое время господствовавшая в теории земельного права концепция об особом неимущественном характере земельных отношений и земли в системе материальных ценностей, на основании которой проводилось разделение споров на чисто земельные и на споры о прочей недвижимости, и, следовательно, невозможности применения судебного порядка разрешения земельных споров. В сегодняшних условиях данная позиция противоречит ст. 2 ГК РФ, согласно которой земельные отношения в имущественной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. По действующему в настоящее время законодательству любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен согласно подведомственности в суде или в арбитражном суде. Согласно ст. 118 Конституции РФ, земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, т. е. регламентированной законом процедуры рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело – пересмотру (ч. 4 ст. 362 ГПК, ч. 4 ст. 270 АПК).

При определении подведомственно  земельных споров арбитражному суду нужно исходить из ст. 22 ГПК РФ, ст. 34 АПК и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых  вопросах подведомственности по судам и арбитражным судам».

Систему арбитражных судов в  РФ составляют: Высший Арбитражный  суд РФ, федеральные суды округов  и арбитражные суды субъектов  РФ. Компетенция этих судов определена в ст. ст. 10, 24, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ».

Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции  РФ), обеспечению которого служат следующие  основные принципы судебного разбирательства:

1) недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК). Поэтому, например, формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон договора обращаться за защитой в суд;

2) равные процессуальные  права сторон на представление  в суде доказательств и исследование  их, заявление ходатайств, дачу устных  и письменных объяснений, возражений  другой стороне и т. п. (ст. 34 ГПК, ст. 41, 44 АПК);

3) равная обязанность  сторон в доказывании тех обстоятельств,  на которые она ссылается как  на основание своих требований  или возражений (ст. 56 ГПК, ст. 65, 66 АПК);

4) равные права  сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ст. 320 ГПК, ст. 257 АПК).

Процессуальный  порядок рассмотрения земельных  споров можно подразделить на следующие  стадии:

- обращение в  суд заинтересованной стороны  за защитой своего нарушенного  или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 131 ГПК, ст. 35 АПК). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

Обращение считается  свершившимся, если исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого начинает свой отсчет срок, отпущенный законом на рассмотрение, который не может превышать одного месяца в суде (ст. 107, 108 ГПК) и двух месяцев в арбитражном суде.

- возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде. Ему предшествует проверка судом поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т. п. (ст. 147 ГПК).

Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд  выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела (ст. 147 ГПК, ст. 137 АПК).

- Вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся:

а) в открытии судебного заседания, установлении особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном деле могут участвовать только лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 34 ГПК, ст. 32 АПК), иные лица, присутствующие в зале, обязаны соблюдать установленный порядок и тишину, в случае нарушения которого судья вправе вынести определения о применении санкций, предусмотренных законом;

б) в проверке явки сторон и других лиц, участвующих  в деле, принятии к ним мер, предусмотренных  законом. В частности, лицам участвующим  в деле, разъясняются их права и обязанности (ст. 355 ГПК, ст. 40 АПК); свидетели удаляются до начала судебного заседания из зала суда; в отношении состава суда, прокурора, если он участвует в деле, решается вопрос об отводе (ст. 16, 17, 18 ГПК, ст. 21 АПК) и т. п.

- Стадия судебного  разбирательства (рабочая стадия рассмотрения земельного спора), включающая в себя подстадии:

а) доклад дела –  оглашение материалов, поступивших  в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле, поскольку одним  из принципов судебного разбирательства является устность и непосредственность исследования материалов дела в судебном заседании;

б) заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т. п.;

в) оценка доказательств в суде через судебные прения сторон, в  которых каждая из сторон, участвующих  в земельном споре, излагает свою точку зрения на результаты исследования материалов дела, комментирует их, дает свою оценку.

- Стадия принятия решения по  данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом: обеспечение тайны совещательной комнаты; публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства и т. п. Арбитражный же суд не скован такими жесткими формальностями, и на него лишь возложена обязанность объявления решения по земельному спору (ст. 178 АПК).

Решение суда должно быть законным и  обоснованным и вынесенным только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 195 ГПК, ст. 170 АПК). Не допускается вынесение решения по предположениям, не подтвержденным доказательствами.

Добывание, предъявление в судебное заседание, оперирование в судебном заседании доказательствами является центральным элементом судебного  процесса.

Закон определяет следующие признаки, которыми должны обладать доказательства:

1) относимость к данному земельному  спору по предмету спора (ст. 59 ГПК, ст. 171 АПК), т. е. суд принимает  при рассмотрении земельного  спора только те доказательства, которые имеют отношение к данному делу;

2) допустимость (ст. 60 ГПК, ст. 66 АПК), выражающаяся в том, что обстоятельства  дела, которые по закону должны  быть подтверждены определенными  средствами доказывания, не могут  подтверждаться никакими другими  средствами доказывания;

Информация о работе Судебный порядок разрешения земельных споров