Субъекты и объекты земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Правовая ситуация в России такова, что земельные проблемы, в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Содержание

Введение
Основная часть
I. Объекты права собственности на землю
II. Субъекты права собственности на землю
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

земельное.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Основная часть

I. Объекты права собственности на землю

II. Субъекты права собственности на землю

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  Контрольной работы: Субъекты и объекты  права собственности на землю.

Введение

Правовая  ситуация в России такова, что земельные  проблемы, в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Важным  результатом современных земельных  преобразований является утверждение  не только государственной, но и также муниципальной и частной собственностью пересмотра содержания правовых институтов и отношений.

Соответственно  в земельном праве становится актуальна проблема определения  круга субъектов, имеющих возможность  стать собственниками земельных  участков.

Объектом  контрольной работы являются общественные отношения, связанные с установлениями, прекращением земельных правоотношений.

Предметом данной работы является субъекты и  объекты права собственности  на землю.

 

Основная часть

  1. Объекты права собственности на землю

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ст. 6, объектами  земельных отношений являются: земля  как природный объект и природный  ресурс, земельные участки части  земельных участков.1

Понятие "природные ресурсы" используется в ст. 9 и 72 Конституции  РФ. Назначение природных ресурсов намного шире и содержательнее: они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В природных ресурсах могут выделяться предметы, способные быть объектами отношений собственности, но никак наоборот. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" содержатся следующие определения: земля как природный объект есть естественная экологическая система, природный ландшафт, а как природный ресурс - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.2

Земельный Кодекс РФ определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы, которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке.

ЗК РФ по-новому, в сравнении  с ранее действующим законодательством, определяет земельный участок как  объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том  числе и ее почвенный слой), границы, которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке.

Такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия "земля" и "земельный участок" являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким-либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы). Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы.. Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.3

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

ЗК РФ предусмотрена возможность  указывать вышеперечисленные категории  земель в актах федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и актах органов местного самоуправления. Регламентация порядка предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кодекс возлагает на Правительство  РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также  по их переводу из одной категории  в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение  к той или иной категории земельных  участков, находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации, и  земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной  собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению  земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного  назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории  в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности.

 

    1. Субъекты права собственности на землю

В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками  земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования. При этом указанные  субъекты права являются также участниками  отношений, регулируемых гражданским  законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). Таким образом, вещные и иные права на земельные  участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью  в соответствии с гражданским  законодательством.

Правоспособность гражданина - это  его способность иметь гражданские  права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Содержание правоспособности гражданина в общем виде определено в ст. 18 ГК РФ: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;

заниматься предпринимательской  и любой иной не запрещенной законом  деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в  обязательствах; избирать место жительства;

иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений  и иных охраняемых законом результатов  интеллектуальной деятельности; иметь  иные имущественные и личные неимущественные  права.4

В силу обладания гражданской правоспособностью  любой гражданин имеет право  участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать  это право. Иными словами, для  самостоятельной реализации всего  объема своей правоспособности гражданин  должен обладать дееспособностью.

Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина - это его способность  своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя гражданские обязанности  и исполнять их (гражданская дееспособность). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан  является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную  имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином  волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической  зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и  нести обязанности закон предусматривает возраст.

Гражданская дееспособность возникает  в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение  полной дееспособности и в более  раннем возрасте.

Во-первых, в случае, когда законом  допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает  дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная  в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и  в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.

Во-вторых, ГК РФ ввел понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, - эмансипация (объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным). Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может  быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской  деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать  сделки с земельными участками с  письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками  за малолетних (детей, не достигших  возраста 14 лет) могут совершать  от их имени их родители, усыновители  или опекуны. Сделку с земельным  участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (см. ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (см. ст. 30 ГК РФ).

Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они  вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства  и целей, непосредственно не связанных  со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.

Следует обратить внимание, что содержание понятия "граждане", которым оперирует  ЗК РФ, охватывает граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства. При  этом согласно ФЗ от 31.05.2002 г. "О гражданстве  Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 01.07.2002 г.);

б) лица, которые приобрели гражданство  Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом (ст. 5).

Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3).

Права иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ). Данное правило основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  национальный режим, который в отдельных  случаях может быть ограничен  федеральным законом.

Статус  иностранных граждан и лиц  без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Как  следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о с лучаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами". Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 cт. 35, п. 9 cт. 36 ЗК РФ.

Информация о работе Субъекты и объекты земельного права