Субъекты, объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры. Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений.

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

МинОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное 

учреждения высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет безотрывных форм обучения


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

(фамилия, имя, отчеств, группа)

 

Проверила       

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 20___ г. 

 

Вариант №1

Понятие и значение авторского права

Термин "авторское  право" понимается в двух значениях: 
- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства; 
- в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. 
Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); 
- сочетание личных интересов автора с интересами общества; 
- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; 
- свобода авторского договора.

Основной задачей  авторского права является, с одной  стороны, обеспечение интересов  авторов и их правопреемников, а  с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой  культуры. 
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования. 
В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе). 
Такое согласие фиксируется в договоре, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое употребление будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом и сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору. 
В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, участником которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами. 
Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (т.е. либо право России, либо страны проживания контрагента). Этот вопрос стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, т.е. нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях. 
Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.

Субъекты  авторского права

Авторские правоотношения – отношения предполагающие множество  участников. В них участвуют, с  одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъекты авторского права, в широком понимании, –  это лица участвующие в авторских  правоотношениях. При таком определении  субъектами авторского права будут  являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, - это  авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские  права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем  личных авторских прав.

В Законе автор определен  как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

Таким образом, автор  – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При  этом авторская правоспособность возникает  с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться  авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права  автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что  для возникновения авторского права  не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право  распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права (п.2 ст.27 Закона).

На стороне автора может выступать и «множественный»  носитель авторских прав – соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или  устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству[1]. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем  законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как  неделимое соавторство, так и  делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2 п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя.

Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного  автора в произведение? Кому принадлежит  право на использование произведения созданного в соавторстве?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право  на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную  им часть произведения, имеющую самостоятельное  значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между  ними.

Право на использование  произведения в целом принадлежит  соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона).

В качестве субъекта авторских правоотношений могут  выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями).

В качестве особых субъектов авторского права можно  выделить: специальные ведомственные  органы (в советский период, например, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.

Действующим законодательством  предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами  владельцев авторских и смежных  прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда  индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее  время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами  на коллективной основе. К их числу  следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной  сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Объекты авторского права

Отношения, возникающие в  связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций  эфирного или кабельного вещания (смежные  права), с 1 января 2008 г. регулируются главой 70 ГК РФ.

Согласно статье 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства  независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Произведение – это  «совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение  в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». К объектам авторского права относятся также программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые охраняются как литературные произведения.

Произведение науки, литературы или искусства признается объектом авторского права, если оно отвечает следующим признакам.

Во-первых, является результатом  творческой деятельности человека, обусловлено реализацией творческих способностей конкретного лица (лиц), поэтому обладает оригинальностью и неповторимостью. При этом не имеет значения степень значимости произведения для развития науки, литературы и искусства.

Независимо от того, гениально  произведение или посредственно, оно в равной мере подлежит правовой охране. Если же деятельность гражданина не носит творческого характера, аналогичный результат может быть достигнут и другими лицами, то он не является объектом авторского права.

Во-вторых, произведение становится объектом авторского права с момента  придания ему объективной формы. До тех пор пока произведение существует лишь в замыслах автора, не получая  внешнего выражения, оно не подлежит правовой охране.

Причем не обязательно, чтобы  объективная форма произведения была материальной:

  • письменной (в виде рукописи, нотной записи);
  • объемно - пространственной (в виде скульптуры, макета);
  • в виде звуко или видеозаписи;
  • в виде изображения (рисунка, картины, эскиза, фотокадра);

Если произведение было объективировано  в устной форме (посредством публичного произнесения, публичного исполнения), оно также является объектом авторского права.

В таких случаях произведение становится доступным для восприятия третьих лиц, может быть воспроизведено другим субъектом и вследствие этого  нуждается в правовой охране.

Необходимо различать  произведение как совокупность идей, мыслей и образов, которое является благом нематериальным, и его материальную форму. Это самостоятельные объекты, хотя они зачастую неразрывно связаны  между собой (картина).

Авторское право на произведение не связано с правом собственности  на материальный объект, в котором  произведение выражено, и передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав на произведение.

Произведение является объектом авторского права независимо от его  обнародования. Под обнародованием понимается действие, которое впервые  делает произведение доступным для  всеобщего сведения путем его  опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или по кабелю либо иным способом.

В тех случаях, когда о  существовании произведения известно только автору, оно тем не менее  является объектом авторского права  с момента его создания в объективной  форме.

В качестве объекта авторского права может выступать не только произведение в целом, но и его  часть, включая его название, которая  удовлетворяет рассмотренным выше признакам и может использоваться самостоятельно, например, главы в  учебнике.

В соответствии с пунктом 7 ст. 1259 ГК РФ в качестве объекта  авторских прав может выступать персонаж произведения, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда.

К объектам авторского права  также относятся производные  и составные произведения. Произведение является производным в том случае, если оно представляет собой переработку  другого произведения науки, литературы и искусства (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки).

Хотя, как правило, производное  произведение основано на произведении другого автора, тем не менее оно  является самостоятельным объектом авторского права, поскольку в результате творческой обработки приобретает  новое содержание.

Автор производного произведения пользуется авторским правом на созданное  им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося  переводу, переделке, аранжировке или  другой переработке.

К составным произведениям  относятся различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). Творческий характер таких произведений заключается  в подборке, систематизации и расположении материалов.

Авторское право составителя  распространяется только на осуществленные им подбор или расположение материалов, но и на содержание таких материалов.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с  создателем произведения.

Составитель осуществляет свое авторское право при условии  соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Некоторые произведения, являющиеся результатом творческого труда, существующие в объективной форме, тем не менее не относятся к  объектам авторского права.

Официальные документы государственных  органов и органов местного самоуправления (нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки) – это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности конкретных физических лиц. Однако создатели указанных объектов не наделяются авторскими правами исходя из необходимости их использования в публичных интересах.

Кроме того, не являются объектами  авторского права произведения народного  творчества (фольклор) в силу неопределенности личности автора, а также сообщения  о событиях и фактах, имеющие исключительно  информационный характер (сообщения  о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств).

Авторское право не распространяется также на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения  технических, организационных или  иных задач, открытия, факты, языки программирования.

 

Задача. Работники технологического бюро Иванов и Петров в установленном законом порядке признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В народный суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышеву и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам.

Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?

 

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата  интеллектуальной деятельности  признается гражданин, творческим  трудом которого создан такой  результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого  вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его  автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной  деятельности принадлежит право  авторства, а в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, право на  имя и иные личные неимущественные  права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные  права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

 


Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и  имени может осуществлять любое  заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право  на результат интеллектуальной  деятельности, созданный творческим  трудом, первоначально возникает  у его автора. Это право может  быть передано автором другому  лицу по договору, а также может  перейти к другим лицам по  иным основаниям, установленным  законом.

4. Права на результат  интеллектуальной деятельности, созданный  совместным творческим трудом  двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

 

Согласно статье 1228 иски от Фролова и Власова не подлежат удовлетворению.

 

Анализ основных положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности

Парижская конвенция является наиболее универсальным многосторонним международным  соглашением в области охраны промышленной собственности. Конвенция  закрепила в основном принципы и  положения в области охраны промышленной собственности, в ней не содержится единых правовых норм, касающихся охраны отдельных объектов промышленной собственности  в странах-участницах.

Конвенция исходит из того, что  охрана объектов промышленной собственности  регулируется исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции  не устраняет необходимости патентования этих объектов в других государствах-участниках.

Принятие Парижской конвенции по охране промышленной собственности облегчило получение правовой охраны на объекты промышленной собственности за рубежом за счет введения:

1.Принципа национального режима (ст.ст. 2,3 Конвенции).

Принцип национального режима означает, что иностранные граждане и фирмы  пользуются теми же правами и теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, которые национальный закон предоставляет  в отношении охраны промышленной собственности собственным гражданам. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, которые имеют постоянное местожительство, промышленное или торговое предприятие  на территории одной из стран-участниц Конвенции.

Из-за больших различий между национальными  патентными законами национальный режим  согласно Парижской конвенции может  быть предоставлен только на основе принципа так называемой формальной взаимности, заключающейся в том, что государства  взаимно обеспечивают не равенство  конкретных прав, а равенство в  правах иностранных заявителей и  граждан данного государства, т.е. иностранцы получают только те права, которыми пользуются граждане данного  государства.

2.Права приоритета (конвенционного приоритета) (ст. 4 Конвенции).

Право приоритета (конвенционного приоритета) предусматривает, что любой заявитель  или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной  стране, может в течение определенного  срока требовать охрану во всех остальных  странах-участницах с сохранением  приоритета первой заявки. При этом датой подачи заявки в другой стране будет считаться не дата фактической  подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата подачи первой заявки). Конвенция  устанавливает срок конвенционного приоритета для изобретений и  полезных моделей 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев со дня, следующего за днем подачи первой правильно оформленной заявки в любой из стран Союза.

Право конвенционного приоритета позволяет  заявителю оформить заявку для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц Конвенции без опасения в течение  установленного срока утратить новизну  объекта заявки.

3.Временной охраны (выставочного приоритета) (ст.11 Конвенции).

Страны Союза предоставляют  в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. Эта охрана устанавливается с  даты начала проведения международной  выставки при условии подачи заявки в течение определенного срока, устанавливаемого законодательством  страны-участницы Конвенции, которая  проводит выставку.

4.Принципа независимости патентов (ст.4bis Конвенции).

Патенты, выданные в разных странах  на одно и то же изобретение, являются самостоятельными и не зависят друг от друга.

Парижская конвенция способствует созданию баланса интересов правообладателей и общества за счет введения:

1.Права преждепользования (ст. 4В Конвенции).

Сущность права преждепользования  состоит в том, что лицо, которое  начало использовать изобретение или  сделало для этого необходимые  приготовления до подачи на него заявки другим лицом, имеет право безвозмездно использовать это изобретение без  расширения объема использования.

Это позволяет сделать вывод  о том, что в международном  праве существует норма, согласно которой  конвенционный приоритет ограничен  национальным правом преждепользования .

2.Правила применения санкций за не использование или недостаточное использование прав на объект промышленной собственности (ст.5А Конвенции).

Такой санкцией является принудительная лицензия, которая, однако, не может  быть потребована по причине неиспользования  или недостаточного использования  до истечения срока в 4 года, считая с даты подачи заявки на патент, или 3 лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который  истекает позднее.

В выдаче принудительной лицензии будет  отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено  уважительными причинами.

3.Право на использовании охраняемых устройств на транспортных средствах, временно или случайно находящихся на территории страны, где действует патент при условии, что они применяются исключительно для нужд этих транспортных средств (ст. 5ter Конвенции).

Конвенция устанавливает положения о правовой охране отдельных видов объектов промышленной собственности:

1.Положение о представлении правовой охраны промышленным образцам (ст.5quinguies Конвенции).

Конвенция содержит только общее положение  об охране промышленных образцов. Страны – участницы Конвенции устанавливают  сферу их правовой охраны по своему усмотрению:

- нормами патентного права;

- нормами авторского права;

- другими нормами.

2.Предоставление охраны общеизвестным товарным знакам (ст.6bis Конвенции).

Общеизвестные товарные знаки охраняются в силу приобретения ими высокой  репутации, что и делает их широко известными. Факт широкой известности  устанавливается ведомством страны регистрации.

3.Предоставление охраны коллективным товарным знакам, которые принадлежат крупным объединениям (например, концернам) (ст.7bis Конвенции). Охрана обеспечивается нормами национального законода-тельства.

4.Предоставление охраны знакам обслуживания (ст.6sexies Конвенции).

Положение не обязывает страны –  участницы Конвенции принимать  специальные законы по охране знаков обслуживания, допускается обеспечение  охраны другими способами.

5.Предоставление охраны наименованиям мест происхождения товаров (ст.ст.1(2) Конвенции).

6.Предоставление охраны фирменным наименованием (ст.8Конвенции).

Охрана фирменного наименования странами – участницами Конвенции обеспечивается без обязательной подачи на него заявки или регистрации.

Конвенция вводит ограничение, не допускающее  использования без разрешения компетентных органов власти в качестве товарных знаков или в качестве элементов  знаков:

  • гербов, флагов и государственных эмблем стран – участниц Конвенции; введенных ими официальных знаков и клейм контроля;
  • сокращенных или полных наименований международных, межправительственных организаций, членами которых являются одна или несколько стран – участниц, их гербов, флагов и других эмблем. (ст.6ter Конвенции).


Информация о работе Субъекты, объекты авторского права