Земельное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ правового регулирования государственной собственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…....3
1. Понятие и виды государственной собственности на землю…...……………5
2. Разграничение государственной собственности на землю…...……………..6
3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений………………...………………………………9
4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений……….13
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...…....3

1. Понятие и виды государственной  собственности на землю…...……………5

2. Разграничение государственной  собственности на землю…...……………..6

3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений………………...………………………………9

4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений……….13

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.

Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали  коренного пересмотра сложившихся  за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результате экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и получила статус одной из форм собственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новые подходы к характеристике государственной собственности на землю.

Участие государства  в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено суверенными правами, политической властью.

В соответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФ признаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю. От того, как будет проходить этот процесс и каковы будут его результаты, зависит развитие регионов и государства в целом.

Объектом исследования данной контрольной работы является система законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих государственную  собственность.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с осуществлением правомочий собственника субъектом права государственной собственности на землю.

Целью данной работы является анализ правового регулирования  государственной собственности  на землю в настоящее время. Контрольная  работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

 

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ  НА ЗЕМЛЮ

 

В соответствии со статьей 8 Конституции  Российской Федерации1 в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также в статье 9 данного основополагающего документа говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земли, которые не находятся в  частной собственности граждан  и юридических лиц, либо в муниципальной  собственности, являются государственной собственностью. Земли государственной собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области (субъекта Федерации)2.

При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности государство руководствуется определенными целями. В частности, могут быть выделены следующие цели:

  1. предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;
  2. соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;
  3. обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;
  4. обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;
  5. регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий3.

Большинство земель в РФ находится в основном в  государственной собственности. Это  связано, надо полагать, с тем, что  государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником4.

Еще одним элементом  государственной собственности  является то, что в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве.

Таким образом, государственная собственность  на землю является одной из форм собственности на данный природный  объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

 

2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ  НА ЗЕМЛЮ

 

Начало разграничению  государственной собственности  положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах”5.

Этот Указ установил  правило, в соответствии с которым  разграничение государственной  собственности на природные ресурсы  определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и  растительного мира, федеральных  природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

В соответствии с названным Указом к федеральным  природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные  объекты, предоставляемые для обеспечения  нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

Вопрос о  разграничении государственной  собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”6.

Этим законом  был признан утратившим силу Федеральный  закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении  государственной собственности на землю”7.

В настоящее  время вопросы разграничения  государственной собственности  на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”8.

В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации  права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права  собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует также  обратить внимание на то, что порядок  государственной регистрации права  собственности на земельный участок  при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”9 государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении  указывается основание возникновения  права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной  регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

В настоящее  время действует Постановление  Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»10.

Таким образом, при разграничении  государственной собственности  на землю законодатель выделяет собственность  Российской Федерации, собственность  субъекта Российской Федерации, а также  собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

3. федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

 

В соответствии с упоминавшимся Федеральным  законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники) отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, конституций и законодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов11.

Участие органов  государственной власти в регулировании  и реализации общественных отношений различно. Система и порядок функционирования органов управления в области земельных отношений предусмотрены различными главами Земельного кодекса РФ12; разрешение судами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системы споров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-материальной ответственности; часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных ст. 9 и 10 Земельного кодекса, реализуется законодательными и представительными органами РФ и ее субъектов.

Полномочия  России в области земельных отношений, предусмотренные ст. 9 ЗК, основываются на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этой статье Конституции РФ в области земельных отношений относятся:

1) регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области земельных отношений);

2) федеральная  государственная собственность  (прежде всего на земельные  участки и расположенные на  них сооружения, на иные природные  ресурсы) и управление ею;

3) установление  основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

4) гражданское,  гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных  отношений, возникающих при использовании  и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);

5) метеорологическая  служба, стандарты (в том числе  в области земельных отношений,  охраны окружающей среды).

Информация о работе Земельное право