Лекции по "Землеустроительному проектированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:52, курс лекций

Краткое описание

Рациональное использование всех земельных ресурсов, регулирование земельных отношений представляет собой весьма сложную проблему. Ее решение требует максимального вовлечения земель в народнохозяйственный оборот; повышения интенсивности использования продуктивных угодий и культуры земледелия; активной борьбы с эрозией почв, а также с другими отрицательными воздействиями на землю, ее порчей и загрязнением. Конституцией РК, принятой на референдуме 30 августа 1995г., признана правомерной наряду с основной государственной, также частная собственность на землю на условиях, основаниях и в пределах, установленных законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции зем пр ЗУ.docx

— 155.62 Кб (Скачать файл)

Контрольные вопросы:

  1. История развития землеустроительного проектирования.
  2. Направления в землеустроительной науке и практике.
  3. Развитие землеустроительной науки со времени образования колхозно-совхозного землепользования.
  4. Перемены в землеустройстве, происходящие в последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям.

 

Лекция №3. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Задачей земельной реформы является образование нового земельного строя, преобразование земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для эффективного функционирования различных форм хозяйствования на земле, формирования и развития рынка земли, обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв.

Историю развития земельных отношений в  Республике Казахстан после распада Советского Союза можно условно разделить на три этапа. Соответственно земельное законодательство совершенствовалось по мере необходимости их правового регулирования в условиях перехода к рыночной экономике.

На  начальном этапе (1990-1993гг.) были приняты  Земельный кодекс, законы «О земельной реформе», «О крестьянском хозяйстве», «О земельном налоге». Они сыграли определенную положительную роль в создании новых форм хозяйствования на земле. Но, с внедрением рыночных отношений во все сферы народного хозяйства и развитием частного предпринимательства, исключительная собственность государства на землю стала сдерживающим фактором этих процессов.

Второй  этап развития земельных отношений (1994-1995гг.) связан с адаптацией земельного законодательства к условиям рынка. Был принят ряд указов Президента по вопросам регулирования земельных  отношений и их совершенствования, которые способствовали вовлечению земли в рыночные отношения посредством  введения института купли-продажи права землепользования. При этом были сохранены конституционные основы государственной собственности на землю. Эти указы создали первые предпосылки для развития новых земельных отношений в республике. 

Третьим этапом - логическим продолжением развития процесса - стало введение частной  собственности на землю. Свое отношение  к вопросу собственности на землю  граждане Казахстана высказали на референдуме  по принятию новой Конституции 30 августа 1995 года. В Республике Казахстан, в одном из первых среди государств СНГ, конституционно признана частная собственность на землю. Согласно Основному закону страны, теперь земля может находиться наряду с государственной собственностью и в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Именно  таким законом является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О земле», который был принят 22 декабря 1995 года.

Этот  Указ является важнейшим законодательным  актом. В нем нашли место правовые нормы, отражающие реально происходящие в стране социально-экономические и политические процессы. Его стержневым моментом является признание, наряду с государственной, частной собственности на землю.

Признано  возможным передать в частную собственность граждан Республики Казахстан земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, а также для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме того, в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц, включая и иностранных, могут находиться земельные участки, необходимые для осуществления технологической деятельности предприятий. Это - земли, предоставленные под застройку производственными и непроизводственными зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земельные участки, предназначенные для обслуживания этих зданий и сооружений в соответствии с их назначением.

Теперь  граждане и негосударственные юридические  лица могут приобретать в частную собственность земельные участки под строительство жилых домов, фабрик, заводов, офисов, гаражей, торговых, бытовых и других производственных и непроизводственных объектов или уже застроенные такими объектами. Именно эти земли являются наиболее вовлеченными в товарные отношения и представляют основной коммерческий и инвестиционный интерес. Введение на них частной собственности открывает отечественным и иностранным инвесторам возможность строить в республике свои предприятия, не опасаясь произвола местных властей и всевозможных вымогателей, ибо право частной собственности в стране защищено законом.

Собственники  земельных участков вправе совершать  в отношении своих участков любые сделки, не запрещенные законодательством. Так, они могут продать участок по договорной цене, внести в качестве взноса в уставный фонд хозяйственного товарищества, передать в залог, подарить, завещать, сдать во временное землепользование, то есть могут распорядиться им по своему усмотрению без получения каких-либо разрешений государственных органов.

В соответствии с этим законом земля  в Казахстане стала объектом купли-продажи. Вместе с тем Указом установлено, что на данном этапе экономического развития страны не могут находиться в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения (кроме земельных участков граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства).

Не  могут находиться в частной собственности  также земли обороны, лесного  и водного фондов.

Не  подлежат передаче в частную собственность  земли особо охраняемых природных  территорий: земли государственных природных заповедников, национальных природных парков, дендрологических и зоологических парков, ботанических садов, государственных природных заказников, памятников природы, лесных резерватов. А также не передается в частную собственность земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, историко-культурное, рекреационное и лечебно-оздоровительное назначение (зоны отдыха, санаторно-курортные зоны).

Не  могут быть переданы в частную  собственность также земли общего пользования населенных пунктов.

Вся земля, которая не передана в частную  собственность, является государственной собственностью и предоставляется в пользование.

Право землепользования также является объектом рыночных отношений. Негосударственные землепользователи могут без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом. А именно: продавать, дарить, менять, сдавать во вторичное земельное пользование, переуступать в иных формах: сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставные фонды хозяйственных товариществ и так далее, то есть совершать в отношении этого права все сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством.

Передача  земельных участков из государственной  собственности в частную в республике производится за плату, за исключением установленных законодательством случаев бесплатной передачи.

Безвозмездно  передаются гражданам Казахстана в  частную собственность земельные  участки, в пределах установленных  Правительством норм, для ведения  личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства. В остальных случаях земельные участки приобретаются у местных исполнительных органов по утвержденным Правительством страны ставкам платы за землю.

Предоставление  государством в лице уполномоченного  органа права постоянного землепользования осуществляется также за плату, за исключением случаев, когда землепользователями являются:

- государственные юридические лица;

- негосударственные юридические  лица, получившие земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства в пределах установленных норм;

- крестьянские (фермерские) хозяйства  - за землю, предоставленную в пределах установленных норм.

Собственники  земельных участков и постоянные землепользователи платят государству земельный налог в соответствии с налоговым законодательством республики.

При сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду взимается арендная плата, размер которой установлен Правительством республики. При продаже или сдаче в аренду собственником своего земельного участка, при продаже негосударственным землепользователем принадлежащего ему права землепользования, а также при сдаче им земельного участка в аренду размер платы за передачу земельных участков определяется соглашением сторон, по договоренности между ними.

В случаях предоставления на территории Республики Казахстан земельных участков в аренду другим государствам размер арендной платы определяется договорами, заключенными Казахстаном с этими государствами.

Принятие  Указа, имеющего силу закона, «О земле», имело большое значение для становления  и развития земельных отношений, для продвижения земельной реформы. Этот законодательный акт полностью корреспондируется с положениями Конституции страны и Гражданским кодексом Казахстана. Для реализации его в жизнь потребовалась разработка целого пакета подзаконных актов. В течение 1996-1997 гг. эти многочисленные документы были подготовлены исполнительными органами по управлению земельными ресурсами (Агентством по управлению земельными ресурсами) и утверждены.

В этих нормативных актах конкретизированы многие положения, а именно:

- установлены нормы предоставления  земельных участков гражданам  и юридическим лицам;

- утверждены формы актов на  право собственности на земельный  участок, право постоянного землепользования  и порядок выдачи их гражданам и юридическим лицам, а также формы типовых договоров о временном землепользовании;

- принято положение о порядке  предоставления права частной  собственности на земельные участки  и права землепользования;

- определен порядок изъятия и  выкупа земельных участков для  государственных надобностей;

- утверждены ставки платы за  землю, продаваемую в частную  собственность или предоставляемую  в землепользование государством, и порядок определения оценочной  стоимости земельных участков, продаваемых  в частную собственность или  предоставляемых в землепользование  государством;

- принят порядок ведения государственного  земельного кадастра;

- установлен порядок залога земельных  участков и прав землепользования в обеспечение ипотечных кредитов;

- определен порядок купли-продажи  находящихся в государственной собственности земельных участков или права постоянного землепользования;

- утверждено положение о порядке  осуществления государственного  контроля за использованием и охраной земель;

- установлен порядок возмещения  потерь сельскохозяйственного и  лесохозяйственного производства  и убытков собственникам земельных  участков и землепользователям  при изъятии сельскохозяйственных  и лесных угодий.

Все эти нормативные акты для третьего, современного этапа новых земельных  отношений для их становления  и для продвижения земельной реформы имеют большое значение.

По  мнению ряда специалистов и ученых из ближнего и дальнего зарубежья, Указ Президента, имеющий силу закона, «О земле» в значительной степени интегрирован в мировую законодательную систему, касающуюся вопросов земельных отношений, и имеет большое демократическое звучание. По значимости этот закон не уступает Земельному кодексу.

Таким образом в стране сформирована правовая нормативная база по регулированию земельных отношений нового поколения, которая полностью отвечает рыночным отношениям, т.е. новому этапу осуществления земельной реформы.

Наиболее  радикальные преобразования осуществляются в аграрном секторе. Здесь земельная  реформа направлена, в основном, на создание правовых, экономических и социальных условий для становления и функционирования новых форм хозяйствования на земле.

В стране практически завершен процесс  реформирования государственных сельскохозяй-ственных предприятий.

В государственной собственности  остались лишь госсельхоз предприятия, занимающиеся прикладными научными исследованиями, племенные заводы, семеноводческие хозяйства, учебно-опытные хозяйства вузов и других учебных заведений, которые не подлежат приватизации по решению Правительства.

В результате этого процесса в аграрном секторе страны происходит становление сельских негосударственных товаропроизводителей:

- крестьянские (фермерские) хозяйства; 

- сельскохозяйственные кооперативы;

- акционерные общества;

- различные формы хозяйственных  товариществ; 

- другие негосударственные сельскохозяйственные организации.

В соответствии с законодательством  членам ликвидированных или неликвидированных колхозов, работникам государственных сельскохозяйственных организаций, преобразованных в негосударственные, а также пенсионерам и лицам, занятым в производственной и социально-культурной сферах обслуживания данных хозяйств и проживающих на их территории, вручены свидетельства на условную земельную долю. Тем самым завершена персонификация условных земельных долей граждан, имеющих право:

Информация о работе Лекции по "Землеустроительному проектированию"