Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:52, курс лекций
Рациональное использование всех земельных ресурсов, регулирование земельных отношений представляет собой весьма сложную проблему. Ее решение требует максимального вовлечения земель в народнохозяйственный оборот; повышения интенсивности использования продуктивных угодий и культуры земледелия; активной борьбы с эрозией почв, а также с другими отрицательными воздействиями на землю, ее порчей и загрязнением. Конституцией РК, принятой на референдуме 30 августа 1995г., признана правомерной наряду с основной государственной, также частная собственность на землю на условиях, основаниях и в пределах, установленных законом.
Контрольные вопросы:
Лекция №3. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Задачей земельной реформы является образование нового земельного строя, преобразование земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для эффективного функционирования различных форм хозяйствования на земле, формирования и развития рынка земли, обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв.
Историю развития земельных отношений в Республике Казахстан после распада Советского Союза можно условно разделить на три этапа. Соответственно земельное законодательство совершенствовалось по мере необходимости их правового регулирования в условиях перехода к рыночной экономике.
На начальном этапе (1990-1993гг.) были приняты Земельный кодекс, законы «О земельной реформе», «О крестьянском хозяйстве», «О земельном налоге». Они сыграли определенную положительную роль в создании новых форм хозяйствования на земле. Но, с внедрением рыночных отношений во все сферы народного хозяйства и развитием частного предпринимательства, исключительная собственность государства на землю стала сдерживающим фактором этих процессов.
Второй этап развития земельных отношений (1994-1995гг.) связан с адаптацией земельного законодательства к условиям рынка. Был принят ряд указов Президента по вопросам регулирования земельных отношений и их совершенствования, которые способствовали вовлечению земли в рыночные отношения посредством введения института купли-продажи права землепользования. При этом были сохранены конституционные основы государственной собственности на землю. Эти указы создали первые предпосылки для развития новых земельных отношений в республике.
Третьим этапом - логическим продолжением развития процесса - стало введение частной собственности на землю. Свое отношение к вопросу собственности на землю граждане Казахстана высказали на референдуме по принятию новой Конституции 30 августа 1995 года. В Республике Казахстан, в одном из первых среди государств СНГ, конституционно признана частная собственность на землю. Согласно Основному закону страны, теперь земля может находиться наряду с государственной собственностью и в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Именно таким законом является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О земле», который был принят 22 декабря 1995 года.
Этот Указ является важнейшим законодательным актом. В нем нашли место правовые нормы, отражающие реально происходящие в стране социально-экономические и политические процессы. Его стержневым моментом является признание, наряду с государственной, частной собственности на землю.
Признано возможным передать в частную собственность граждан Республики Казахстан земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, а также для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме того, в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц, включая и иностранных, могут находиться земельные участки, необходимые для осуществления технологической деятельности предприятий. Это - земли, предоставленные под застройку производственными и непроизводственными зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земельные участки, предназначенные для обслуживания этих зданий и сооружений в соответствии с их назначением.
Теперь
граждане и негосударственные
Собственники земельных участков вправе совершать в отношении своих участков любые сделки, не запрещенные законодательством. Так, они могут продать участок по договорной цене, внести в качестве взноса в уставный фонд хозяйственного товарищества, передать в залог, подарить, завещать, сдать во временное землепользование, то есть могут распорядиться им по своему усмотрению без получения каких-либо разрешений государственных органов.
В соответствии с этим законом земля в Казахстане стала объектом купли-продажи. Вместе с тем Указом установлено, что на данном этапе экономического развития страны не могут находиться в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения (кроме земельных участков граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства).
Не могут находиться в частной собственности также земли обороны, лесного и водного фондов.
Не подлежат передаче в частную собственность земли особо охраняемых природных территорий: земли государственных природных заповедников, национальных природных парков, дендрологических и зоологических парков, ботанических садов, государственных природных заказников, памятников природы, лесных резерватов. А также не передается в частную собственность земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, историко-культурное, рекреационное и лечебно-оздоровительное назначение (зоны отдыха, санаторно-курортные зоны).
Не могут быть переданы в частную собственность также земли общего пользования населенных пунктов.
Вся земля, которая не передана в частную собственность, является государственной собственностью и предоставляется в пользование.
Право землепользования также является объектом рыночных отношений. Негосударственные землепользователи могут без какого-либо разрешения государственных органов распоряжаться этим правом. А именно: продавать, дарить, менять, сдавать во вторичное земельное пользование, переуступать в иных формах: сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставные фонды хозяйственных товариществ и так далее, то есть совершать в отношении этого права все сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством.
Передача земельных участков из государственной собственности в частную в республике производится за плату, за исключением установленных законодательством случаев бесплатной передачи.
Безвозмездно
передаются гражданам Казахстана в
частную собственность
Предоставление государством в лице уполномоченного органа права постоянного землепользования осуществляется также за плату, за исключением случаев, когда землепользователями являются:
-
государственные юридические
- негосударственные юридические лица, получившие земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства в пределах установленных норм;
- крестьянские (фермерские) хозяйства - за землю, предоставленную в пределах установленных норм.
Собственники земельных участков и постоянные землепользователи платят государству земельный налог в соответствии с налоговым законодательством республики.
При сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду взимается арендная плата, размер которой установлен Правительством республики. При продаже или сдаче в аренду собственником своего земельного участка, при продаже негосударственным землепользователем принадлежащего ему права землепользования, а также при сдаче им земельного участка в аренду размер платы за передачу земельных участков определяется соглашением сторон, по договоренности между ними.
В случаях предоставления на территории Республики Казахстан земельных участков в аренду другим государствам размер арендной платы определяется договорами, заключенными Казахстаном с этими государствами.
Принятие Указа, имеющего силу закона, «О земле», имело большое значение для становления и развития земельных отношений, для продвижения земельной реформы. Этот законодательный акт полностью корреспондируется с положениями Конституции страны и Гражданским кодексом Казахстана. Для реализации его в жизнь потребовалась разработка целого пакета подзаконных актов. В течение 1996-1997 гг. эти многочисленные документы были подготовлены исполнительными органами по управлению земельными ресурсами (Агентством по управлению земельными ресурсами) и утверждены.
В
этих нормативных актах
-
установлены нормы
-
утверждены формы актов на
право собственности на
-
принято положение о порядке
предоставления права частной
собственности на земельные
- определен порядок изъятия и выкупа земельных участков для государственных надобностей;
-
утверждены ставки платы за
землю, продаваемую в частную
собственность или
-
принят порядок ведения
-
установлен порядок залога
-
определен порядок купли-
-
утверждено положение о
-
установлен порядок возмещения
потерь сельскохозяйственного
Все эти нормативные акты для третьего, современного этапа новых земельных отношений для их становления и для продвижения земельной реформы имеют большое значение.
По мнению ряда специалистов и ученых из ближнего и дальнего зарубежья, Указ Президента, имеющий силу закона, «О земле» в значительной степени интегрирован в мировую законодательную систему, касающуюся вопросов земельных отношений, и имеет большое демократическое звучание. По значимости этот закон не уступает Земельному кодексу.
Таким образом в стране сформирована правовая нормативная база по регулированию земельных отношений нового поколения, которая полностью отвечает рыночным отношениям, т.е. новому этапу осуществления земельной реформы.
Наиболее радикальные преобразования осуществляются в аграрном секторе. Здесь земельная реформа направлена, в основном, на создание правовых, экономических и социальных условий для становления и функционирования новых форм хозяйствования на земле.
В
стране практически завершен процесс
реформирования государственных сельскохозяй-
В государственной собственности остались лишь госсельхоз предприятия, занимающиеся прикладными научными исследованиями, племенные заводы, семеноводческие хозяйства, учебно-опытные хозяйства вузов и других учебных заведений, которые не подлежат приватизации по решению Правительства.
В результате этого процесса в аграрном секторе страны происходит становление сельских негосударственных товаропроизводителей:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- сельскохозяйственные кооперативы;
- акционерные общества;
- различные формы хозяйственных товариществ;
- другие негосударственные сельскохозяйственные организации.
В соответствии с законодательством членам ликвидированных или неликвидированных колхозов, работникам государственных сельскохозяйственных организаций, преобразованных в негосударственные, а также пенсионерам и лицам, занятым в производственной и социально-культурной сферах обслуживания данных хозяйств и проживающих на их территории, вручены свидетельства на условную земельную долю. Тем самым завершена персонификация условных земельных долей граждан, имеющих право:
Информация о работе Лекции по "Землеустроительному проектированию"