Задачи по "Земельному кодексу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:00, задача

Краткое описание

Законом субъекта РФ определен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и установлено, что данные земельные участки в собственность гражданам предоставляются бесплатно.
Вправе ли субъект РФ устанавливать случаи бесплатного предоставления земель ?

Вложенные файлы: 1 файл

задачи ЗК.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

Задача 4.

Законом субъекта РФ определен порядок  предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и установлено, что данные земельные участки в собственность гражданам предоставляются бесплатно.

Вправе ли субъект РФ устанавливать случаи бесплатного  предоставления земель ?

Решение:

Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, для целей, не связанных  со строительством

1. Органы государственной власти  и органы местного самоуправления  обязаны обеспечить управление  и распоряжение земельными участками,  которые находятся в их собственности  и (или) в ведении, на принципах  эффективности, справедливости, публичности,  открытости и прозрачности процедур  предоставления таких земельных  участков. Для этого указанные  органы обязаны:  
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;  
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;  
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.  
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.  
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.  
4. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.  
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Из п.1 ст. 34 ЗК РФ следует, что субъект РФ вправе устанавливать случаи бесплатного предоставления земель...

Из этой статьи видно что субъекты РФ, в лице своих исполнительных органов власти, вправе устанавливать  случаи бесплатного предоставления земель.

 

 

 

 

 

 

Задача 18.

Гражданин заключил кредитный договор  с банком, обеспечив исполнение его  условий залогом своего имущества. Суммы кредита своевременно не были возвращены банку, в связи с чем  по решению суда взыскание было обращено на имущество залогодателя, включая  и земельную долю. Исполняя решение  суда, судебный пристав составил акт о продаже земельной доли, на основании которого потребовал зарегистрировать право собственности, покупателя на нее.

Соблюден ли порядок обращения взыскания на земельную долю?Каков порядок передачи в залог земельных участков и земельных долей? 
Решение: 
Порядок обращения взыскания на земельную долю и оформления документов, удостоверяющих право на неё, в данном случае нарушен. 
Как отмечено в п. 9 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями (одобрены постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96),1 каждый собственник земельной доли может продать ее в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей производства сельскохозяйственной продукции. При этом преимущественное право покупки земельных долей имеют остальные участники долевой собственности. 
При купле-продаже земельной доли предварительное выделение соответствующего участка в натуре не производится. 
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"2 собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе продать земельную долю. Сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также положениями настоящего Указа с учетом ранее принятых обязательств собственниками земельных долей. Возмездное отчуждение земельных долей производится с соблюдением правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации. 
Согласно п. 1 статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. 
Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных частью второй статьи 255 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законом. 
Статья 255 ГК устанавливает, что кредитор участника долевой или совместной собственности при недостаточности у собственника другого имущества вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания. 
Если в таких случаях выделение доли в натуре невозможно либо против этого возражают остальные участники долевой или совместной собственности, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга. 
В случае отказа остальных участников общей собственности от приобретения доли должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на долю должника в праве общей собственности путем продажи этой доли с публичных торгов. 
В статье 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"1 установлено, что в случае, когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии с федеральным законом. 
Согласно п. 3 ст. 54 этого Закона продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 
Таким образом, судебный пристав нарушил порядок обращения взыскания на земельную долю, поскольку : 
не было соблюдено преимущественное право покупки продаваемой доли остальных участников долевой собственности. Судебный пристав должен был предложить им приобрести земельную долю по сложившимся рыночным ценам. 
Если бы остальные участников долевой собственности отказались от покупки, судебный пристав не должен был самостоятельно продавать земельную долю, так как продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 
Как отмечено в п. 10 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями (одобрены постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96), продавец и покупатель заключают договор купли-продажи земельной доли согласно приложению N 2, который может быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством. 
Таким образом, основанием выдачи документов, удостоверяющих право на земельную долю, является договор, составленный согласно приложению N 2, и зарегистрированный в установленном порядке, а не акт о продаже земельной доли, составленный судебным исполнителем. Поэтому порядок оформления документов, удостоверяющих право на земельную долю в данном случае также нарушен. 
Каков порядок предоставления в залог земельных участков и долей? 
Право залога земли в банках было предоставлено крестьянским хозяйствам еще в 1991 г., а банкам разрешена выдача кредитов под залог земли . 
С 1993 г. право сдавать в залог земельный участок получили все граждане и юридические лица-собственники . 
В 1996 г. была принята норма, согласно которой могут быть обеспечены залогом земельных участков обязательства по кредитному договору (договору займа) или иные обязательства, в том числе основанные на договоре купли-продажи, аренды, подряда, другом договоре . 
Право залога не распространяется на принадлежащее залогодателю право постоянного пользования земельным участком, на котором находится предприятие, здание или сооружение. При обращении взыскания на такое предприятие, здание или сооружение лицо, которое приобретает это имущество в собственность, приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимого имущества . 
Договор залога подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"1  
В настоящее время залог земельных участков регулируется Законом РФ от 29 мая 1992 года "О залоге", ст.334 - 356 Гражданского кодекса РФ, Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"1 . 
Согласно статье 62 этого по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения). 
При общей долевой или совместной собственности на земельные участки, ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности. 
В соответствии со статьёй 63 ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств в соответствии с настоящим Федеральным законом не допускается. 
Как установлено в статье 67 оценка земельного участка не может быть установлена в договоре об ипотеке ниже его нормативной цены. 
К договору об ипотеке земельного участка должна быть приложена в качестве обязательного приложения копия плана (чертежа границ) этого участка, выданная соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. 
Отметим, что действующее законодательство не предусматривает возможности залога земельной доли без выделения участка в натуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задача 158.

В результате нарушения правил обращения  с ядохимикатами сельскохозяйственным предприятием «Вымпел» была допущена порча земельного участка на площади 5 га.

Какие виды ответственности могут  быть применены к виновным лицам?

Решение:

Статья 254 УК РФ устанавливает уголовную  ответственность за отравление, загрязнение  или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения  правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами  и иными опасными химическими  или биологическими веществами при  их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Поэтому, если загрязнение земельного участка  на площади 5 га земли повлекло причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, работники сельскохозяйственного  предприятия "Вымпел", по вине которых  было допущено загрязнение, должны быть привлечены к уголовной ответственности. Если же указанные последствия не наступили, то виновные подлежат административной ответственности.

Согласно статье 51 КоАП РСФСР порча  сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными  и иными отходами и сточными водами влечет наложение штрафа на должностных  лиц в размере до ста рублей. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3293-1 "О  порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР  об административных правонарушениях"1 устанавливает, что если верхний  предел штрафа не превышает ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной третьей минимального размера оплаты труда.

Статья 125 Земельного кодекса РСФСР  предусматривает, что за загрязнение  земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке от 500 тыс. до 1 млн. рублей, граждане - от 500 до 5000 рублей.

В соответствии с порядком перерасчета  размеров штрафов, установленным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы"1 если верхний предел штрафа не превышает  одного миллиона рублей - считать его  равным тысяче минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого  штрафа не может быть ниже пятисот  минимальных размеров оплаты труда.

В статье 125 ЗК РСФСР установлено, что  наложение штрафов и других взысканий  не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Согласно статье 126 ЗК РСФСР предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный  ими в результате нарушения земельного законодательства.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими  веществами утвержден Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.

Таким образом, на должностных лиц сельскохозяйственного предприятия "Вымпел" в соответствии со ст. 51 КоАП РСФСР может быть наложен штраф в размере от 1/3 до 1 ММОТ;

на сельскохозяйственное предприятие "Вымпел" в соответствии со ст. 125 ЗК РСФСР может быть наложен  штраф в размере от 500 до 1000 ММОТ;

Согласно статье 126 ЗК РСФСР сельскохозяйственное предприятие "Вымпел" обязано  возместить вред, причиненный ими  в результате нарушения земельного законодательства, порядок определения  размеров которого утвержден Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г

В случае, если загрязнение земельного участка на площади 5 га повлекло причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, работники сельскохозяйственного предприятия "Вымпел", по вине которых было допущено загрязнение, должны быть привлечены к уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 218.

Рассмотрев ходатайство администрации муниципального образования, Правительство области обратилось в Правительство РФ с просьбой разрешить изъять из земель государственного лесного фонда земельный участок площадью 3,5 га и предоставить его в постоянное пользование садоводческому объединению.

Правомерны ли действия Правительства  области?

Решение:

Согласно статье 63 Лесного кодекса  Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ1 перевод лесных земель в  нелесные земли для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного  фонда осуществляются:

в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;

в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению  соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 19 сентября 1997 г. N 1200 "О порядке  перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в  целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного  фонда"2 перевод и (или) изъятие  земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или  граждан с согласия территориальных  органов Федеральной службы лесного  хозяйства России, Государственного комитета Российской Федерации по земельным  ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (на основании заключения государственной экологической  экспертизы) и других заинтересованных органов.

Как установлено Положением о порядке  рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования  их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (утв. приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 69)1, юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с  заявлением в орган исполнительной власти района.

При достаточной обоснованности заявления, по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным  ресурсам и землеустройству осуществляют подготовку землеустроительного дела,

Администрация района (города) рассматривает  материалы землеустроительного  дела о переводе лесных земель в  нелесные в целях, не связанных с  ведением лесного хозяйства и  пользованием лесным фондом, принимает  постановление.

Указанное постановление вместе с  землеустроительным делом направляется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании  согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службам (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимает постановление  и обращается в Правительство  Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель.

Адресованная Правительству Российской Федерации просьба вместе с землеустроительным делом направляется на заключение в  Федеральную службу лесного хозяйства  России (Рослесхоз) - для земель лесхозов и военного ведомства или Комитет  Российской Федерации по земельным  ресурсам и землеустройству (Роскомзем) - для лесов совхозов, колхозов и  других сельскохозяйственных формирований.

Правительство Российской Федерации  на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного  дела принимает распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или дает обоснованный отказ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для  изъятия земель лесного фонда  и предоставления их в пользование.

В случае рассмотрения ходатайств о  переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятия  нелесных земель в лесах II и III группы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает  постановление о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии  нелесных земель или дает обоснованный отказ.

Таким образом, действия администрации  области правомерны, если в данном случае просьба разрешить изъять из земель гослесфонда земельный  участок площадью 3,5 га и предоставить его в постоянное пользование  садоводческому объединению относится к землям в лесах первой группы, связана с переводом лесных земель в нелесные и была согласована со всеми указанными органами.

Информация о работе Задачи по "Земельному кодексу"