Государственный контроль за использованием и охраной земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с «Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации», утвержденным Правительством РФ от 23 декабря 1993 года госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Содержание

Глава I. Государственный контроль за использованием и охраной земель
Органы, осуществляющие государственный контроль
за использованием и охраной земель…………………………………………………………………
Функции органов, осуществляющих государственный контроль
за использованием и охраной земель…………………………………………………………………
Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и охраной земель…………………………………………………………………………………….……………..
Порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства……………………

Глава II. Разрешение земельных споров
Понятие земельных споров и их разрешение……………………………………………………..
Органы, обладающие компетенцией по разрешению земельных споров………………………

Глава III. Ответственность за нарушение земельного законодательства
Понятие, состав, виды земельных правонарушений………………………………………………
Понятие и виды юридической ответственности
за нарушение земельного законодательства………………………………………………………….

Глава IV. Плата за землю.
Земельный налог…………………………………………………………………………………….
Арендная плата……………………………………………………………………………………....
Нормативная цена земли………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

гос. контроль.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Хабаровский Государственный Технический Университет

кафедра ГиЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Государственный контроль за использованием

и охраной земель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                                  ст. гр. ЗМУ (4-й курс)

                                                                                  Чебышева К.Д.                                                  

                                                                              Проверил:

                                                                                       Мурашева А. А.

 

 

 

 

 

Хабаровск

2003 год

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава I. Государственный контроль за использованием и охраной земель

  1. Органы, осуществляющие государственный контроль

за использованием и охраной земель………………………………………………………………

  1. Функции органов, осуществляющих государственный контроль

за использованием и охраной земель………………………………………………………………

  1. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих

государственный контроль за использованием и охраной    земель…………………………………………………………………………………….……………..

  1. Порядок наложения штрафов за нарушение земельного законодательства……………………

 

Глава II. Разрешение земельных споров

  1. Понятие земельных споров и их разрешение……………………………………………………..
  2. Органы, обладающие компетенцией по разрешению земельных споров………………………

 

Глава III. Ответственность за нарушение земельного законодательства

  1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений………………………………………………
  2. Понятие и виды юридической ответственности

за нарушение земельного законодательства………………………………………………………….

 

Глава IV. Плата за землю.

  1. Земельный налог…………………………………………………………………………………….
  2. Арендная плата……………………………………………………………………………………....
  3. Нормативная цена земли…………………………………………………………………………....

Приложение 1…………………………………………………………………………………………..

Приложение 2…………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственный контроль за использованием

 и охраной  земель

 

1. Органы, осуществляющие государственный  контроль за использованием и  охраной земель

              В соответствии с «Положением  о порядке осуществления государственного  контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации», утвержденным Правительством РФ от 23 декабря 1993 года госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль охватывает все категории земель независимо от форм собственности на землю и видов землепользования.

              Специально уполномоченными государственными  органами, осуществляющими госземконтроль, являются:

    • Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;
    • Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах;
    • Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации , органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
    • Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах.

               Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.

                Председатель Комитета РФ по  земельным ресурсам и землеустройству  является главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации, а заместители председателя и начальник Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Комитета – заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель РФ.

                Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители несут персональную ответственность за организацию и осуществление госземконтроля в РФ, а государственные инспектора по использованию и охране земель соответствующих территорий и их заместители – на этих территориях.

                Председатели комитетов по земельным  ресурсам и землеустройству субъектов  РФ, городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразделений государственного контроля за использованием и охраной земель этих комитетов – заместителями соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель.

               Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству – государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству – главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов РФ.

                Должностные лица и специалисты  Комитета РФ по земельным ресурсам  и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, городов и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

                Главному государственному инспектору по использованию и охране земель РФ, государственным инспекторам и инспекторам по использованию и охране земель органами исполнительной власти выдаются удостоверения установленного образца.

                Главный государственный инспектор по использованию и охране земель РФ и государственные инспектора имеют печать и бланки документов с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

 

 

  1. Функции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель

              Органы Комитета Российской Федерации  по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства охраны окружающей  среды и природных ресурсов  РФ, Государственного Комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ:

    • осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией;
    • организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;
    • принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
    • участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
    • вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
    • информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
    • участвуют в согласовании  градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

               Комитет РФ по земельным ресурсам  и землеустройству и его органы  на местах осуществляют государственный контроль за:

    • соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
    • недопущением самовольного занятия земельных участков;
    • предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
    • своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
    • проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
    • своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
    • соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
    • установлением и сохранностью межевых знаков;
    • своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.

              Министерство охраны окружающей  среды и природных ресурсов  РФ и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

    • выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;
    • соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
    • предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;
    • соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

               

    • осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
    • достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;
    • соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
    • пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
    • выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
    • выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

                Государственный комитет Российской  Федерации по вопросам архитектуры  и строительства  и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

    • соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
    • соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;
    • соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
    • предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
  1. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих госземконтроль.

              Главный государственный инспектор  по использованию и охране  земель РФ и его заместители, государственный инспектора по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:

              1)  направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

    1. обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопроса отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
    2. приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также, если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
    3. вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
    4. составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на           рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа,

 

                    налагаемого на граждан, не превышает  пяти минимальных размеров оплаты труда,

                    на должностных лиц – десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических 

                    лиц – двадцати минимальных  размеров оплаты труда. Должностные  лица 

                    Государственного комитета санитарно-эпидемиологического  надзора РФ, органов и 

                    учреждений государственной санитарно-эпидемиологической  службы

                    РФ рассматривают дела о нарушениях  земельного законодательства в  порядке,

                    установленном Законом РСФСР  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии    

                    населения»;     

    1. беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;
    2. давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
    3. получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
    4. привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
    5. приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
    6. вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.

              Главный государственный инспектор  по использованию и охране  земель РФ и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов и конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства.

              Инспектора по использованию  и охране земель пользуются  правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в пунктах «5» (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), и в пунктах «6» и «9».

               Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного  контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль, несут установленную законодательством ответственность.

               Органы Министерства внутренних РФ в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.

                 Должностные лица, осуществляющие  госземконтроль, несут ответственность  за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

                 Жалобы на действия должностных  лиц, осуществляющих госземконтроль, подаются вышестоящему должностному  лицу или в суд.

                  Главному государственному инспектору по использованию и охране земель РФ и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель и их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия.

                  Комитет РФ по земельным ресурсам  и землеустройству совместно  с другими органами, осуществляющими  госземконтроль, составляет ежегодный  отчет о контроле за использованием и охраной земель.

 

  1. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства

              Органы Комитета РФ по земельным  ресурсам и землеустройству, Министерства  охраны окружающей среды и  природных ресурсов РФ, Государственного  комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологической службы РФ в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в 2-х месячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях  - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

               Органы Комитета РФ по земельным  ресурсам и землеустройству налагают  штрафы за:

    • самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекших за собой самовольное занятие земель;
    • нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
    • использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;
    • систематическое не внесение платежей за землю;
    • захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
    • нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
    • искажение сведений о состоянии и использовании земель;
    • нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
    • уничтожение межевых знаков; 
    • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

               Органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ налагают штрафы за:

    • самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
    • захламление земель;
    • загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
    • порчу, уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
    • невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель;
    • противоправные действия должностных и юридических  лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушение установленного режима использования указанных земель, других земель с особыми условиями использования;
    • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах предписания по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

               Органы Государственного комитета  РФ по вопросам архитектуры  и строительства налагают штрафы за:

    • самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия

      должностных  лиц, повлекшие за собой самовольное  занятие земель в городах

      и других поселениях;

 

    • самовольное строительство;
    • использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
    • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
    • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
    • нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.

               Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ налагают штрафы за:

    • самовольное строительство в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв;
    • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
    • загрязнение земель химическими (токсичными), радиоактивными веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;
    • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

               Дела о вышеуказанных правонарушениях рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции, установленной в пункте 3.

               Суммы штрафов за нарушение  земельного законодательства  поступают  при наложении их:

    • органами Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству – на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»;
    • органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ, органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в соответствии с Законами РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – на формирование внебюджетных экологических фондов;
    • органами Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства – в соответствующие бюджеты.

               При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.

                Взыскание денежных средств с  иностранных и международных  организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда.

                Комитет РФ по земельным ресурсам  и землеустройству, Министерство  охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ и Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства издают инструкции и дают разъяснения о порядке осуществления госземконтроля.

 

 

 

                В соответствии с указом Президента РФ «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» № 2162 от 16.12.1993 г. граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

                а) за нарушение утвержденной  градостроительной документации  при отводе  земель, противоправные  действия должностных лиц, повлекшие  за собой самовольное занятие  земель, граждане – от одного  до трех, должностные лица –  от трех до десяти, юридические лица – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

                б) за нарушение установленного  режима использования земель  природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, граждане – от трех до пяти, должностные лица – от пяти до десяти, юридические лица – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

                в) за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое не внесение платежей за землю, граждане и должностные лица – от трех до десяти, юридические лица – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

                г) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, граждане – от пяти до десяти, должностные лица – от десяти до двадцати, юридические лица – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

                Главный государственный инспектор  по использованию и охране  земель РФ и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, а также должностные лица специально уполномоченных государственных органов, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель имеют право самостоятельно рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства.

                Конкретные полномочия указанных  лиц по наложению штрафов устанавливаются  Советом Министров – Правительством РФ.

                 Сумма штрафов за нарушение  земельного законодательства при наложении их органами Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству поступают на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

 

Глава II. Разрешение земельных споров

 

    1. Понятие земельных споров и их разрешение

                  Земельные споры имеют место  главным образом о праве пользования землей (возникновение, изменение и прекращение права пользования землей; нарушение права пользования землей; возмещение землепользователям убытков, а также неиспользованных затрат при изъятии земель и др.)

                В соответствии с пунктом 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Норма, сформулированная в данной статье, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления.

                Под разрешение земельных споров  подразумевается рассмотрение и  вынесение решений по ним судами  по правилам о подведомственности  и подсудности споров, установленным  процессуальным законодательством Российской Федерации.     

    1. Органы, обладающие компетенцией по разрешению земельных споров.

                 В соответствии с Постановлением  № 6 Пленума Верховного суда РФ  от 22 апреля 1992 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов  при применении законодательства о земельной реформе» суд вправе принять к производству и рассмотреть по существу дела по спорам,

                 

 

связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью ( в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам (ст. 46 Конституции РФ, ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

                Судам, в частности, подведомственны:

                а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского хозяйства), ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 8 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве;

                б) жалобы на отказ в регистрации  и выдаче соответствующей администрацией  государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды;

                в) требования о признании неправомерным  прекращения местной администрацией  права собственности на землю  и пользования земельными участками  и их аренды;

                г) жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

                д) жалобы собственников земли, арендаторов  о признании недействительными  актов, изданных государственными  или иными органами не в  соответствии с их компетенцией  либо с нарушением требований  законодательства;

                е) требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды;

                ж) требования о признании неправомерным  отказа администрации в предоставлении  служебного надела, а также в сохранении права пользования служебным наделом;

                 з) требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или  временным занятием земельных  участков для государственных  и общественных нужд, ограничением  прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния , вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан (ст. 57 Земельного кодекса РФ);

                и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

                к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

                л) требования о возмещении местной  администрацией стоимости произведенных  затрат на улучшение земель  в случае добровольного прекращения  права пожизненно наследуемого  владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель;

                м) жалобы на решение местной  администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);

                н) споры между собственниками  индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении  препятствий в пользовании земельным  участком, в том числе и в  случае, когда оспариваются его  границы и размеры;

                о) споры между садоводческим  товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком;

                п) споры между членами дачно-строительного  кооператива и кооперативом, а  также 

споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.

                Неподведомственны судам споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку в силу ст.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные дела относятся к юрисдикции арбитражного суда.

                Таким образом, арбитражные суды  рассматривают споры, возникшие  между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, стороной которых выступает индивидуальный предприниматель.

                Дела об установлении факта владения земельным участком, об установлении порядка пользования земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПКРФЫ, ст. 119 ГПК). Это объясняется тем, что. Как правило, рассмотрение этих дел связано с осмотром участка, опросом соседей, проведением различных проверочных действий, а наиболее быстро и правильно это можно сделать лишь по месту нахождения спорного земельного участка.

                В соответствии с п.2 ст. 64 Земельного  кодекса РФ до принятия дела  к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде была предусмотрена ст. 123 Земельного кодекса 1991 г. Третейский суд – негосударственный юрисдикционный орган. В Российской Федерации существуют третейские суды двух видов: создаваемые самими спорящими сторонами для разрешения конкретного спора и постоянно действующие.

                Граждане могут передать возникший  между ними спор на рассмотрение  третейского суда, заключив предварительно об этом договор. Форма и содержание договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда (третейской записи), состав третейского суда, порядок рассмотрения спора и иные вопросы третейского производства в настоящее время определяются Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК).

                Постоянно действующие третейские  суды могут учреждаться различными  организациями. При этом процедура разрешения спора  и иные вопросы, связанные с работой такого суда регламентируются правилами, утверждаемыми организацией, при которой образован соответствующий суд.

            

Глава III. Ответственность за нарушение земельного законодательства

 

    1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений

                Под земельным правонарушением следует понимать деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы земельного права, совершенное виновно и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам.

                Определение основных понятий  видов нарушений земельного законодательства:

    1. Самовольное занятие земельных участков – использование земельного участка фи-

зическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания  границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).

2.   Противоправные действия, повлекшие  самовольное занятие земель –  принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением своих полномочий.   

 

                3.  Нерациональное использование  сельскохозяйственных земель –  самовольный пере 

вод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, не обеспечение выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановке на ней.

                Конкретные показатели нерационального  использования земель разрабатываются органами Роскомзема и могут утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ.

                Признаками нерационального использования  земель являются: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.

                4.  Невыполнение обязательных  мероприятий по улучшению земель  и охране почв от 

ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв – необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных соответствующими решениями и проектными материалами объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.

        5.  Использование земельных участков  не по целевому назначению, а  также способами,

               приводящими к порче земель  – фактическое использование земельных участков в целях,

               не соответствующих целевому  назначению, установленному при  предоставлении зе-

               мельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а так-

               же за несоблюдение режима использования земель, в случаях, установления таких огра-

               ничений и обременений правами  других лиц.

               6.  Систематическое невнесение  платежей за землю – неуплата  земельного налога в те-

               чение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение по-

               следующего года, неуплата в установленные  сроки арендной платы, потерь  сельскохо-

               зяйственного и лесохозяйственного  производства, причиненных убытков  и нанесенного

               ущерба.

    1. Захламление земель – накопление (складирование) на земельных участках комму-

нально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т. п. в непредусмотренных для этих целей местах.

    1. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение

               почвенного покрова, характеризующееся  ухудшением его физического и  биологического

               состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего  использова-  

               ние земельного участка невозможно, либо требует введение специальных  ограничений,

               включая консервацию земель для  проведения мероприятий по восстановлению плодоро-

               дия почв.

                      Порча и уничтожение плодородного  слоя почвы является результатом  нарушения 

               правил ведения вскрышных работ  при разработке месторождений  полезных ископаемых,

               нарушения установленного режима  использования земель, хищения, невыполнения  или 

               некачественного выполнения обязательных  мероприятий, предусмотренных в  соответст- 

               вующих решениях и проектных  материалах по снятию и сохранению плодородного слоя

               почвы, предотвращению ветровой  и водной эрозии, опустынивания  подтопления, переу-

               влажнения, заболачивания и других  процессов, ухудшающих состояние  земель.

    1. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязаннос-

тей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению – несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для привидения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

10.  Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию  объектов, отрицательно влияющих на состояние земель – внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, создание очистных сооружений,

 

        11.  Искажение сведений о состоянии и использовании земель – приписки и искажение

         сведений в статистической документации  о наличии, состоянии и использовании  зе-   

         мельных угодий, объемов выполненных  работ по мелиорации, культуртехнике, рекуль-

         тивации и иных мероприятий.

         12.  Нарушение сроков рассмотрения  заявлений (ходатайств) граждан о  предоставлении

         земельных участков и сокрытие  информации о наличии свободного  земельного фонда –

         неприятие мер по своевременному рассмотрению заявлений граждан о предоставлении

         им земельных участков, недоведение  до граждан информации о ходе  формирования 

         фонда перераспределения земель  и месте нахождения включенных  в него земельных 

         участков.

         13.  Уничтожение межевых знаков  – действия, приводящие к утрате  в натуре (на мест-

         ности) границ земельных участков (запахивание, хищение или уничтожение  межевых 

         знаков другими способами) и к  необходимости проведения работ  по их восстановлению.

         14.  Уклонение от исполнения  или несвоевременное исполнение  предписаний, выданных 

         должностными лицами органов, осуществляющих  государственный контроль за  исполь-

         зованием и охраной земель  по вопросам устранения нарушений земельного законода-

         тельства – непринятие мер  по устранению нарушений земельного  законодательства в  

         сроки, определенные госземинспекторами  и их заместителями в Указаниях  об устране-

         нии нарушений земельного законодательства, Требованиях о приостановке работ, экс-

         плуатации объектов, Предписаниях  о прекращении финансирования (кредитования)

         строительства, эксплуатации объектов, Решениях о приостановке неправомерных 

         решениях органов местного самоуправления и т. п.

    1. Понятие и виды юридической ответсвенности за нарушение земельного законодательства

                Правовым основанием для привлечения  к административной ответственности  является совершение земельного  правонарушения, представляющего собой виновное противоправное действие или бездействие со стороны граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности.

                Субъектами земельных правонарушений  могут быть как состоящие в  земельных правоотношениях собственники земли, землепользователи и арендаторы, так и те, которые, не являясь субъектами земельных отношений, нарушили земельное законодательство (например, лица, самовольно занявшие земельный участок).

                Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется обязательным наличием вины, которая может быть в форме прямого умысла (умышленное самовольное занятие участка) либо  в форме небрежности (нерациональное использование земли).

                Объективная сторона земельного правонарушения  заключается в противоправности поведения, нарушении требований земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий (уничтожение межевых знаков), так и в результате бездействия (невыполнение мероприятий по охране земель). Земельные правонарушения могут быть одновременно следствием действия или бездействия (потери почвенного плодородия вследствие неправильной вспашки (действие) и непринятие мер по охране земель от процессов разрушения (бездействие)).

                В качестве санкций за земельные  правонарушения применяются такие  меры воздействия. Как наложение штрафа, изъятие земельного участка, возврат самовольно занятого земельного участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу, возмещение вреда.

                Правовые санкции за земельные  правонарушения содержатся в  актах как земельного, так и  ряда других отраслей права.

                Причем для применения санкций, содержащихся в актах других  отраслей права, необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением норм соответствующей отрасли права.

                Вместе с тем санкции за  земельные правонарушения применяются  неоднозначно.

                Санкции земельного права распространяются на субъектов земельных правоотношений, уголовного законодательства – только на граждан и должностных лиц. Санкции, налагаемые в административном порядке, касаются всех виновных в совершении земельных правонарушений, в том числе и юридических лиц. Земельный кодекс предусматривает дисциплинарную ответственность, которую несут только виновные должностные лица и работники организаций (ст. 75 ЗК).

 

                Если санкции административного  и уголовного права применяются  на альтернативной основе, то  санкции других отраслей могут применяться за одно и то же нарушение одновременно.

                Например, за самовольное занятие  земельного участка при наличии  оснований, могут быть применены  одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским и  земельным законодательством, а также нормы административного или уголовного законодательства.

                В соответствии с «Разъяснениями  о порядке работ органов, осуществляющих  государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан, юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства к административной ответственности», утвержденными совместным приказом Роскомзема, Минэкологии России, Госкомсанэпиднадзора, министерства строительства России от 29 сентября 1992 г. При выявлении земельных правонарушений должностное лицо органа, осуществляющего госземконтроль, выносит предупреждение с установлением трехмесячного срока для их устранения, о чем составляется соответствующий документ (приложение 1).

                В случае неустранения нарушений в установленный срок должностное лицо составляет Протокол о нарушении земельного законодательства (приложение 2), в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснение нарушителя, иные сведения. Протокол составляется в трех экземплярах.

                Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель в пятнадцатидневный срок со дня получения Протокола о нарушении земельного законодательства.

                Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия выносит одно из следующих постановлений по делу:

    1. о наложении административного взыскания;
    2. о прекращении дела производством.

                Постановление объявляется немедленно  по окончании рассмотрения дела, подписывается в трех экземплярах, регистрируется в специальной книге и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено

                Штраф может быть наложен не  позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения либо в месячный срок по окончании срока, установленного указанием (приложение 1).

                Постановление комиссии может  быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий госземконтроль или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

               Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования – не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

                Наложение штрафов не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда. Одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа комиссия устанавливает срок не более трех месяцев для устранения нарушения земельного законодательства, о чем делается запись в постановлении. В случае неустранения нарушений в установленный срок виновные привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

                В случае неуплаты штрафа в  срок он взыскивается в принудительном  порядке с должностных лиц и граждан в соответствии с правилами, установленными Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 286), Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст.338, 339), а с юридических лиц в порядке, определенным ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

                Уголовная ответственность за  нарушение земельного законодательства  наступает в случаях совершения действий, посягающих на установленный земельный правопорядок и представляющих собой общественную опасность.

                К числу таких действий УК РФ относит порчу земли, повлекшую причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254)

 

 

                По случаям самовольного занятия  земельных участков, самовольного  строительства, а также купли-продажи земельных участков, не предусмотренных законодательством, когда исчерпаны меры административного воздействия на нарушителя, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель принимают решение о передаче материалов в следственные органы для привлечения его к уголовной ответственности.

                Если орган, осуществляющий госконтроль  за использованием и охраной  земель, не согласен с отказом следственных органов в возбуждении уголовного дела или решением суда, он вправе обжаловать этот отказ (решение) в вышестоящие судебные органы или прокуратуру.

                Пункт 2 статьи 74 ЗК «Привлечение  лица, виновного в совершении  земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред» предусматривает гражданско-правовую ответственность, которая наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемых законом правам и интересам собственников земли, землепользователей, землевладельцев независимо от привлечения к другим видам ответственности.

                Пункт 1статьи 75 ЗК устанавливает  дисциплинарную ответственность  за земельные правонарушения. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией той организации, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарного (должностного, служебного и др.) проступка, т. е. противоправного виновного  превышения прав, неисполнения или ненадлежащего исполнения работником возложенных на него обязанностей, влекущего дисциплинарную ответственность, предусмотренную законодательством о труде.

                Дисциплинарный проступок может  выражаться, например, в нарушении  правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и т. п.

                К лицам, совершившим дисциплинарные правонарушения (проступки), согласно ст. 135 КзоТ, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы. При наложении взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должны быть затребованы объяснения. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий в настоящее время определяется ст. 136, а правила снятия таких взысканий – ст. 137 КзоТ.

                Для отдельных категорий работников  законодательством о дисциплинарной  ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды дисциплинарных взысканий.

 

Глава IV. Плата за землю

 

                В соответствии с законом РФ  «О плате за землю» от 11 октября 1991 года использование земли в  Российской Федерации является  платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

                Собственники земли, землевладельцы  и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

                За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

                Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

                Целью введения платы за землю  является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. 

                1. Земельный налог

                Размер земельного налога не  зависит от результатов хозяйственной  деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.         

 

                Ставки земельного налога пересматриваются  в связи с изменением не  зависящих от пользователя земли  условий хозяйствования.

                Ставки  земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах РФ, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.  

                Настоящий закон определяет порядок  исчисления и уплаты земельного  налога на земли сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного назначения.

                При использовании земель сельскохозяйственного назначения с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

                Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

                Земельный налог на сельскохозяйственные  угодья устанавливается с учетом  состава угодий, их качества, пощади  и местоположения.

                Средние размеры земельного налога  с одного гектара пашни по субъектам РФ и доли централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно приложению 1. Органами законодательно (представительной) власти субъектов РФ исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Согласно ФЗ РФ «О внесении  изменений и дополнений в закон РСФСР  «О плате за землю», принятого 8.07.1994 г. установленные ставки земельного налога индексируются ежегодно начиная с 1995 года:

    • на пашню (приложение 1 к Закону РСФСР «О плате за землю») – исходя из соотношения оптовых цен на сельскохозяйственную продукцию и цен (тарифов) на продукцию и услуги, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями;
    • на земельные участки в городах и других населенных пунктах (приложение 2, таблица 1 к Закону РСФСР «О плате за землю»), а также на участки, используемые гражданами для жилищного, дачного и гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, - исходя из динамического изменения размера оплаты труда.

                Земельный налог за участки  в границах сельских населенных  пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

                Плата за земли несельскохозяйственного  назначения. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков  взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

                Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе  средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1) к настоящему Закону.

                Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостротельной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории генеральными планами городов.

                В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

 

 

                От уплаты земельного налога  полностью освобождаются:

    1. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
    2. предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
    3. научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
    4. учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры , а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
    5. предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
    6. участники ВОВ, а  также граждане, на которых распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ;
    7. инвалиды I и II групп;
    8. земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;
    9. земли общего пользования населенных пунктов;
    10. учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования;
    11. высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских  наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утвержденному Правительством РФ;
    12. государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения  радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта РФ, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильным дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенным к федеральной собственности;
    13. предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ;
    14. земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а  также Министерства обороны РФ;
    15. санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;
    16. внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;

 

    1. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    2. военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей;
    3. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
    4. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

                Граждане, впервые организующие  крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

                Налог за землю, расположенную  в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до двадцати пяти процентов от ставки земельного налога, установленного за сельскохозяйственные угодья.

                С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного  налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

                Порядок взимания платы за  землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

                Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее первого июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

                По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

                Начисление земельного налога  гражданам производится органами  государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

                За земельные участки, предназначенные  для обслуживания строения, находящегося  в раздельном пользовании нескольких  юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

                За земельные участки, предназначенные  для обслуживания строения, находящегося  в общей собственности нескольких  юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на это строение.

                Учет плательщиков и начисление  налога производятся ежегодно  по состоянию на 1 июня. Земельный  налог с юридических лиц и  граждан исчисляется начиная  с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

                Суммы налога уплачиваются равными  долями не позднее 15 сентября  и 15 ноября. В случае неуплаты  налога в установленный срок  начисляется пеня в размере 0,7 процента от суммы недоимки  за каждый день просрочки.

                Плательщики, своевременно не привлеченные  к уплате земельного налога, уплачивают  этот налог не более чем  за три предшествующих года.

                Платежи за землю зачисляются  на бюджетные счета соответствующих  органов местного самоуправления:

    • сельских органов местного самоуправления – за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
    • поселковых, городских органов местного самоуправления – за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;
    • районных органов местного самоуправления – за исключением

                     земель, переданных в ведение  сельских, поселковых и городских  органов местного 

                     самоуправления.

                На бюджетных счетах Российской Федерации, субъектов РФ централизуется часть средств, поступивших на бюджетные счета районных и городских органов местного самоуправления в порядке платы за землю.

    1. Арендная плата

                Второй формой платы за использование земли является арендная плата, подлежащая внесению арендаторами (субарендаторами) земельных участков в соответствии с условиями договоров аренды (субаренды).

                В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного  кодекса РФ порядок определения  размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

                В случаях, когда арендуемый земельный  участок находится в государственной  или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в договоре аренды (субаренды) земельного участка сторонами договора самостоятельно. Однако при этом стороны договора обязаны учитывать обязательные правила, регулирующие порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения. В зависимости от того, в чьей собственности находятся арендуемые земельные участки – в собственности Российской Федерации, ее субъектов или в муниципальной собственности – такие правила устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

                В соответствии со ст. 432 ГК  РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

                Из данной статьи ГК РФ с  необходимостью следует, что если  при заключении договора стороны  не согласовали хотя бы одно  из существенных его условий, то такой договор считается  незаключенным. Признание договора  незаключенным при отсутствии в нем существенных условий или из-за недостижения сторонами соглашения по этим условиям, по общему правилу , влечет за собой последствия недействительности сделки (см. подр.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Отв. Ред. О.Н. Садиков. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997, с. 418).

                В соответствии с п. 4 ст. 65 ЗК  РФ порядок, условия и сроки  внесения арендной платы за  земельные участки, находящиеся  в частной собственности, устанавливаются  договорами аренды земельных участков

4. Нормативная  цена земли

                В соответствии с законом РФ  «О плате за землю» от 11 октября 1991 года Нормативная цена земли  – показатель, характеризующий стоимость  участка определенного качества  и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

                Нормативная цена земли вводится  для обеспечения экономического  регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка.

                В соответствии с Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения  нормативной цены земли» нормативная  цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам.

                Предложения об оценочном зонировании  территории субъекта Российской  Федерации и о нормативной  цене земли по указанным зонам  представляются комитетами по  земельным ресурсам и землеустройству.

                Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать

 

нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

                Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

                Районные (городские) комитеты по  земельным ресурсам и землеустройству  выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

                Государственный комитет Российской  Федерации по земельным ресурсам  и землеустройству совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разрабатывает основные методические положения по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли.

                Согласно Указу Президента Российской  Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» часть функций упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике переданы Федеральной службе земельного кадастра России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Государственный контроль за использованием и охраной земель. Нормат. материалы. Вып. 1/Роскомзем; Ответств. за выпуск С. Л. Громов; картографическое предприятие РосНИИземпроекта. – 1994. – 259 с.
  2. Государственный контроль за использованием и охраной земель. Нормат. материалы. Вып. 4/Гос. зем. комитет Российской Федерации; Сост.: С. Л. Громов, И. А. Вавилин, А. В. Хомяков, В. П. Рубченков; Под ред. С. Л. Громова. – Новосибирск: СГГА. – 1999. – 324 с.
  3. Земельные отношения и землеустройство в России. М. – Изд-во «Русслит», 1995. – 512 с.
  4. Земельные споры. Сборник документов /Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: 2001. – 95 с.
  5. Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации /Под ред. Г. В. Чубукова, М. Ю. Тихомирова. – М.: 2002. – 447 с.
  6. Приказ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. 12.04.2002)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Государственный контроль за использованием и охраной земель