Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить сущность и специфику современного мифотворчества.
Задачи работы:
1.Раскрыть феномен мифотворчества в прессе.
2.Рассмотреть влияние мифов на сознание человека и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие мифотворчества
1.1 Мифотворчество в прессе…………………………………………………. 5
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием……………………………...12
2. Анализ статей-мифов в печатных изданиях
2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»….……………...………………………………………………………..17
2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»...………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………............29
Список источников…………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

«Разбушевался!» ( Мир новостей, 6 сентября, 2010г.), (Приложение 10).

  1. Общая направленность текста – политическая.
  2. Жанр: статья
  3. В тексте использованы лексика, которой обусловлена политическая направленность текста (Парламент Российской Федерации, власть над страной, ультранационалист). Использована прямая речь («Это сумасшествие, - заявил он….). Присутствуют метафоры (горстка евреев). Неподобающее поведение лидера ЛДПР автор описывает рядом глаголов (кидался, оплакивал, требовал). Применяются эпитеты (российский ультранационалист, еврейские демонстранты), контекстные синонимы (Жириновский-ультранационалист).
  4. Композиция текста неполная, четко определенного введения заключения нет.
  5. Общая оценка текста – объективная.

 

                                              

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

В ходе выполнения работы был рассмотрен феномен мифотворчества, его влияние на массовое и индивидуальное сознание, проведен анализ статей-мифов в различных печатных изданиях.

        Из всего этого можно сделать следующие выводы:

        Мифотворчество – это более эффективное и удобное средство воздействия на аудиторию.

         Современные мифотехнологии – это отдельная большая ниша в творчестве журналиста.

Можно сказать, что мифотворчество давно и прочно вошло в жизнь общества, но его актуальность и практическое значение до сих пор не вызывают сомнения. С самого начала они стремились изменить сознание людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их поведение.

      Интересно, что многократное повторение мифов одного и того же профиля приводит к тому, что они настолько прочно фиксируются в головах людей, что реальный смысл происходящего уходит на второй план.

      Средства  массовой информации радикально меняют количество, состав и структуру взаимодействия в обществе.

        Общественное сознание настолько инертно, что правильно преподнесенная информация в форме мифа моментально внедряется в его структуру. Миф воспринимается догматически. Например, созданный миф о благе коммунизма до сих пор живет в сознании старшего поколения. Миф создает "сказку" в сознании человека. Нужно только грамотно ее сочинить, и тогда люди сами распределяют роли и начинают играть согласно чьим- то правилам.

     Первостепенная роль в этом процессе отводится газете, обладающей убеждающей силой "документа".

    Анализ периодических  изданий показал, что мифы присутствуют  как и в Правительственных источниках (Российская газета), так и в более независимых и неформальных изданиях (Мир новостей).

    Порой миф способствует опровержению истинных фактов событий, которые зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Даже в наши дни для интеллектуальных элит или сферы бизнеса газета обладает большим авторитетом, чем, к примеру, телевидение.

    Сущность мифотворчества  в цело как нельзя лучше  определяют слова М. Паренти: «СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом определены теми, кто контролирует мир коммуникаций» [12,160].

 

 

        

 

                                

 

                          

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                       Список использованной литературы

 

1.Воеводина     Л.Н.      Мифология и культура.  – М.: Диена, 2001. – 270с.

2.Ворошилов В.В. Журналистика. – М.: Кнорус, 2008. - 491с.

3.Геращенко Л.Л. Мифология рекламы. – М.: Гардарики, 2006. – 318с.

4.Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М.: Кнорус, 2001. – 310с.

5.Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект – пресс, 2002. – 303с.

6.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Аспект-пресс, 2000. – 166с.

7.Ким М.Н  Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2007. – 400с.

8. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество-СМИ-власть. – М.: Юнити, 2006. – 301с.

9.Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. - СПб.: Питер, 2000. – 236с.

10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: МУПП, 2001. – 269с.

11. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф—имя—культура. – СПб.: Михайлов, 2001. – 370с.

12.Олешко В.Ф Журналистика как творчество. – СПб.: Михайлов,2004. – 358с.

13.Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М.: Гардарики, 2000. – 290с.

14.Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб.: Роза мира, 2005. – 315с.

15.Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. – СПб.: Роза мира, 2000. – 241с.

16.Хренов Н.А. Роль мифа в интегральной культуре XX века.// Традиционная культура. Научный альманах. – М.: МГПУ, 2006, №1.

17.Цуладзе А. Политическая мифология. - М.: Гардарики, 2003. – 410с.

19. Щекочихин Ю. Три эпохи российской журналистики. – М.: МГУ, 2007. – 376с.

20.Щербинина Н.Г. Герой и антигерой в политике России. – М.: Кнорус, 2002. – 391с.

21.Элиаде М. Священное и мирское. – М.:МУПП, 2000. – 320с.

22. Элиаде М. Аспекты мифа. – М.:МУПП, 2001. – 219с.

23.www.philologos.narod.ru/lotman/myth-name.htm (дата обращения: 21.09.2010).

24.www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Hubn/31.php (дата обращения: 20.09.2010).

25. www.spectator.ru/life/myths (дата обращения 22.11.2010)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Список источников

 

 

  1. Российская газета, №240, 245, 2010 г.
  2. Независимая газета, №41,42, 44, 2010 г.
  3. Аргументы и факты №44, 45, 2010 г.
  4. Мир новостей №46,47, 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ




Информация о работе Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации